Проблема самообразования как развитие успешной личности всегда была актуальной. Перед большинством людей становится вопрос «Что же влияет на успешность личности?» Сейчас, в условиях динамичного информационного развития, современный человек должен следить за развитием окружающего мира и идти в ногу с его изменениями. Современное общество требует от личности непрерывного развития на протяжении всей жизни человека, что предполагает самообразовательную деятельность, направленную на достижение определенных целей.
Термин «самообразование» имеет множество значений. «Развитие и образование ни единому человеку не могут быть даны или сообщены, - писал знаменитый немецкий педагог Адольф Дистерверг (1790-1866). - Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Поэтому самообучение, самообразование, саморазвитие - средства и одновременно результаты образования [1].
П. И. Пидкасистый отмечает, что самообразование - это непрерывный процесс роста и развития знаний и совершенствования методов познания на основе сформированной у человека потребности в знаниях.
По мнению В. В. Байлука, самообразование - это сознательная, самоуправляемая репродуктивно-познавательная деятельность человека, направленная на воспроизводство (освоение) опыта общества с целью удовлетворения личностно и профессионально значимых потребностей.[2]
М. Князева определяет следующие функции самообразования:
- экстенсивная функция: накопление, приобретение новых знаний;
- ориентировочная функция: определение своего места в обществе;
- компенсаторная функция: преодоление недостатков образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре;
- функция саморазвития: развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей.
- методологическая функция: формирование образа мира, своего места в мире;
- коммуникативная функция: установление связей между науками, специальностями, возрастом;
- сотворческая функция: достраивание деятельности до уровня творчества;
- функция омолаживания: преодоление инерции собственного мышления;
- психотерапевтическая функция: сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни;
- геронтологическая функция: поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма [3].
Наиболее важными в развития личности являются ориентировочная, компенсаторная, функция саморазвития, методологическая, психотерапевтическая и геронтологическая.
В результате самообразовательной деятельности развиваются сильные стороны успешной личности.
Во-первых, при самообразовании у человека всегда есть возможность решать когда, где и каким образом он будет познавать желаемое, не подстраиваясь при этом под кого-либо.
Во-вторых, занимаясь самообразованием, человек самостоятельно определяет собственные цели, пути и способы совершенствования. Человек способен сказать «нет» тому, что нарушает его планы. Он не нуждается во внешнем контроле и обращает внимание на собственные потребности, а не на мнение окружающих.
В-третьих, самообразование воспитывает сильную волю, формирует такие черты характера, как целеустремленность, уравновешенность, упорство, самостоятельность в выборе решений, умение противостоять трудностям, отстаивать свою точку зрения в том или ином вопросе, а также умение объективно оценивать себя и т.д.
Эти и многие другие качества, несомненно, помогают личности в профессиональном становлении, успешной самореализации, что является одним из главных в современном обществе. Но не многим удается заняться активным самообразованием и стать уверенной личностью. Каковы же причины? Возможно, проблема берет свое начало со школ, где ученикам дают готовые знания, но ведь сама по себе информация не является залогом успеха. То есть, человек энциклопедических знаний автоматически не может стать успешным человеком. А потому, получая такое образование, с детства человек не учится достигать успеха. Успешный человек делает себя сам, а значит, не будет ждать, когда знания заложат в его голову, а займется развитием самостоятельно.
Мы провели исследование, в ходе которого выявили процент людей, занимающихся самообразованием, а также основные причины, по которым самообразование отсутствует в их жизни. Результаты исследования показали, что подавляющее большинство склонно не заниматься самообразованием, ссылаясь на нехватку времени, ненадобность, а также на отсутствие мотивации. Наряду с этим часто проблема отсутствия самообразования вызвана ленью человека, что является проблемой и общества в целом, с которой может побороться только сам человек на психологическом уровне. Были и такие ответы «Я не знаю с чего и как начать». Конечно, четкую схему или план самообразования может составить для себя только сам человек, учитывая свои индивидуальные способности, занятость и другие факторы. Но для того, чтобы понять с чего начать, необходимо определить цели и выработать мотивацию, после чего важно решить, с помощью каких средств человек будет заниматься самообразованием. Много лет назад самообразование было практически невозможным, поскольку не было такого разнообразия выбора форм, методов и способов обучения. С ростом информационных компьютерных технологий особенно возрастает и упрощается возможность самообразования.
Существуют следующие источники самообразования:
- Телевидение
- Газеты, журналы
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
- Интернет
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Семинары и конференции
- Мастер-классы
- Мероприятия по обмену опытом
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
- Курсы повышения квалификации
Все эти источники могут способствовать как личностному росту, так и профессиональному, либо и тому и другому.
Итак, суть самообразования заключается в самостоятельном добывании знаний из различных источников, использовании этих знаний в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
В ходе научной работы мы убедились, что в современном обществе самообразование играет важную роль. В современном обществе нужно развиваться как личность, а для успешной личности самообразование – основной двигатель прогресса. Оно всегда имеет личную значимость – воспитывает определенные качества, помогает реализовать себя в социальной среде, а также способствует выработке важных моральных качеств. Существует огромное разнообразие современных средств, которые помогают обеспечить качественное самообразование, но проблема общества заключается в том, что многие ищут наиболее легкие пути и ждут, когда им кто-то заложит знания, не пытаясь добыть их самостоятельно.
Литература:
- Князева М. JI. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990.
- Комаров Е. Организация, психология и технологии самообразования человека работающего. \\ Управление персоналом. –2001. №4.
- Таранцова А.В. Современные представления о профессиональной компетентности, сущность термина «компетентность. Электронный периодический научный журнал «SCI-ARNICLE.RU» 2015 №22 http://sci-article.ru
- Шленов Ю. Непрерывное образование в России \ Ю. Шленов, И. Мосичева, В. Шестак \\ Высшее образование в России. – 2005. - №3. 6. Шуклина Е.А. Технологии самообразования: Социологический аспект. \\Общественные науки и современность. – 1999 №5.