Самообразование как фактор, способствующий духовному и профессиональному росту педагога
Автор: Огрина Светлана Юрьевна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 19.03.2016
Статья просмотрена: 482 раза
Библиографическое описание:
Огрина, С. Ю. Самообразование как фактор, способствующий духовному и профессиональному росту педагога / С. Ю. Огрина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10060/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвященапроблеме значимости самообразования в педагогической деятельности. В данной статье рассматривается общая характеристика самообразования, виды и функции самообразования как фактора, повышающего уровень личностного и профессионального развития педагога.
Ключевые слова: самообразование педагога, компетенция, компетентность.
«Образование — это всего лишь ключ», — утверждал Андре Моруа, французский писатель, мастер иронично — психологического рассказа. Недостаточно просто его наличия. Безусловно, важно его не потерять. Но это не грозит ответственному человеку. Необходимо ещё самому искать двери, открывать их перед собой с помощью этого самого ключа, то есть необходимо заниматься самообразованием.
Самообразование — это неотъемлемая часть жизни любого человека. Этот процесс можно назвать своего рода «духовной пищей», потребляя которую человек саморазвивается, обогащает свой ум новыми знаниями. Бесспорно, для того чтобы осуществлять данную деятельность, необходимо наличие силы воли. На самом деле, она присутствует в каждом человеке. Сила воли, если метафорично выразиться, — это человеческие «мышцы», которые необходимо укреплять, развивать, выполняя только не физические, а «умственные» упражнения, занимаясь самообразованием. Но данный процесс можно рассмотреть не только с вышеизложенной точки зрения, в соответствии с которой самообразование выступает в качестве важнейшего фактора, способствующего личностному, духовному росту человека. Самообразование можно рассмотреть и с другой позиции, согласно которой оно является необходимым звеном в профессиональной деятельности человека. Чрезвычайно важную роль самообразование играет в педагогической деятельности. Приобретая новые знания, умения и навыки, которые в педагоге относительно недавно стали именоваться «компетенцией», и усовершенствуя старые, преподаватель открывает перед собой множество дверей, которые впоследствии способен открыть и перед своими учениками. Известно высказывание Бауржана Тойшибекова, утверждающее, что «хорош лишь тот учитель, в котором ещё не умер ученик».
Самообразование педагога — это целенаправленный процесс расширения уже имеющихся знаний, процесс изучения глубинных свойств предмета или явления.
Следует отметить, что проблема самообразования является актуальной. Мы живём в постиндустриальном (информационном) обществе, где информация играет важную роль, без неё нельзя представить человеческую жизнь. Каждому известно изречение, принадлежащее английскому банкиру, успешному бизнесмену, Натану Ротшильду (и которое впоследствии произнёс У. Черчилль) ставшее крылатым: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Но недостаточно просто обладать определённой информацией, недостаточно иметь определённые знания, их нужно постоянно усовершенствовать, обновлять, занимаясь самообразованием.
В научной литературе проблему самообразования рассматривали многие учёные, среди которых можно выделить М. В. Ломоносова, Д. С. Лихачёва, К. Д. Ушинского, В. Я. Стоюнина, Н. И. Пирогова, И. Н. Ульянова.
Среди великих деятелей, оставивших яркий след в педагогике, выделяется личность Ильи Николаевича Ульянова — инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии. Главной задачей просвещения он считал необходимость повышения образования и культуры учителей [1, с.7]. Только при помощи самообразования, по мнению Ульянова, педагог может привить любовь к знаниям своему ученику.
Николай Иванович Пирогов, выдающийся врач и педагог, исследовал сущность учителя и также неоднократно подтверждал необходимость самообразования педагога. Он считал, что только истинно знающий свой предмет учитель, ежедневно обогащающий свой ум новыми знаниями, постоянно работающий над собой и искренне любящий детей, может обучать и воспитывать [1, с.7].
Вышеизложенную точку зрения разделяет и Стоюнин, методист и историк литературы, утверждающий, что только тот преподаватель, который совершенствует свои знания, предъявляет требования прежде всего к себе, а не к своему ученику, способен воспитать истинного гражданина общества [1, с.7].
Как видно из представленного, самообразование в педагогической деятельности является связующим звеном между учителем и учеником. Занимаясь поиском новых знаний, осваивая новые методики работы, педагог не только совершенствует свою профессиональную компетентность, но и способствует формированию личности ребёнка путём развития в нём определённых качеств, прививая ему любовь к своему предмету и к миру в целом. Неслучайно французский писатель Ромен Роллан когда-то сказал «Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе». А ученье (знания), как точно подметил Александр Васильевич Суворов, великий русский полководец, «свет».
Каковы же существуют методы и способы самообразования педагога? В. А. Мижериков и В. Н. Ермоленко выделяют самые разнообразные формы организации самообразования [2, с.80]:
– систематическое прохождение курсов повышения квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
– разработка методических пособий;
– проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег;
– проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений;
– организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
– участие в профессиональных педагогических сообществах;
– индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
а) средств массовой коммуникации;
б) библиотек;
в) исследований, экспериментов;
г) формирование портфолио (участите в различных конкурсах, мастер-классах и т. д.)
