Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи в условиях развития постиндустриального общества существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка [2, c. 4].
Каким образом я, учитель истории и обществознания, могу определить, что ребенок обладает незаурядными способностями к изучению общественных дисциплин?
Использую следующие методы: наблюдение на уроках и во внеурочной деятельности, анализ результатов самостоятельных, контрольных творческих работ, участия в олимпиадах и конкурсах различных уровней, беседы с учителями начальных классов, родителями.
Одаренные дети обычно демонстрируют:
− высокий уровень интеллектуального развития (широкий кругозор, начитанность, ораторские способности),
− высокий уровень познавательной потребности,
− неординарность мышления, умение видеть явление в развитии,
− склонность к логическому мышлению, анализу, синтезу,
− стремление к творческой деятельности,
− перфекционизм (стремление добиться совершенства),
− устойчиво высокую самооценку,
− независимость,
− укоренившиеся интересы и склонности,
− особую систему ценностей.
За годы работы в школе сложилась определенная система, которая позволяет не только выявлять талантливых детей, но и развивать их способности, добиваться положительных результатов. Основными формами работы с одаренными детьми является индивидуальная и групповая. Реализуется она в ходе урочной и внеурочной деятельности.
Наиболее оптимальной формой работы, учитывающей личностные особенности школьников, считаю разработку индивидуальных планов. Это позволяет создать условия для подготовки к олимпиадам, турнирам, успешного выполнения учебно-исследовательских и проектных работ. Основные приемы индивидуальной работы с одаренными школьниками: организация самостоятельной работы с дополнительной литературой, с интернет-ресурсами, энциклопедиями, словарями, консультирование учащихся во внеурочное время, решение олимпиадных заданий прошлых лет.
Одним из основных подходов к обучению, способствующего развитию способностей обучающихся на уроке является, по-моему мнению, деятельностно-компетентностный подход, который позволяет школьникам приобрести, кроме знаний, умений, и опыт практической деятельности. Деятельностно-компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетентностей. Развитию компетентностей способствует технология проблемного обучения. Она реализуется через следующие приемы:
− создание проблемных ситуаций путем сообщения противоречивых точек зрения на изучаемое явление. Например: в 11 классе на уроке истории при изучении темы «Новое политическое мышление: достижения и проблемы» обучающихся знакомятся с точками зрения на «новое политическое мышление»: «Новое политическое мышление» привело к капитуляции перед Западом, к явному поражению в холодной войне»; «М. С. Горбачев начал процесс, позволивший всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России занять достойное место в системе современных международных отношений». Вопрос: «Как вы думаете, каковы причины неоднозначности оценок политики нового политического мышления?».
− постановка проблемных вопросов (например, при изучении темы по истории в 11 классе «Кризис и распад советского общества» перед обучающимися ставится проблема «Распад СССР — закономерное явление или цепь случайностей?»).
− решение проблемных задач (например, при изучении темы по обществознанию «Основы административного права РФ» организуется работа по технологии УМШ (учебный мозговой штурм), класс делится на группы по 7 человек. Каждая группа получает пакет материалов: Кодекс РФ об административных правонарушениях, тексты с задачами, листы формата А4 (на них необходимо указать номера разделов, глав, статей Кодекса РФ, которые содержат указания на правильное решение проблемы). Первый этап УМШ — создание банка идей. Второй этап — анализ идей. Третий этап — обработка результатов, группа отбирает правильное решение, назначает спикера, который представляет его всему классу.
Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, позволяет учителю решать задачи развития интереса к общественным явлениям, усиления мотивации учащихся к изучению предметов общественного цикла, развития социализации, творческой самостоятельности.
