Развитие технической грамотности как основа самореализации личности в социальной среде | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вязовецкая, С. В. Развитие технической грамотности как основа самореализации личности в социальной среде / С. В. Вязовецкая. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5086/ (дата обращения: 16.12.2024).

Национально-региональный компонент Государственного образовательного стандарта в качестве главного результата образования определяет социальную компетентность выпускника, которая включает в себя не только высокий уровень предметных знаний, но и развитые психические качества личности. В настоящее время социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях.

Непрерывность образования заключается преимущественно в том, чтобы уже в условиях общего и начального профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые ей знания и умения.

Грамотный человек — это тот, который обладает необходимыми знаниями, сведениями в какой-нибудь области.

В настоящее время под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

Не могу не согласиться с М. Кенинг, который сказал: «Вопрос номер один — как стать для детей советниками и проводниками в их подготовке к взрослой жизни».

Многие старшеклассники отличаются нигилистическим взглядом на жизнь. Высокие нравственные ценности опошляют, а самореализацию как смысл жизненной перспективы часто подменяют «красивой жизнью» сегодня, «здесь и сейчас».

Вот почему столь актуальна подготовка юношей и девушек к важнейшим социальным ролям, в которых реализуется положительная программа после школьной жизни — ролям студента, труженика, семьянина и гражданина.

Много отрицательных ошибок совершают выпускники в области профессионального самоопределения: здесь закладываются причины жизненных дальнейших неудач.

Современная социальная ситуация востребует личность, способную к саморазвитию и самореализации. Преподаватели и учителя должны найти и помочь предоставить обучающимся возможность осуществить «социальные пробы», подготовиться к самореализации. Поэтому, для меня особенно важен вопрос адаптации вчерашних школьников в новой социальной среде и профессиональной самореализации выпускников профобразования.

Интерес, к какой либо профессии у человека появляется еще в детстве от каких-то источников информации. Источники информации включают в себя средства, с помощью которых можно говорить о прелестях каждой профессии. Профессиональный интерес превращается в могучую побудительную силу познания и овладения профессией, если она возникает под действием определенной деятельности, вызывающей положительное отношение.

Учебная деятельность учащихся профессиональных групп отличается от учебной деятельности учащихся школ своей совокупностью специальных знаний, навыков и умений, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности.

С тем запасом знаний, с которым пришли дети обучаться профессии необходимо не только его пополнять, но и восстанавливать, что иной раз кажется для многих педагогов невозможным по отношению к отдельным учащимся. И если обучающийся видит, что учебный процесс, в профессиональном учебном заведении мало, чем отличается от школьного, у него интерес к учебе угасает.

Для юности характерна огромная жажда деятельности и общения, юность позволяет максимально развить свой ум, свой творческий потенциал, свою личность, индивидуальность. Деятельность и общение являются исходными условиями для возникновения мышления. В свою очередь, предметная совместная деятельность, и общение, развиваясь, становятся мощной движущей силой.

Социальная адаптация личности невозможна без речевой компетентности. Недаром древние говорили о слове, как о деле. М. М. Бахтин называл слово «речевым поступком».

Работая более 20 лет в системе профобразования, в группы начального профессионального образования идут в основном учиться те, кто не смог бы продолжать учебу в 10-ом и 11-ом классах, то есть те, кто очень неудобен был для учителей в школе. Например, в группе, обучающихся по профессии станочник (металлообработка) по результатам экзамена по русскому языку и литературе — 10 % имеют оценку «хорошо», остальные 90 %- «удовлетворительно», из которых 15 % пересдавали из-за неудовлетворительных отметок. Но речь пойдет не о лириках и физиках, и тем более о способностях каждого из них.

По воле судьбы сейчас работаю в школе, где преподаю физику и математику. В колледже преподавала предметы специального цикла: техническую механику, материаловедение, детали машин, а также вела занятия производственного обучения, демонстрируя приемы работы на станках токарной и фрезерной групп. Опыт, который был приобретен в течение двух десятилетий в профессиональном образовании, несомненно, помогает приближать уроки физики к реальной жизни, реализуются педагогические принципы, которые направлены на содержательную часть предмета и имеют прикладной характер.

Это не происходит само, а требует огромной внутренней, рефлексивной работы, то есть размышлять о своем внутреннем состоянии и делать самоанализ.

Проблема состоит в том, что учащиеся не всегда умеют ясно и грамотно выразить свои мысли, рассуждать, аргументировать свои взгляды, отстоять свою точку зрения, если таковая имеется, недостаточно владеют навыками создания устного изложения.

Мышление-это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. Специфически человеческое развернутое мышление невозможно без языка, а язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи и хранения информации от поколения к поколению.

Каким же будет наше будущее, с каким новым запасом информации его встретим, зависит главным образом от нас, от наших детей.

Если практические знания взаимосвязаны с технологическими и конструктивно-техническими, то это должно найти отражение и в учебном процессе по их изучению.

Формирование технических понятий у учащихся начинается задолго до того, как они оказались в профессиональной группе. Уже на уроках в школе, учащиеся применяют технические термины. При выполнении лабораторных работ по физике, учащиеся используют инструменты и оборудование и, как правило, их наименование указано в письменной форме.

