Система работы с одаренными школьниками в рамках общественных дисциплин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Данилова, Е. В. Система работы с одаренными школьниками в рамках общественных дисциплин / Е. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 464-466. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35147/ (дата обращения: 16.12.2024).



Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи в условиях развития постиндустриального общества существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка [2, c. 4].

Каким образом я, учитель истории и обществознания, могу определить, что ребенок обладает незаурядными способностями к изучению общественных дисциплин?

Использую следующие методы: наблюдение на уроках и во внеурочной деятельности, анализ результатов самостоятельных, контрольных творческих работ, участия в олимпиадах и конкурсах различных уровней, беседы с учителями начальных классов, родителями.

Одаренные дети обычно демонстрируют:

− высокий уровень интеллектуального развития (широкий кругозор, начитанность, ораторские способности),

− высокий уровень познавательной потребности,

− неординарность мышления, умение видеть явление в развитии,

− склонность к логическому мышлению, анализу, синтезу,

− стремление к творческой деятельности,

− перфекционизм (стремление добиться совершенства),

− устойчиво высокую самооценку,

− независимость,

− укоренившиеся интересы и склонности,

− особую систему ценностей.

За годы работы в школе сложилась определенная система, которая позволяет не только выявлять талантливых детей, но и развивать их способности, добиваться положительных результатов. Основными формами работы с одаренными детьми является индивидуальная и групповая. Реализуется она в ходе урочной и внеурочной деятельности.

Наиболее оптимальной формой работы, учитывающей личностные особенности школьников, считаю разработку индивидуальных планов. Это позволяет создать условия для подготовки к олимпиадам, турнирам, успешного выполнения учебно-исследовательских и проектных работ. Основные приемы индивидуальной работы с одаренными школьниками: организация самостоятельной работы с дополнительной литературой, с интернет-ресурсами, энциклопедиями, словарями, консультирование учащихся во внеурочное время, решение олимпиадных заданий прошлых лет.

Одним из основных подходов к обучению, способствующего развитию способностей обучающихся на уроке является, по-моему мнению, деятельностно-компетентностный подход, который позволяет школьникам приобрести, кроме знаний, умений, и опыт практической деятельности. Деятельностно-компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетентностей. Развитию компетентностей способствует технология проблемного обучения. Она реализуется через следующие приемы:

− создание проблемных ситуаций путем сообщения противоречивых точек зрения на изучаемое явление. Например: в 11 классе на уроке истории при изучении темы «Новое политическое мышление: достижения и проблемы» обучающихся знакомятся с точками зрения на «новое политическое мышление»: «Новое политическое мышление» привело к капитуляции перед Западом, к явному поражению в холодной войне»; «М. С. Горбачев начал процесс, позволивший всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России занять достойное место в системе современных международных отношений». Вопрос: «Как вы думаете, каковы причины неоднозначности оценок политики нового политического мышления?».

− постановка проблемных вопросов (например, при изучении темы по истории в 11 классе «Кризис и распад советского общества» перед обучающимися ставится проблема «Распад СССР — закономерное явление или цепь случайностей?»).

− решение проблемных задач (например, при изучении темы по обществознанию «Основы административного права РФ» организуется работа по технологии УМШ (учебный мозговой штурм), класс делится на группы по 7 человек. Каждая группа получает пакет материалов: Кодекс РФ об административных правонарушениях, тексты с задачами, листы формата А4 (на них необходимо указать номера разделов, глав, статей Кодекса РФ, которые содержат указания на правильное решение проблемы). Первый этап УМШ — создание банка идей. Второй этап — анализ идей. Третий этап — обработка результатов, группа отбирает правильное решение, назначает спикера, который представляет его всему классу.

Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, позволяет учителю решать задачи развития интереса к общественным явлениям, усиления мотивации учащихся к изучению предметов общественного цикла, развития социализации, творческой самостоятельности.

В 10–11 классах предпочтение отдается урокам-практикумам, лабораторным занятиям, которые характеризуются высокой степенью самостоятельности учащихся в овладении знаниями и умениями, использованием иных источников учебной информации, деятельностью учителя уже не в качестве информатора, а как организатора и консультанта (уроки, «Реформаторская деятельность М. М. Сперанского», Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов», «Общественное движение: либералы и консерваторы», «Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 — ноябрь 1942 г.»). В старших классах практикуются уроки-семинарские занятия, на которых преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщении и систематизации (например, «Причины, цена и значение великой Победы», «Наука, литература, искусство, спорт 1960-1980 гг.».). Эти уроки направлены на формирование и углубление знаний, их систематизацию и обобщение на основе самостоятельного изучения разнообразных источников, развитие широкого спектра аналитических умений, в том числе: конспектирование, рецензирование, подготовка развернутых проблемно-тематических вступлений, оппонирования, критического сопоставления источников и др. На семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а выносят их на коллективное обсуждение в классе после предварительной работы дома с рекомендованной литературой.

