В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучения и контроля процесса формирования глобальных компетенций учеников на уроках обществознания. Также в статье уточняются типичные сложности, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе овладения данной компетентностью.
Ключевые слова: функциональная грамотность, глобальные компетенции, методика преподавания обществознания, образовательный процесс.
В отечественной педагогике существует проблема формирования у обучающихся функциональной грамотности и глобальных компетенций, что стало значимым компонентом образовательной системы после введения нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. Основной причиной стало быстрое развитие современной цивилизации, которое сопровождается культурными, демографическими и технологическими изменениями, существенно изменяющими условия жизнедеятельности общества. В эпоху глобализации, автоматизации, цифровизации и экологизации повысились требования к качеству личности, необходимые для успешной социализации человека в новых условиях научного прогресса. В связи с этим образовательная система должна соответствовать запросам государства в сфере формирования планируемых образовательных результатов обучающихся.
По результатам Международной оценки образовательных достижений обучающихся (PISA) за 2018 год, уровень российских учеников в функциональной грамотности оцениваются как средний или ниже. Это свидетельствует о том, что образование не может сводиться только к формированию предметных компетенций, которые быстро устаревают в современном мире. Наряду с этим, задачей обучения становится развитие необходимых умений и качеств, способствующих у школьников быстрой адаптации к современным условиям, таким как нестабильность, сложность, неопределенность и неоднозначность. Они должны стать способными продолжать свое саморазвитие и обучение на протяжении всего жизненного пути.
Исследования Т. В. Коваль и С. Е. Дюковой, которые являются экспертами в данной области в России, отмечают, что в отечественной педагогике распространен следующий подход: функциональная грамотность подразумевает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с внешней средой и быстро адаптироваться к ней [3]. В более широком смысле это означает способность использовать все знания, умения и навыки, получаемые в течение жизни, для решения широкого круга задач в различных областях жизнедеятельности, включая взаимодействие и социальные отношения. Поэтому, высокий уровень функциональной грамотности является важным фактором для успешной социализации личности.
Анализ источников демонстрирует существование множества различных направлений функциональной грамотности, в числе которых существует глобальная компетентность.
В своих исследованиях Т.В Коваль и С. Е. Дюкова определяют глобальную компетентность как «ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков (soft skills)» [3, c.114].
Глобальная компетентность включает в себя не только навыки и знания, но также отношения и ценности, что является ее особой чертой. Сюда относятся способность к сотрудничеству, критическое мышление, коммуникационные навыки, исследовательские навыки, инициативность, гибкость, любознательность, лидерство, настойчивость и осознанность. Глобальная компетентность также включает понимание и принятие разных убеждений, уважительное отношение к людям, установление приоритета на достижение коллективного благополучия, а также готовность изучать и решать глобальные и межкультурные проблемы. Вместе взятые, овладение этими качествами на достойном уровне помогают людям разрешать различные проблемы и вызовы, с которыми они сталкиваются на протяжении всей жизни.
Требования, предъявляемые к обучающимся в ФГОС ООО, находят свое отражение в содержание глобальных компетенций, что приводит к необходимости оптимизации образовательного процесса в школах.
Для этого необходимо выявление связей между учебными дисциплинами, такими как история, география, иностранный язык, обществознание и биология, а также ориентация их содержания на достижение личностных образовательных результатов обучающихся и формирования глобальных компетенций.
Систематическая тренировка soft skills обучающихся является важным шагом на пути формирования глобальных компетенций. Для эффективности данного процесса необходимо усилить его во внеурочной деятельности и совместной работе с семьей. Однако, успех образовательного процесса в данном аспекте возможен только при интеграции учебных дисциплин через единую систему ценностей, а также через взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Необходимо разрабатывать методические комплексы заданий (кейсы), направленные на формирование глобальных компетенций ресурсами каждой учебной дисциплины.
Хочется отметить, что обществознание является одним из наиболее эффективных предметов для развития у школьников soft skills. Этот предмет помогает ученикам овладеть знаниями в области глобализации, развить культурную идентичность и признание многообразия в мире. Он также знакомит учеников с особенностями общественной жизни других культур и помогает оптимизировать коммуникативные универсальные учебные действия, а также формирует уважение к ним и тренирует навыки критического мышления. Выделенные составляющие напрямую отвечают содержанию глобальной компетентности.
