Самообразовательная деятельность современного учителя
Автор: Абакумова Евгения Борисовна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
Статья просмотрена: 7085 раз
Библиографическое описание:
Абакумова, Е. Б. Самообразовательная деятельность современного учителя / Е. Б. Абакумова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3280/ (дата обращения: 17.12.2024).
- «Трудно переоценить роль личности педагога, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика», — писал В. А. Сухомлинский. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер [6].
Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно [7].
-
Решение новых социальных задач, которые выдвигает
общество, современная образовательная ситуация объективно требуют от
учителя осознания необходимости собственного самопознания,
самовоспитания, самообразования.
- Самообразование каждого члена общества способствует повышению его деловой квалификации и, следовательно, общественному прогрессу, поэтому образовательная система всегда заинтересована в массовом самообразовании и участвует в организации самообразовательной деятельности с различной степенью активности в зависимости от конкретной социальной ситуации.
- Теоретические основы для разработки проблем самообразовательной деятельности учителя были заложены в работах Е. Н. Волконского, Н. Н. Иорданского, M.II. Скаткина, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого. К. Д. Ушинский высказал мысль о непрерывном самообразовании учителя: «учиться всю жизнь», а также впервые провел идею связи самообразования учителя с его профессиональными запросами [7].
- Много интересных мыслей об организации самообразования высказал Н. А. Рубакин, составив за свою жизнь 15000 индивидуальных программ и более 20 руководств по самообразованию. Он различал самообразование общее и специальное, подчеркивая их диалектическую взаимосвязь: «без общего образования человек не может достигнуть должного понимания какого бы то ни было явления, а значит — он не может быть хорошим специалистом» [4]. Особенно актуальны эти мысли Н. А. Рубакина для учителей: «... специальное образование должно не заглушать, а дополнять общее. Одно для другого необходимо; одно без другого немыслимо». Он подчеркивал важность органической связи самообразования с практикой. «Первое и главное правило: надо начинать самообразование не с книги, а с жизни» [4]. Это особенно важно для педагогического самообразования, которое превращается в формальность без глубокого педагогического самоанализа.
- Группа ученых (Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин, О. И. Ганченко и др.) в отношении целей и направленности самообразования учителя в современных условиях развития образования, которые, исходя из общей цели образования — целостного развития личности, становления ее индивидуальности, самобытности, основными задачами самообразования специалиста-педагога считают следующие:
- Самообразование каждого члена общества способствует повышению его деловой квалификации и, следовательно, общественному прогрессу, поэтому образовательная система всегда заинтересована в массовом самообразовании и участвует в организации самообразовательной деятельности с различной степенью активности в зависимости от конкретной социальной ситуации.
- формирование потребности осознать смысл жизни, выбрать свою нравственную позицию — сотворить себя;
- развитие творческого потенциала личности, профессиональной компетентности, духовного мира;
- активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания личности;
совершенствование личностных качеств.
- Целью профессионально-педагогического
самообразования, как считает Г. М.. Каджаспирова, является
личное и профессиональное самосовершенствование, что позволяет
достичь профессиональной компетентности, высокого общекультурного
уровня, повышения результативности педагогической деятельности,
проявляющейся в качественных изменениях развития личности
школьника, то есть достижения высокою уровня педагогического
мастерства и творческого отношения к делу [3].
- В других определениях акцент делается на то, что самообразование для педагога не самоцель, а возможность совершенствования педагогической деятельности ради продвижения обучаемых. Под педагогическим самообразованием понимается целенаправленная самостоятельная деятельность учителя по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы [5].
- С. П. Иванова относит самообразование педагога к одному из видов познавательной деятельности, не называя других необходимых признаков: самообразование педагога определяется как вид профессионально ориентированной информативно-коммуникативной познавательной деятельности [2].
- О. И. Ганченко считает, что целесообразнее пользоваться термином «профессиональное педагогическое самообразование». Профессиональное самообразование включает в себя все перечисленные понятия и касается более широкого аспекта проблем профессионального становления и совершенствования педагога. Профессиональное самообразование шире, чем профессиональное педагогическое, так как самообразованием занимаются в любой сфере человеческой деятельности. Педагогическое самообразование, психолого-педагогическое самообразование только из контекста понимается как общее профессиональное самообразование. Вне контекста сами понятия больше ориентируют на одну сторону самообразования педагога — психолого-педагогическую, которая не может исчерпать все содержание самообразовательной деятельности в сфере педагогического труда. Самообразование учителя и профессиональное педагогическое самообразование — синонимические словообразовании и могут использоваться равноценно.
- Таким образом, профессиональное самообразование педагога — многокомпонентная деятельность, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга. Оно выполняет следующие функции:
- В других определениях акцент делается на то, что самообразование для педагога не самоцель, а возможность совершенствования педагогической деятельности ради продвижения обучаемых. Под педагогическим самообразованием понимается целенаправленная самостоятельная деятельность учителя по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы [5].
