Стремительное развитие общества в последние годы предъявляет новые, все более высокие требования к человеку и его здоровью. Современному жителю большого города непросто сохранить здоровье в условиях, где он ежедневно подвергается воздействию множества негативных для организма факторов, влияющих как на его физическое, так и психическое здоровье. Однако необходимо отметить, что некогда стремительное ухудшение здоровья нации (прогрессирующее после развала Советского Союза) остается в прошлом. Повсеместно возводятся новые спортивные объекты, ведется обширная пропаганда здорового образа жизни, государственными органами и отдельными организациями разработаны специальные федеральные и региональные программы оздоровления населения. Сегодня Россия принимает активное участие в международных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих проектах, в наступившем 2014 году мы стали организаторами ХХII Зимних Олимпийских игр в Сочи, а в 2019 году примем в Красноярске Зимнюю Универсиаду. Все это и многое другое позволяет сказать о возрождении отечественных традиций здорового образа жизни и культуры здоровья нации, в которой подрастающее поколение и молодежь играют важную роль.
Студенческая молодежь составляет особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни [2]. Процесс жизнедеятельности, а также факторы непосредственно связанные с учебной деятельностью (такие как продолжительность учебного дня, учебная нагрузка по расписанию, перерывы между занятиями, состояние аудиторий, социально-психологическая атмосфера, нестабильное и несбалансированное питание и др.) оказывают серьезное влияние на состояние здоровья молодого поколения [4].
Опрос, проведенный среди студентов Герценовского университета (96 студентов 2 и 3 курсов) показал, что в настоящее время происходит существенная «подмена понятий», «неправильный» образ жизни зачастую воспринимается как норма и формирует у студента неверное отношение к своему здоровью и к своей дальнейшей жизни. При этом, сами студенты (93 % опрошенных) отдают отчет в том, что образ жизни во многом определяет культуру здоровья и безопасности человека, влияет на его будущее, но при этом самостоятельно не готовы вести его, ожидая грамотной помощи со стороны вуза. Поэтому, одной из первостепенных задач вуза, является обращение внимания студента на то, что ведение здорового образа жизни может служить качественной предпосылкой будущей самореализации в профессиональном и творческом плане, их активного долголетия, способности к созданию здоровой семьи. Молодые люди ставят здоровье на первые места в иерархии жизненных приоритетов, однако, как показывают социологические исследования, не предпринимают должных мер по его сохранению [7].
В этой связи, вполне обоснованным является осознание роли системы образования в решении вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся с учетом того, что, по данным всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 50–55 % зависит от образа его жизни, более чем на 20 % — от состояния окружающей среды, на 15–20 % от наследственности и лишь 10 % составляет вклад медицины [5]
Общеизвестно, что образовательный процесс в вузе предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление студента, формирование у него понятия культуры здоровья. Одним из основных направлений деятельности учебных заведений должно стать создание в студенческой среде климата, предполагающего: сохранение, укрепление здоровья, поддержание здорового образа жизни, формирование высокой духовной и нравственной культуры обучающихся [3].
Особе значение формирование культуры здоровья и безопасности имеет для будущих педагогов. Как отмечает в цикле своих статей коллектив авторов Соломин В. П., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Бахтин Ю. К. «медико-профилактическая подготовка студентов в педагогическом университете имеет целью формирование и укрепление здоровья молодого поколения средствами образования» [1, 6].
Важный вклад в формирование культуры здоровья будущих педагогов вносит образовательная область безопасность жизнедеятельности и, в частности, учебные курсы: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы валеологии», «Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и профилактика заболеваний», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы здорового образа жизни» целью которых является развитие культуры безопасности и формирование личности безопасного типа поведения. Данные дисциплины включены в учебный план подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности по направлению Педагогическое образование (бакалавриат) и являются важной теоретической и практической базой подготовки соответствующих компетенций, культуры здоровья и безопасности будущего педагога.
Действующий ФГОС ВПО по направлению 050100.62 Педагогическое образование и Проект дополненных и измененных ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалвриат), позволяют отобразить требования к результатам освоения ООП бакалавров образования в сравнительной таблице компетенций, формирование которых позволит выпускникам педагогических вузов решать следующие задачи в области здорового образа жизни.
Таблица 1.
ФГОС по направлению Педагогическое образование |
Компетенции направленные на формирование культуры здоровья и культуры безопасности |
|
ФГОС ВПО 050100.62 по направлению педагогическое образование |
Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога, сотрудничества (ОК-3); готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обручающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7) [8]. |
|
Проект ФГОС ВО по направлению 44.03.01 Педагогическое образование («академический бакалавр») |
- способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9); - готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6); - готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) [9]. |
- способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); - способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5). |
Проект ФГОС ВО 44.03.01 по направлению Педагогическое образование («прикладной бакалавр») |
- способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ППК-3). |
Анализ федеральных государственных образовательных стандартов позволяет сделать вывод о том, что формирование культуры здоровья и культуры безопасности жизнедеятельности остается приоритетным в подготовке будущего бакалавра образования. Изменение стандартов не влияет на основные направления подготовки будущего учителя, согласно которым он, прежде всего, должен обладать культурой здоровья. Культура здоровья, в свою очередь, является одним из базовых элементов общей культуры безопасности человека. Данные понятия неразрывно связаны друг с другом, поскольку общим объектом их приложения является человек и состояние его здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья находятся в прямой зависимости от уровня теоретических знаний и практических навыков студентов, мотивации на ведение здорового образа жизни, осознания ими личной ответственности за собственное благополучие и благополучие общества.