Предмет обществознание способствует эффективному достижению комплекса педагогических условий, необходимых для развития глобальных компетенций обучающихся. Данный курс активно использует методы обучения, включая проектные и проблемные методы, а также учит учеников работать с информацией в разных форматах. Кроме того, учитывается возраст и познавательные возможности каждого ученика, а также используется их личный опыт и анализируются мировые общественные проблемы и проблемы взаимодействия культур. Курс также стимулирует исследовательскую деятельность, творческий подход, развивает толерантность, альтруизм и другие важные качества личности [1,5].
Благодаря своему содержанию и развиваемым умениям, сам по себе предмет «обществознание» имеет ключевое значение для формирования глобальных компетенций. Некоторые темы курса напрямую касаются глобальных вопросов, в то время как другие темы опосредованно направлены на развитие глобальных компетенций. Уроки обществознания развивают фундаментальные умения и навыки, которые необходимы для формирования глобально компетентного человека. Данный курс позволяет создавать условия для проблемного, кооперативного и активного обучения, а также работать на уроках с реальными глобальными и межкультурными проблемами.
В процессе преподавания обществознания учебники издательства «Просвещение», под редакцией Л. Н. Боголюбова для обучающихся 6–9 классов, имеют преимущества в содержании благодаря своей интегративной структуре. Однако, в самих учебных пособиях, особенно для учеников 6 и 7 классов, не хватает заданий, направленных на развитие глобальных компетенций. В целом, эти учебники являются хорошим выбором для преподавания обществознания, но в методике преподавания необходимо уделить внимание развитию навыков обучающихся в рамках формирования глобальной компетентности как составляющей функциональной грамотности.
Уроки обществознания могут быть дополнены материалами комплексных заданий для развития глобальных компетенций, Г. С. Ковалевой, Т. В. Коваль и С. Е. Дюковой [2]. Задания сборника способны помочь обучающимся научиться оценивать информацию, формулировать аргументы и анализировать мнения, подходы и перспективы, а также оценивать последствия своих действий на локальном и глобальном уровнях.
При выборе заданий для обучения обществознанию, важно не только учитывать их соответствие примерной основной образовательной программе, но и отражать реалии, связанные с российской действительностью. Как отмечают эксперты [3], выбор заданий может осложниться потребностью разделения предметного содержания глобальных проблем между учебными дисциплинами. В данном случае рекомендуется использовать отдельные компоненты кейса, то есть конкретное задание, отобранное с учетом темы, задач урока к достижению предметных образовательных результатов.
Для того чтобы у школьников развивалась глобальная компетентность при обучении обществознания, О. А. Котова и Т. Е. Лискова предлагают использовать разнообразные методы. Например, они предлагают решать практические кейсы, основанные на реальном опыте, уделять внимание смысловому чтению текстов, проводить дебаты и дискуссии, использовать веб-квесты, игры-симуляторы, создавать медиатексты и проектные работы [4]. Использование образовательных материалов и видео, которые предоставляют информацию о глобальных проблемах, порождают дискуссии и дебаты. Важно учитывать состоящий из различных культур класс и налаживать правильное взаимодействие и диалог между обучающимися. Все эти методы позволяют ученикам осваивать знания и умения, необходимые для развития глобальной компетенции. Они рассматривают конкретные ситуации, опираясь на многоперспективный и интеркультурный подход, что обогащает их знания, актуализирует их социальный опыт, учит работать в команде.
При работе с кейсовыми заданиями по глобальным компетенциям, например, из открытого Банка заданий ФГБНУ ИСРО РАО, важно соблюдать некоторые условия. Во-первых, необходимо выбирать кейсы, которые отражают реальные глобальные проблемы и вызовы. Ученики должны понимать, что их умения и знания могут быть использованы на практике для решения реальных проблем в мире. Во-вторых, выбранные кейсы должны обладать потенциалом, позволяющим ученикам анализировать причины и последствия глобальных проблем и применять свои знания и умения для оценки различных решений. Кроме того, обучающихся нужно направлять на осознание взаимосвязей между глобальными вызовами и их личной жизнью. Кейсы могут быть использованы для формирования команд, где ученики будут заниматься совместной проблемной деятельностью. Это помогает развивать навыки коммуникации и сотрудничества, а также дает возможность понять значение глобального сотрудничества. После выполнения кейсовых заданий важно обсудить и проанализировать результаты с учениками, чтобы выявить сильные и слабые стороны.