Защита лабораторной работы должна заключаться не только в сдаче тетради с правильным оформлением лабораторной работы и выводом, а необходимо устное сопровождение той деятельности, какую учащийся производит, то есть называть узлы, назначение, функции, способ установки, закрепления того или иного механизма, оборудования и инструмента.

В процессе продуктивной деятельности учащийся всегда создает новую ориентировочную основу деятельности, сравнительно с усвоенной в учебном предмете, то есть генерирует новую информацию. Осуществляет тем самым творческие исследовательские работы, которые несут функцию развивающего обучения.

Гуманизация образования как ведущая тенденция его развития означает обращенность образования к человеку, создание условий для проявления и развития его индивидуальности.

Гуманитаризация профессионального образования — это отношение к культуре, к осознанию себя и своего места в мире природы, человеческих отношений, к технике.

Развивающая педагогика предполагает субъект — субъективный характер взаимодействия педагога и ученика, который выражается в реализации педагогом демократического стиля общения, открытости, диалогичности и рефлексивности действий.

Всему этому должна предшествовать сложная работа со стороны учителя по формированию технической грамотности у учащихся.

Главными для педагогов должны быть четкие, аргументированные объяснения без излишнего теоретизирования, доступный, образный язык. Функции объектов, закрепленные в понятиях, должны интересовать обучаемого, стать необходимыми для решения задач, превратиться для него в проблему. Тогда его восприятие и мышление начинают искать и выделять в объекте соответствующие функциональные структуры. В ходе решения этих задач на каждом следующем шаге обнаруживаются новые отношения исходных элементов. На этой основе возникает новое их понимание, то есть те же элементы подводятся под новые понятия. А эти новые понятия становятся орудиями решения задачи.

В рамках рассматриваемой концепции предлагается начинать обучение с наиболее общих понятий. Учащийся должен увидеть между строчками учебного текста нечто большее, т. е. пробудить интерес к книге, учебнику, справочной литературе.

К сожалению, практика показывает, что учащиеся не умеют работать с книгой. Гораздо проще скопировать нужный материал с интернета, сократить до необходимого количества страниц и тем самым подготовить сообщение или реферат. Не умеют выделять главное, структурировать информацию в таблицу, схему или опорные сигналы, что в итоге информация не имеет логической стройности, и потому воспринимается тяжело без главной мысли.

Основными приемами работы учащихся с учебниками и учебными пособиями по техническим предметам является выполнение заданий по изучению технического и технологического материала. Такие задания выполняются путем заполнения таблиц, которые, с одной стороны, являются формой предъявления задания, с другой — алгоритмом изучения материала книги. [2, с. 174].

Учащимся необходимо объяснить, что «Движение по профессиональной лестнице зависит от того, насколько молодой специалист сохранил способность к восприятию нового, какова его информационная культура» [7, с. 93]. Информационная культура предполагает техническую грамотность, которая в дальнейшем окажет не последнюю услугу на рынке труда и будет способствовать конкурентоспособности и утверждения в социальной среде.

Литература:

1.         Андрусенко Г. П. Методические рекомендации по разработке учебно-методического обеспечения предметов и профессий. — Челябинск, ИРПО, 2004. 75 с.

2.         Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. — М., «Профессиональное образование», 1997. 511с.

3.         Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., ИПО, 1995. 336с.

4.         Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. — М., «Академия», 2001. 271с.

5.         Матрос Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. — М., «Педагогическое общество России», 2001.127с.

6.         Никитина Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности. — М., «Мастерство», 2002. 282с.

7.         Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. — М., «Владос-Пресс», 2003. 333с.

8.         Семушина Л. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. — М., «Мастерство», 2001.271с.

9.         Серкова Г. Г. Развивающее обучение. Теоретические основы и практика внедрения в образовательный процесс. — Челябинск, РИО, 2002. 127с.

10.     Шиянов Е. Н. Развитие личности в обучении. — М., «Академия», 1999. 288с.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, знание, информационная культура, лабораторная работа, начальное профессиональное образование, отношение, профессиональное образование, социальная среда, техническая грамотность, учебный процесс.

Похожие статьи

Формирование гармонично развитой личности как цель воспитания в современном демократическом обществе

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Самообразование как основа развития успешной профессиональной личности педагога в современном обществе

Модернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики как фактор формирования гармонично развитого поколения

Формирование математической грамотности как фактор, влияющий на развитие личности

Развитие культуры здоровья студентов как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Формирование коммуникативных навыков как одно из приоритетных направлений современного общества

Формирование культуры личности в образовательном пространстве

Развитие нравственной и творческой личности в системе среднего профессионального образования

Похожие статьи

Формирование гармонично развитой личности как цель воспитания в современном демократическом обществе

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Самообразование как основа развития успешной профессиональной личности педагога в современном обществе

Модернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики как фактор формирования гармонично развитого поколения

Формирование математической грамотности как фактор, влияющий на развитие личности

Развитие культуры здоровья студентов как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Формирование коммуникативных навыков как одно из приоритетных направлений современного общества

Формирование культуры личности в образовательном пространстве

Развитие нравственной и творческой личности в системе среднего профессионального образования