В ходе проведения социологического опроса, касающегося вопроса о том, какие методы самообразования используют педагоги, каким видам самообразования отдают предпочтение в МОУ «СОШ № 28» города Саранска были выявлены следующие данные: 100 % учителей систематически проходят курсы повышения квалификации, 30 % разрабатывают методические пособия, 50 % педагогов посещают и анализируют уроки коллег, 20 % организовывают внеклассные мероприятия, 75 % обмениваются опытом работы с коллегами через педагогические сообщества сети «Интернет» и 10 % преподавателей осуществляют индивидуальную самообразовательную работу, отдавая предпочтение посещению библиотек.
Из вышепредставленных статистических данных можно сделать следующий вывод: в своей деятельности педагоги используют самые различные средства самообразования, а именно: все педагоги МОУ «СОШ № 28» проходят курсы повышения квалификации, половина преподавателей изучают методику преподавания учителей своей школы и две третьих педагогического состава отдают предпочтение такой форме саморазвития и самообразования, как участие в педагогических интернет — сообществах.
Хочу также отметить, что каждый педагог, осуществляя педагогическую деятельность, с учетом требований ФГОС должен составлять план проведения самообразовательных мероприятий. Это необходимо педагогу прежде всего для поддержания внутренней дисциплины.
Ниже представлен шаблон этого плана.
– название темы самообразования;
– цель;
– задачи;
– предполагаемый результат;
– этапы работы;
– сроки выполнения каждого этапа;
– мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
– способ демонстрации результата проделанной работы;
– отчёт о проделанной работе.
Стоит сказать, что рассмотрение самообразования как фактора, способствующего духовному и профессиональному росту педагога, обосновывается его функциями. Какие же специальные функции выполняет самообразование?
В качестве основных функций самообразования выступают следующие:
– экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний;
– ориентировочная — определение себя в культуре и своего места в обществе;
– компенсаторная — ликвидация «белых пятен» в образовании;
– саморазвитие;
– методологическая — преодоление профессиональной узости;
– сотворческая — содействие творческой работе;
– коммуникативная — установление связей между профессиями, возрастами;
– «омолаживание» — обновление своих знаний, предупреждение застоя;
– психотерапевтическая — сохранение чувства причастности к фронту интеллектуального движения человека [3, с. 130].
Таким образом, самообразование играет ключевую роль в развитии педагога, выступая в качестве фактора, повышающего его внутренний опыт и профессиональную компетентность. Как известно, начинать изменять мир нужно прежде всего с себя. Так, совершенствуя знания, занимаясь самообразованием, преподаватель способен не только обогатить свой ум, но и оказать определённое влияние на развитие творческих способностей у подрастающего поколения, привить им любовь к своему предмету.
Литература:
- Брудный, Д. Л. Учитель: сборник статей / Д. Л. Брудный. — М.: Политиздат, 1991. — 350 с.
- Мижериков В. А., Ермоленко В. Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для вузов / В. А. Мижериков, В. Н. Ермоленко. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.
- Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. — М.: Просвещение, 2006. — 320 с.
Похожие статьи
Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы
В статье рассмотрены особенности профессионального саморазвития педагога высшей школы и роль самообразования в этом процессе. Предложены формы содействия самообразованию преподавателей высших учебных заведений.
Педагогические подходы к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов
В статье представлен анализ педагогических подходов к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов. В качестве одного из важнейших воспитательных принципов рассматривается учет индивидуальных особенностей студентов. Особо...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин
В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...
Формирование творческой активности бакалавра педагогического образования
В статье освещаются взгляды и исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов на проблему формирование творческой активности бакалавров педагогического образования. Раскрываются сущность понятия активность, творческая активность, обосн...
Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы
В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.
Роль умственного воспитания в формировании педагогического мышления
В статье повествуется о том, что формирование нового педагогического мышления является актуальной проблемой современного периода, о роли в развитии педагогического мировоззрения и умственного воспитания учеников и разрешении данной проблемы преподава...
Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей
В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...
Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа
В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики ...
Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода
Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...
Похожие статьи
Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы
В статье рассмотрены особенности профессионального саморазвития педагога высшей школы и роль самообразования в этом процессе. Предложены формы содействия самообразованию преподавателей высших учебных заведений.
Педагогические подходы к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов
В статье представлен анализ педагогических подходов к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов. В качестве одного из важнейших воспитательных принципов рассматривается учет индивидуальных особенностей студентов. Особо...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин
В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...
Формирование творческой активности бакалавра педагогического образования
В статье освещаются взгляды и исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов на проблему формирование творческой активности бакалавров педагогического образования. Раскрываются сущность понятия активность, творческая активность, обосн...
Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы
В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.
Роль умственного воспитания в формировании педагогического мышления
В статье повествуется о том, что формирование нового педагогического мышления является актуальной проблемой современного периода, о роли в развитии педагогического мировоззрения и умственного воспитания учеников и разрешении данной проблемы преподава...
Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей
В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...
Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа
В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики ...
Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода
Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...