В 10–11 классах предпочтение отдается урокам-практикумам, лабораторным занятиям, которые характеризуются высокой степенью самостоятельности учащихся в овладении знаниями и умениями, использованием иных источников учебной информации, деятельностью учителя уже не в качестве информатора, а как организатора и консультанта (уроки, «Реформаторская деятельность М. М. Сперанского», Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов», «Общественное движение: либералы и консерваторы», «Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 — ноябрь 1942 г.»). В старших классах практикуются уроки-семинарские занятия, на которых преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщении и систематизации (например, «Причины, цена и значение великой Победы», «Наука, литература, искусство, спорт 1960-1980 гг.».). Эти уроки направлены на формирование и углубление знаний, их систематизацию и обобщение на основе самостоятельного изучения разнообразных источников, развитие широкого спектра аналитических умений, в том числе: конспектирование, рецензирование, подготовка развернутых проблемно-тематических вступлений, оппонирования, критического сопоставления источников и др. На семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а выносят их на коллективное обсуждение в классе после предварительной работы дома с рекомендованной литературой.
Особое внимание уделяется использованию интегрированного подхода в обучении [1]. Интеграция в современном образовательном пространстве, является средством формирования ключевых компетенций школьников. Предметная интеграция строится по нескольким линиям [3] (рисунок 1).
Рис. 1. Направления предметной интеграции
Разработаны рабочие программы с учетом интеграции истории и обществознания с предметами география и литература.
Практикуются такие формы интеграции, как:
− использование информации из других учебных предметов — география, литература, английский язык, биология;
− бинарные уроки (например, в 7 классе тема по географии «Изучение материков и океанов» и тема по истории «Великие географические открытия»; в 9 классе — тема по географии «Административно-территориальное устройство России» и тема по обществознанию «Национально-государственное устройство. Формы правления»;
− изучение материалов уроков средствами компьютерных технологий (анализ статистических данных при изучении тем социально-экономического развития стран, составление таблиц, диаграмм, схем);
− интегрированные учебные проекты, исследовательские работы (исследовательские работы «Роль карандаша в жизни современного школьника», «Состояние образования в земских школах Курской губернии в 1904–1906 гг.»., «Влияние темперамента на результаты учебной деятельности школьников»; проекты: «Семь чудес света», «Сайт «Холодная война», «Книга будущего предпринимателя», «Бизнес-план»);
− обучение способам деятельности, алгоритм формирования которых является общим для разных предметных областей (анализ, синтез, сравнение, конструирование понятий, перевод информации из одной знаковой системы в другую и др.).
Традиционными стали в школе Декады предметов общественного цикла, их основная цель — пропаганда исторических знаний, развитие в школьниках любознательности и интереса к прошлому, вовлечение ребят в активные формы изучения истории, развитие их творческих способностей. В Декаде принимают участие обучающиеся 5–11 классов. В ходе Декады применяются массовые (конференции, встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи) и групповые формы работы: КВН, исторические викторины, турниры знатоков истории, конкурсах исторических коллажей, плакатов и др. Ежегодно растет количество обучающихся, принимающих участие в Декаде.
Ежегодно школьники участвуют в Международном заочном конкурсе «Золотое Руно». Конкурс «Золотое Руно» — это, прежде всего, стимулирование поисковой деятельности обучающихся и формирование интереса к познавательной деятельности. Запретов в использовании различных источников информации не существует. Это семейная форма конкурса, чем она и привлекает, при которой школьник может обсудить вопросы с родителями, учителями и друзьями, использовать справочники, книги, Интернет.
Системная и целенаправленная работа по выявлению перспективных и одаренных детей, созданию условий для развития их личностного потенциала приводят к успешной самореализации школьников во внеурочной деятельности. Обучающиеся постоянно участвуют в различных олимпиадах, творческих конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней и добиваются позитивных результатов.
Литература:
- Абинова Н. М. Интеграция в образовании: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru
- Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ авт.-сост. Н. И. Панютина и др. — Волгоград: Учитель, 2007.
- Шешукова Н. Н. Реализация межпредметных связей на уроках истории: [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: www.oouk.vko.gov.kz/ru.