Путем использования комплексных заданий в процессе оценки глобальных компетенций на уроках обществознания возможно выявить не только уровень сформированности познавательных операций и межпредметных знаний, но и реальное отношение учеников к определенным ценностям.
На уроках обществознания особенно важно обращать внимание на проблему оптимизации социального опыта учеников. Этот опыт часто не отрефлексирован и не систематичен, он характеризуется эклектичностью, эмоциональной окрашенностью и противоречивостью, обучающиеся стремятся универсализировать свой опыт. Ключевым фактором, влияющим на решение данной проблемы, является социально-психологический климат класса и школы в целом. Использование социального опыта обучающихся при формировании глобальных компетенций на уроках обществознания очень важно, т. к. это позволяет обучающимся работать над практическими задачами и активно участвовать в решении глобальных проблем. Это также помогает развивать социальные навыки и повышать мотивацию в процессе обучения. Необходимо помнить, что образовательный процесс должен способствовать формированию у каждого ученика активной жизненной позиции и умения анализировать постоянно накапливающийся опыт.
Опыт преподавания обществознанию показал, что многие ученики сталкиваются с трудностями при выполнении заданий, направленных на развитие и оценку глобальной компетентности. Одной из главных является необходимость выхода за рамки стандартного подхода к учебному процессу и необходимость использования междисциплинарных знаний и умений. Также стоит отметить низкий уровень развития познавательной деятельности. Ученики часто не могут выявить различные точки зрения по проблематике, отстоять свое собственное мнение в дискуссии, а также приходят к заключениям, недостаточно обоснованным. Это может быть связано с преобладанием клипового мышления, неустойчивым вниманием и доминированием механической памяти у современных школьников. Чтобы преодолеть эти трудности, необходимо стратегически подходить к обучению, создавать условия для активизации познавательной деятельности и вдохновлять обучающихся на самостоятельное или командное решение проблем урока. В целом, решение проблем и затруднений обучающихся при решении заданий по глобальным компетенциям может быть достигнуто с помощью различных методов и приемов, но их выбор должен подходить для конкретного класса и состава учеников.
Реализация задачи формирования и развития глобальной компетентности обучающихся на практике часто сталкивается с препятствиями, связанными с профессиональным уровнем учителей в данной области. Если учителя сами не обладают достаточной глобальной компетентностью, это может оказаться серьезным препятствием для современной модернизации образовательного процесса, соответствующей требованиям ФГОС. В педагогической деятельности необходима постоянная работа над собственным ростом и профессиональным развитием. Только в такой среде, с грамотными и компетентными педагогами, становится возможным реализовать требования современной образовательной политики.
Литература:
1. Гаврильчук Н. С. Формирование глобальных компетенций как одного из направлений функциональной грамотности обучающихся на уроках обществознания // Интерактивная наука. 2022. № 2 (67). С. 18–20.
2. Ковалёва Г. С. Глобальные компетенции: сборник эталонных заданий: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Г. С. Ковалёва, Т. В. Коваль, С. Е. Дюкова; под ред. Г. С. Ковалёвой, Т. В. Коваль. — 2-е изд. — М.; СПб.: Просвещение, 2021. — Вып. 1. — 2020. — 79 с.
3. Коваль Т. В. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности / Т. В. Коваль, С. Е. Дюкова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — № 4 (61). С. 112–123.
4. Коваль Т. В. «Глобальные компетенции»: опыт разработки национальных учебно-диагностических материалов / Т. В. Коваль, С. Е. Дюкова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2020. — Т. 2. — № 2 (70). С. 42–57.
5. Котова О. А. Формирование функциональной грамотности школьников при изучении обществознания / О. А. Котова, Т. Е. Лискова // Педагогические измерения. — 2020. — № 2. — С. 20–28.