Особое внимание уделяется использованию интегрированного подхода в обучении [1]. Интеграция в современном образовательном пространстве, является средством формирования ключевых компетенций школьников. Предметная интеграция строится по нескольким линиям [3] (рисунок 1).

Рис. 1. Направления предметной интеграции

Разработаны рабочие программы с учетом интеграции истории и обществознания с предметами география и литература.

Практикуются такие формы интеграции, как:

− использование информации из других учебных предметов — география, литература, английский язык, биология;

− бинарные уроки (например, в 7 классе тема по географии «Изучение материков и океанов» и тема по истории «Великие географические открытия»; в 9 классе — тема по географии «Административно-территориальное устройство России» и тема по обществознанию «Национально-государственное устройство. Формы правления»;

изучение материалов уроков средствами компьютерных технологий (анализ статистических данных при изучении тем социально-экономического развития стран, составление таблиц, диаграмм, схем);

− интегрированные учебные проекты, исследовательские работы (исследовательские работы «Роль карандаша в жизни современного школьника», «Состояние образования в земских школах Курской губернии в 1904–1906 гг.»., «Влияние темперамента на результаты учебной деятельности школьников»; проекты: «Семь чудес света», «Сайт «Холодная война», «Книга будущего предпринимателя», «Бизнес-план»);

− обучение способам деятельности, алгоритм формирования которых является общим для разных предметных областей (анализ, синтез, сравнение, конструирование понятий, перевод информации из одной знаковой системы в другую и др.).

Традиционными стали в школе Декады предметов общественного цикла, их основная цель — пропаганда исторических знаний, развитие в школьниках любознательности и интереса к прошлому, вовлечение ребят в активные формы изучения истории, развитие их творческих способностей. В Декаде принимают участие обучающиеся 5–11 классов. В ходе Декады применяются массовые (конференции, встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи) и групповые формы работы: КВН, исторические викторины, турниры знатоков истории, конкурсах исторических коллажей, плакатов и др. Ежегодно растет количество обучающихся, принимающих участие в Декаде.

Ежегодно школьники участвуют в Международном заочном конкурсе «Золотое Руно». Конкурс «Золотое Руно» — это, прежде всего, стимулирование поисковой деятельности обучающихся и формирование интереса к познавательной деятельности. Запретов в использовании различных источников информации не существует. Это семейная форма конкурса, чем она и привлекает, при которой школьник может обсудить вопросы с родителями, учителями и друзьями, использовать справочники, книги, Интернет.

Системная и целенаправленная работа по выявлению перспективных и одаренных детей, созданию условий для развития их личностного потенциала приводят к успешной самореализации школьников во внеурочной деятельности. Обучающиеся постоянно участвуют в различных олимпиадах, творческих конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней и добиваются позитивных результатов.

Литература:

  1. Абинова Н. М. Интеграция в образовании: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru
  2. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ авт.-сост. Н. И. Панютина и др. — Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Шешукова Н. Н. Реализация межпредметных связей на уроках истории: [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: www.oouk.vko.gov.kz/ru.
Основные термины (генерируются автоматически): класс, политическое мышление, внеурочная деятельность, высокий уровень, изучение, Кодекс РФ, общественный цикл, предметная интеграция, работа, развитие.


Похожие статьи

Педагогическая работа с одаренными детьми

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Система работы с музыкально-одарёнными детьми в дошкольной образовательной организации

Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы

Индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных способностей

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Система поиска и поддержки одаренных школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования

Организация обучения школьников в условиях инклюзивного образования

Взаимодействие школы и семьи в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников

Похожие статьи

Педагогическая работа с одаренными детьми

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Система работы с музыкально-одарёнными детьми в дошкольной образовательной организации

Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы

Индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных способностей

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Система поиска и поддержки одаренных школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования

Организация обучения школьников в условиях инклюзивного образования

Взаимодействие школы и семьи в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников

Задать вопрос