Развитие творческой активности и технического мышления личности студентов технологического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 25.03.2017

Статья просмотрена: 525 раз

Библиографическое описание:

Шадрин, А. С. Развитие творческой активности и технического мышления личности студентов технологического образования / А. С. Шадрин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 561-564. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41073/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена вопросам, связанным с проблемой развития творческой активности и технического мышления личности будущих учителей технологии. Рассматривается эффективность процесса развития технического мышления и творческой активности, через самостоятельную работу студентов технологического образования.

Ключевые слова: творчество, техническое мышление, учебно-познавательная деятельность, самостоятельная работа

Article is devoted to questions, connected with a problem of development of creative activity and technical thinking of the identity of future teachers of technology. Efficiency of development of technical thinking and creative activity, through independent work of students of technological education is considered.

Keywords: creativity, technical thinking, educational cognitive activity, independent work

Проблема развития творческой активности и технического мышления личности является одной из сложных для исследования как в философии, так и в психологии, педагогике, дидактике. Однако рассмотрение всех возможных подходов к ней чрезвычайно актуально в настоящее время. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих возникновение природы творчества и активности личности. К таким факторам относят природные задатки и индивидуальные особенности личности, творческие способности и проявление активности индивида в процессе деятельности. Особое внимание уделяется деятельностно-практической стороне творчества и указывается на необходимость активности субъекта в творческом процессе, поэтому многие исследователи применяют термин «творческая активность» личности.

Прежде всего, творческая активность понимается как активность человека в том или ином виде творчества: научном, техническом, художественном и других. В зависимости от этого активность приобретает существенные признаки и специфические особенности творчества.

Существенной особенностью творческой деятельности является единство объективного и субъективного, то есть она предполагает обогащение внутреннего содержания субъекта деятельности. В этом смысле направленность личности представляет собой устойчивую, доминирующую систему мотивов, интересов, убеждений, вкусов и т. д., в которых проявляют себя потребности человека [6].

Степень выраженности творческой направленности во многом зависит от известного свойства личности  активности и имеет психологические критерии и показатели творчества. Выделяются пять признаков творчества:

Первый признак, который, по мнению большинства ученых, отличает творческих людей от нетворческих, характеризуется наличием интеллектуальной, творческой инициативы, выходом за рамки задач и требований непосредственной деятельности.

Второй признак творчества  «широта ассоциативного ряда», отдалённость ассоциации, то есть неожиданность использования предмета, придание ему нового функционального или переносного значения

Третий признак  «беглость» мышления  определяется богатством и разнообразием идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула.

Четвёртый признак творчества  «гибкость» мышления, способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому.

Пятый признак  оригинальность мышления, которая заключается в самостоятельности, необычности, остроумности решения проблемы по отношению к стимулу или традиционным способам решения. Эти первичные признаки творческого мышления тесно переплетаются, однако имеют свою специфику и единицы измерения (количество, скорость, качество, сравнение, отношение и т. д.) [4].

Творческая активность проявляется в рамках учебно-познавательной деятельности при изучении конкретного учебного предмета, а также в процессе воспитания студентов. Результатом включения студентов в процесс творчества могут быть и новообразования личности, её творческие способности.

Развитие творческих способностей у студентов в полной мере соотносится с развитием творческой активности обучаемых. В данном утверждении мы исходили из того, что педагогическая наука раскрывает сущность творческой активности с позиций процессуально-деятельностного подхода в обучении. То- есть творческое изменение студентом окружающего мира находит отражении внутренней среды самой личности, её сознания, мышления, потребностей, мотивов.

В этом контексте творческая активность выступает как свойство личности, в которой проявляется индивидуальность студента, и всегда связана со склонностями, интересами и непременно определяется потребностями обучаемого в том или ином виде деятельности.

Применительно к данному исследованию, исходя из его цели и задач под развитием технического мышления и творческой активностью понимается качество будущих учителей технологии в процессе создания субъективно нового продукта (будь то элемент резьбы или целое изделие), в который студент вложил свои знания, применил усвоенные на занятиях умения и навыки в новой для него ситуации, проявил эмоциональное отношение (мотивы, интерес) к продукту деятельности [8].

Эффективность процесса развития технического мышления и творческой активности зависит от уровней активности:

− репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого. Усвоение образцов сопровождает человека всю жизнь, но уровень активности здесь ещё не достаточный;

− поисково-исполнительная активность представляет собой высокий уровень деятельности, поскольку имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне не только нужно понять задачу, но и самому отыскать средства ее решения;

− творческая активность является высшим уровнем деятельности, так как сама задача может ставиться обучаемым, выбираются новые пути её выполнения [1].

Каждый уровень активности обучаемых проявляется при выполнении деятельности, которая соответствует конкретным целям данного этапа процесса обучения будущих специалистов.

Говоря об этапах учебно-познавательной деятельности, исследователи отмечают, что установлена иерархическая последовательность уровней активности, то есть нельзя обеспечить более высокий уровень, не сформировав предварительно более низкий, в последовательном порядке. Переход от деятельности на первом уровне ко второму, от второго к третьему и т. д. определяется результатами, полученными на предшествующем уровне, то есть эффективностью его реализации. Однако, все эти уровни не исключают друг друга, а представляют одно целое, так как в репродуктивной деятельности содержатся творческие элементы, а творческая деятельность непременно включает воспроизведение. Следовательно, для формирования творческой активности студентов необходимо, чтобы каждый обучаемый предварительно усвоил предыдущие уровни (репродуктивно-подражательный и поисково-исполнительский), имеющие различное количество творческих элементов деятельности [5].

Для определения уровней развития творческого технического мышления студентов технологического образования в процессе практической деятельности можно выделить следующие компоненты:

− мотивационный, который отражает эмоциональное отношение, интерес и познавательную потребность в творчестве, обеспечивает «включение» студента в процесс активного учения;

− содержательный компонент определяет теоретические знания студента, их осознанность и действенность применения в новой ситуации; операционный выражается в умениях применять теоретические знания на практике и их перенос в новые условия деятельности;

− оценочный компонент представляет собой критерии оценки результатов продукта творческой деятельности.

Методический аспект проблемы развития творческого технического мышления связан с поиском средств воздействия на каждый из указанных компонентов, которые выделены условно, поскольку в реальном процессе обучения они все взаимосвязаны, хотя и имеют свою специфику. Так, в процессе формирования мотива предстоящей деятельности преподаватель использует различные средства активизации (методические приёмы, технические средства, фронтальные беседы и т. д.) и в то же время опирается на имеющиеся у студентов знания, умения и навыки практической деятельности [2].

Одним из действенных средств активизации учения является самостоятельная работа, требующая различного характера деятельности [7].

Теоретические основы сущности самостоятельной работы положены в основу данного исследования, поэтому для классификации её видов принято задание, организующее познавательную деятельность студентов:

− самостоятельные работы по образцу (инструкции), уровень самостоятельности и познавательной активности которых не выходит за рамки воспроизводящей деятельности;

− реконструктивно-вариативные самостоятельные работы, протекающие на уровне преобразования наличного опыта деятельности и требующие от студентов некоторого поиска выполнения задания;

− творческие самостоятельные работы (проекты), предполагающие полную самостоятельность в воспроизводстве принципиально новых для студентов знаний ценностей материальной и духовной культуры.

Самостоятельные работы творческого характера должны отвечать определённым требованиям:

  1. Цель задания должна быть нова, то есть никогда раньше студенты её не решали;
  2. Содержание заданий должно соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания;
  3. Практическое выполнение задания должно развивать познавательную активность, интерес и основываться на ранее полученных умениях;
  4. Самоорганизация практической деятельности должна быть на высоком уровне. Организация самостоятельной работы студентов осуществлялась в следующих формах: групповой, коллективной и индивидуальной деятельности.

Групповая работа имеет преимущества перед индивидуальной лишь при соблюдении определённых условий. Так, размер группы студентов не должен превышать 3–6 человек. Желательно, чтобы структура группы была гибкой, то есть в неё должны входить студенты с различным творческим потенциалом и уровнем активности. Непременное условие формирования группы — присутствие в ней неформального лидера, который постоянно координирует внутренние отношения в группе.

Педагогическая цель групповой работы на занятии заключается не только в индивидуальности, самостоятельности студентов и в повышении их познавательной активности, а главным образом в создании положительного эмоционально-психологического климата. Он способствует личному- самовыражению, самоутверждению, характеризуется усилением таких существенных моментов педагогического воздействия, как взаимопомощь, доброжелательность, взаимопонимание [3].

Раскрыв сущность активизации творческого технического мышления студентов в процессе обучения, можно определить основные принципы её развития. К ним относятся:

− принцип целеполагание, который заключается в конкретизации целей каждого задания самостоятельной работы и создании ситуаций интереса к деятельности путём изучения технического творчества;

− принцип доступности выражается в составлении и применении заданий, требующей от студентов практической деятельности различного характера (от репродуктивного до творческого) и использовании технологических карт выполнения заданий (на этапе развития творческого технического мышления);

− принцип наглядности в обучении определяется применением объектов национальной культуры малых народностей Западно-Сибирского региона;

− принцип индивидуализации предполагает применение различных форм организации работы над заданием и выражается в коллективной, групповой и индивидуальной деятельности;

− принцип диагностичности результатов самостоятельной работы студентов определяет параметр «уровень технического мышления» и даёт возможность сравнивать результат деятельности студентов с поставленной целью и задачами.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что реализация выделенных принципов развития технического мышления студентов на занятиях по техническому творчеству обеспечивается при взаимодействии преподавателя и студента через творческую активность.

Литература:

  1. Методика проведения педагогического эксперимента и результаты опытно-экспериментальной работы [Текст] / О. В. Сидоров // Дискуссия. 2014. № 11(52). С. 159–167.
  2. Метод творческих проектов как средство развития научно-технологического мышления студентов, получающих технологическое образование [Текст] / О. В. Сидоров, Л. В. Козуб // Высшее образование сегодня. 2016. № 5. С. 59–64.
  3. О повышении качества профессионально-технологической подготовки будущих учителей технологии [Текст] / О. В. Сидоров, А. В. Гоферберг // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 1–2. С. 217–222.
  4. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 136–143.
  5. Профессиональная педагогика: Учеб. для студ. обучающихся педагогическим специальностям и направлениям [Текст] / Под ред. С. Я. Батышева. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — С. 289–296.
  6. Сидоров О. В. Проектирование технических объектов как средство развития технического мышления учителей технологии [Текст] / О. В. Сидоров. В сборнике: Технологическое образование в инновационно-технологическом развитии экономики страны. Материалы XX Международной конференции по проблемам технологического образования. Под редакцией: Ю. Л. Хотунцева М.: 2014. С. 352–356.
  7. Сидоров О. В. Организация самостоятельной работы студентов технологического образования по дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов» [Текст] / О. В. Сидоров, М. С. Прохоров. В сборнике: Проблемы и перспективы физико-математического и технологического образования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Т. С. Мамонтова. Ишим: Изд-во ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2015.  С.  168–175.
  8. Установка для исследования термической обработки металлов и сплавов токами высокой частоты / О. В. Сидоров, А. С. Тихонов, А. Н. Ростовцев. Патент на полезную модель RUS 93538 14.12.2009.
Основные термины (генерируются автоматически): творческая активность, техническое мышление, практическая деятельность, самостоятельная работа, творческое техническое мышление, уровень активности, познавательная активность, самостоятельная работа студентов, творческая деятельность, учебно-познавательная деятельность.


Похожие статьи

Прогностическая деятельность учителя и ученика как важный компонент развития творчески мыслящей личности на уроках русского языка

В статье автор делится опытом работы организации прогностической, творческой деятельности учителя и ученика — важного момента процесса обучения и развития мыслящей личности на уроках русского языка.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе

Рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе со студентами.

Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения

В статье рассматривается сущность и структура феномена творческого потенциала младшего школьника, а также пути его актуализации в процессе проектной деятельности.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе

В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Похожие статьи

Прогностическая деятельность учителя и ученика как важный компонент развития творчески мыслящей личности на уроках русского языка

В статье автор делится опытом работы организации прогностической, творческой деятельности учителя и ученика — важного момента процесса обучения и развития мыслящей личности на уроках русского языка.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе

Рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе со студентами.

Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения

В статье рассматривается сущность и структура феномена творческого потенциала младшего школьника, а также пути его актуализации в процессе проектной деятельности.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе

В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Задать вопрос