Медико-валеологический блок знаний в этом отношении становится приоритетным и позволяет решать задачи, поставленные государственными стандартами.
Анализ существующих программ и Проект стандарта [9] показал, что сегодня необходим новый «модульный», «универсальный» подход к «здоровьесозидающему» компоненту, отвечающему за изменение отношения молодых людей к своему здоровью и создание у них практики здорового образа жизни. Формирование основ его возможно на основе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», в которой заложены базовые знания и представления студентов о культуре безопасности. Но для комплексного решения задачи, поставленной государством необходима дисциплина, ориентированная на формирование культуры безопасности и укрепление здоровья; на формирование знаний и практических действий в системе овладения культурой здоровья.
Решения проблемы формирования культуры здоровья можно достичь путем включения в вариативную часть учебного плана дисциплины «Здоровьесберегающие технологии в социальной среде». В основе содержания разработанной дисциплины лежит исследование преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена посвященного вопросам здоровьесберегающей педагогики «Основы здорового образа жизни петербургского студента» (д.м.н., профессор Корчагина Г. А., д.п.н., профессор Пономарев Г. Н., д.м.н., профессор Макарова Л. П., к.п.н., доцент Котова С. А.) [5]
Дисциплина направлена на подготовку молодежи как к осуществлению устойчивого личного здорового образа жизни, так и его обеспечению в обществе, в различных социальных средах и институтах. Цель дисциплины — содействие формированию у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций в области проектирования применения здоровьесберегающих технологий в различных социальных средах.
Таблица 2
Теоретическое содержание курса «Здоровьесберегающие технологии в социальной среде»
Содержательные линии (темы) |
Дидактические единицы |
Основы психологии здоровья |
Здоровье как ценность, психическое и физическое здоровье человека — исходное условие нормального развития личности, переходные состояния между здоровьем и болезнью, социальные заболевания и их профилактика, самоуправление и здоровье. Формы и методы психологии здоровья, общественное здоровье, профилактика и психогигиена. |
Технологии сохранения здоровья подростков и молодежи в социальной сфере |
Здоровье, его критические показатели. Здоровьесберегающие технологии и их классификация. Валеология как методологическая основа здоровьесберегающих технологий. Организм человека как сложная биологическая система. Состояние организма в подростковом и юношеском возрасте. Медико-гигиенические технологии здоровьесбережения. |
Технологии здоровьесбережения детей в социальной сфере |
Проблемы здоровьесбережения подрастающего поколения. Технологии здоровьесбережения детей, их классификация, оценка эффективности. Закономерности физического, психического и социального развития ребенка. Отклонения в физическом, социальном и психическом здоровье детей под воздействием социальных факторов. Диагностика. Роль государства, семьи, образовательного учреждения и педагога в здоровьесбережении детей, приучении их к здоровому образу жизни, культуре здоровья и культуре безопасности. |
Здоровьесберегающие технологии на основе использования физических упражнений |
Состояние здоровья населения РФ. Современные подходы к сбережению человека в различных социальных институтах. Социальные основы физической культуры и здорового образа жизни. Проблема адаптации человека к нагрузкам. Внедрение здоровьесберегающих технологий с использованием физических упражнений. Специфика применения физических упражнений в различных социальных сферах. |
Технологии формирования культуры здоровья как общей культуры безопасности |
Культура здоровья и ее значение в развитии общества. Определение культуры здоровья как составной части общей культуры безопасности человека. Состояние культуры здоровья в современном мире. Компоненты культуры здоровья и здорового образа жизни. Культура сохранения индивидуального здоровья, культура питания, культура гендерных отношений, культура труда и отдыха. Искусство как источник идеальных представлений о здоровом человеке, здоровом образе жизни и культуре безопасности. |
После успешного освоения дисциплины студент сможет: — применять знания в области психолого-педагогических аспектов сохранения здоровья всех субъектов общества; — эффективно взаимодействовать в рамках сохранения и укрепления здоровья с детьми и взрослыми; обладать качествами здоровой личности (в физическом, психическом, социальном и духовном плане) и вести здоровый образ жизни, поддерживать личное и профессиональное здоровье; — иметь сформированную установку на здоровый образ жизни, культуру здоровья и культуру безопасности жизнедеятельности человека; — быть готовым к социально-культурному диалогу и др.
Несомненным достоинством данной дисциплины является то, что она может и должна быть встроена в учебные планы всех направлений подготовки, в том числе и технических, поскольку ориентирована на формирование личной культуры здоровья человека. В современных условиях важно формировать ценностные ориентации, вооружая студентов устойчивыми знаниями, умениями и навыками в области Безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, вне зависимости от получаемой специальности и направления подготовки.
Содержание дисциплины позволяет разработать целевую программу, направленную на укрепление здоровья студентов и формирование здорового образа жизни, которая может рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в университете. Также, предлагаемая дисциплина «Здоровьесберегающие технологии в социальной среде» может встраиваться в систему подготовки магистра, а также в систему программ дополнительного образования и повышения квалификации работников социальной сферы, образования и широкого круга заинтересованных лиц.
Литература:
1. Буйнов Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета [текст] / В. П. Соломин [и др.] // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — с. 730–732.
2. Давиденко Д. Н., Щедрин Ю. Н., Щеголев В. А. Здоровье и образ жизни студентов — СПб.: СПбГУ ИТМО, 2005. — 124 с.
3. Кокшаров А. А. К вопросу воспитания культуры здоровья студентов. // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. — № 10. Ч. 2. — с. 67–68.
4. