Формирование творческой активности бакалавра педагогического образования
Авторы: Салманова Джамила Абдулкафаровна, Сайдиева Хамис Лукмановна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 10.09.2015
Статья просмотрена: 114 раз
Библиографическое описание:
Салманова, Д. А. Формирование творческой активности бакалавра педагогического образования / Д. А. Салманова, Х. Л. Сайдиева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8725/ (дата обращения: 23.11.2024).
В статье освещаются взгляды и исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов на проблему формирование творческой активности бакалавров педагогического образования. Раскрываются сущность понятия активность, творческая активность, обосновывается механизм формирования творческой активности студентов, в качестве которого выступает проблемное обучение.
Ключевые слова: творческая активность, бакалавр педагогического образования, профессиональное образование, проблемное обучение.
На современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно мыслить, ставить и нестандартно решать различные задачи. В стремительно меняющихся условиях общественного и технического развития особенно важными качествами человека становятся мобильность, новаторство, нестандартность принятия решений, в комплексе характеризующих творческую активность личности. Проблема формирования творческой активности личности приобретает крайне высокий статус и социальную необходимость. В связи с этим появляется необходимость обновить содержание образования с позиции формирования творчески активных, инициативных и креативных специалистов.
Понятие «активность» представляет собой способность человека реагировать на внешние проявления среды посредством деятельности, что характеризует ее как системообразующее свойство индивида. При этом, в широком понимании активность, представляет собой комплекс: способностей изменять, свойств реагировать, функциональное проявление личности в отношениях выстраиваемых человеком. Активность следует рассматривать как целостность, связывающая воедино процессы, протекающие, во внутреннем плане и поведения, где в качестве отношения к деятельности выступают процессы, формируемые через потребности ® мотивы ® цель ® действования.
Переход потребности во внешнее реализуемое поведение (действование) проходит ряд ступеней «опредмечивания», поскольку представляет собой мотивацию, трансформациями которой выступают: мотивы, интересы, убеждения, стремления, желания, ценностные ориентации так называемая основа и движущая сила человеческого поведения, а также побуждение и цель, которые следует рассматривать в качестве ядра личности. Отсюда можно проследить важный для нашего диссертационного исследования механизм формирования внутреннего отношения личности к деятельности.
В плане поведения сама деятельность будет выступать, как внешнее проявление отношения к ней, а целостность этих процессов следует рассматривать как единство, существование которых друг без друга не имеет смысла. При этом активность на наш взгляд, состоит из единства внутреннего отношения и внешнего проявления этого отношения.
В различных литературных источниках активность трактуется как единство внутреннего отношения к деятельности и внешних проявлений этих отношений. С этих позиций наличие двух составляющих (внутреннего отношения и внешнего проявления) недостаточно для определения сущности активности, поскольку по нашему мнению главной отличительной особенностью активности выступает результат, в виде изменений, которые должны произойти вследствие внешних проявлений внутреннего отношения к деятельности. Кроме того, эти изменения должны произойти обязательно либо в самой личности, либо в окружающей ее действительности. Обобщая все выше изложенное, мы пришли к выводу, что активность должна включать в себя как минимум три составляющие: внутреннее отношение, внешнее проявление этого отношения и результат в виде изменений, как в самом субъекте, так и в окружающей действительности.
С учетом сказанного активность, на наш взгляд выступает как единство внутреннего отношения к деятельности, внешнего его проявления ведущая к реальному или идеальному изменению, как себя, так и окружающей действительности, включая результат преобразований [2].
Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что проблемы формирования творческой активности личности исследованы в работах Л. А. Аристова, М. К. Билалова, О. В. Борисовой, П. Я. Гальперина, и других, где она рассматривается как процесс профессионального становления, и где выявлены педагогические и психологические аспекты проблемы [1; 2; 3; 5]
Проблемы исследования активных методов и средств развития творческого мышления в образовательном процессе исследованы в работах Г. М. Гаджиева, Л. Н. Давыдовой, Л. В. Занкова, Е. Н. Ильина, М. Ю. Кулагиной, Д. Б. Эльконина и др. Творчество следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле [4; 6; 7].
Психолого-педагогические основы готовности к развитию творческого мышления посвящены исследованиям Л. И. Божовича, Е. М. Бохорского, А. Н. Леонтьева, Е. К. Лютовой, Р. С. Немова, Д. Т. Полуянова, Т. Б. Тагиевой и других [8].
Сравнительно-сопоставительный анализ приведенных исследований показывает, что в системе взаимодействия «мышление-школьник-общество» подготовка бакалавра педагогического образования, осуществляется при обеспечении определенных условий. Среди которых: доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью; сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей; стремление к максимально глубокому исследованию проблемы; индивидуализация предполагающая проявление и развитие специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса; проблематизация, предполагающая ориентацию на постановку перед детьми проблемных ситуаций.
Кроме перечисленных условий необходимо учитывать свод требований в процессе организации педагогического процесса: познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения); задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон; система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Немаловажен факт создание творческой среды, преподавателем на занятии. Признаками творческой среды являются: догматизм предполагающий присутствие традиций, авторитета преподавателя, дисциплины, порядка; безмятежность, характеризующаяся душевным покоем, беззаботностью, чувствительность, приветливостью и добротой; идейность предполагающая энтузиазм, активность освоения и преобразования окружающего мира.
Поскольку для развития творческой активности студента необходимо учитывать индивидуальные особенности личности во всех его формах и методах, то предполагаем, что это возможно при условии использования технологии проблемного обучения.
Сущность проблемного обучения состоит в том, что знания и умения не преподносятся в готовом виде, а предлагается поисковый механизм (путем, размышления, рассуждения и выдвижения гипотезы) самостоятельного добывания знаний, умений. Таким образом, у студентов развивается интерес к предмету, формируется самостоятельность и творческая активность на занятии.
Кроме того, применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у студентов определенную познавательную потребность, обеспечивает направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы. Создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение бакалавров педагогического образования в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет их к развитию творческой активности.
Литература:
1. Аристова Л. И. Активность учения школьника. — M., 1968. — 139 с.
2. Билалов М. К. Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства Дис.... кандидата пед. наук. Махачкала 2009.
3. Борисова О. В. Воспитание социально активной позиции учащейся молодежи в условиях системы высшего образования // Мировой опыт организации и реализации детей и учащихся: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 3 4 апреля 2000г. М., 2001.
5. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М„ 1985.-42 с.
7. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М.: Дом педагогики, 1999.
Ключевые слова
профессиональное образование, творческая активность, проблемное обучение, бакалавр педагогического образования, проблемное обучение.Похожие статьи
Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности
Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов, каждый из которых отраж...
Педагогические технологии развития творческих способностей инженера
Данная статья посвящена анализу педагогических технологий формирования творческих способностей студентов инженерных направлений. Особое внимание уделено характеристике таких педагогических технологий как взаимодействие и самостоятельная работа.
Сущность и условия профессионального становления педагога
В данной статье автор рассматривает сущность и условия профессионального становления педагога, ссылаясь на исследования ученых-педагогов Климова Е. А. и Э. Ф. Зеера, предлагает свой путь в профессиональном становлении педагога.
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Самообразование как фактор, способствующий духовному и профессиональному росту педагога
Статья посвящена проблеме значимости самообразования в педагогической деятельности. В данной статье рассматривается общая характеристика самообразования, виды и функции самообразования как фактора, повышающего уровень личностного и профессионального ...
Теоретические основания исследования образовательной среды вуза
В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...
Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей
В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...
Педагогические подходы к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов
В статье представлен анализ педагогических подходов к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов. В качестве одного из важнейших воспитательных принципов рассматривается учет индивидуальных особенностей студентов. Особо...
Педагогическое проектирование процесса самостоятельного образования студента
В статье рассматриваются проблемы проектирования самостоятельного образования студентов по направлению профессионального образования. Приводится перечень разновидностей самостоятельной работы, а также составные части педагогического проектирования пр...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...
Похожие статьи
Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности
Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов, каждый из которых отраж...
Педагогические технологии развития творческих способностей инженера
Данная статья посвящена анализу педагогических технологий формирования творческих способностей студентов инженерных направлений. Особое внимание уделено характеристике таких педагогических технологий как взаимодействие и самостоятельная работа.
Сущность и условия профессионального становления педагога
В данной статье автор рассматривает сущность и условия профессионального становления педагога, ссылаясь на исследования ученых-педагогов Климова Е. А. и Э. Ф. Зеера, предлагает свой путь в профессиональном становлении педагога.
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Самообразование как фактор, способствующий духовному и профессиональному росту педагога
Статья посвящена проблеме значимости самообразования в педагогической деятельности. В данной статье рассматривается общая характеристика самообразования, виды и функции самообразования как фактора, повышающего уровень личностного и профессионального ...
Теоретические основания исследования образовательной среды вуза
В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...
Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей
В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...
Педагогические подходы к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов
В статье представлен анализ педагогических подходов к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов. В качестве одного из важнейших воспитательных принципов рассматривается учет индивидуальных особенностей студентов. Особо...
Педагогическое проектирование процесса самостоятельного образования студента
В статье рассматриваются проблемы проектирования самостоятельного образования студентов по направлению профессионального образования. Приводится перечень разновидностей самостоятельной работы, а также составные части педагогического проектирования пр...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...