- Дополняет, уточняет, углубляет, расширяет базовое общее и профессиональное образование.
- Компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения.
- Способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности.
- Помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности.
Является средством самопознания и самосовершенствования.
Последняя функция связана с тем, что в процессе самообразования человек постоянно выявляет свое мнение о незнании. Этот вид знания был осознан в свое время Сократом в процессе исследования самого себя и других людей: «Я знаю, что я ничего не знаю», — говорил человек, «превыше всех своею мудростью» в Элладе. Знание о незнании вносит в сознание личности неудовлетворенность собой, заставляет сомневаться в полноте и непогрешимости имеющихся знаний. Этот вид знания выступает как источник саморазвития [1].
-
Самообразование педагога — сложное явление
в том плане, что практически вся окружающая его среда является
постоянным источником самообразовательной деятельности.
- О. И. Ганченко считает, что есть два вида педагогического самообразования: в широком смысле, то есть когда педагог совершенствует свои знания и умения в самых различных областях действительности, и самообразование, преследующее цель развития и совершенствования специальных знаний и умений педагога, его деятельность и мастерство. Оба вида самообразования диалектически связаны между собой, дополняют друг друга. Более узко педагогическое самообразование понимается как самостоятельная деятельность по овладению теорией и передовым педагогическим опытом [1].
- Разработка проблемы профессионально-педагогического самообразования обогатилась в последние десятилетия большим числом исследований и практических рекомендаций, в которых определены содержание, принципы, формы и методы самообразовательной деятельности.
- Самообразование учителя зависит от умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его. Самообразование каждого учителя строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Исследования Н. В. Кузьминой показали, что учителя начинают интенсивно заниматься самообразованием, когда внутри школы организуется научно-практическая и научно-исследовательская деятельность всего педагогического коллектива, сами практические методы становятся стимулятором в области самообразования.
- Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем, тех предметов, которые для современной школы являются актуальными. В числе таких проблем, составляющих основу педагогического самообразования, могут быть проблемы педагогического общения, новые педагогические технологии, введение Федеральных государственных стандартов второго поколения. Важным представляется блок проблем, связанных с формированием научного мировоззрения учащихся, их духовной культуры, с гражданским воспитанием и др.
- В исследовании В. Б. Шароновой самообразовательная деятельность учителя рассматривается как система знаний, включающая в себя следующие основные компоненты.
- О. И. Ганченко считает, что есть два вида педагогического самообразования: в широком смысле, то есть когда педагог совершенствует свои знания и умения в самых различных областях действительности, и самообразование, преследующее цель развития и совершенствования специальных знаний и умений педагога, его деятельность и мастерство. Оба вида самообразования диалектически связаны между собой, дополняют друг друга. Более узко педагогическое самообразование понимается как самостоятельная деятельность по овладению теорией и передовым педагогическим опытом [1].
- Образовательный — знания, выраженные в понятиях или образах, восприятий и представлений, включающая обучающую и развивающую цели, оперирование умениями и методическими приемами и технологиями по преподаваемому предмету.
- Научно-методический — анализ научных исследований, изучение методик и технологий, передового педагогического зарубежного и российского опыта и личного опыта профессиональной деятельности.
- Научно-исследовательский — овладение новыми знаниями, способами решения педагогических задач, новыми педагогическими технологиями, создание собственных методов и способов профессионально-творческой самообразовательной деятельности. Самообразование является мощным каналом воздействия на личность учителя с целью развития его способности к саморегуляции [8].
- На основании анализа теории данного вопроса мы сделали выводы о принципах организации самообразования, которые реализуются на практике:
системный подход в планировании и организации самообразования;
- последовательность и непрерывность в формировании умений самообразования;
- связь самообразования с практической деятельностью, сочетание научно-теоретической подготовки с овладением умениями и навыками, необходимыми для педагогической деятельности;
- добровольный характер самообразования и целенаправленное управление этим процессом, то есть соответствие содержания самообразования уровню подготовки учителя, его интересам и склонностям.
- В заключении отметим, что современный учитель —
это учитель, у которого ценностной установкой является
профессиональное педагогическое самообразование, способствующее
постоянному развитию и совершенствованию профессиональных,
личностных качеств, необходимых для решения всё новых и новых
задач.
- Литература:
- Ганченко И. О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального. Дис. д-ра пед. наук:-М., РГЕ, 2005.
Иванова С. П. Психологический анализ использования профессионально- педагогических знаний в деятельности учителя: Автореф. дис.... канд. психолог, наук. — JL, 1982.
Каджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. — М., 1993.
Рубакин Н. А. Письма к читателям о самообразовании. — СПб., 1913.
Сухобская Г. С. Психологические проблемы самообразования учителя. -М., 1996.
Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. — Киев, 1984.
Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. //Пед. соч. — М., 1959, Т.10.
Шаронова В. Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности: Дис. канд. пед. наук.-М.,РГБ, 2003.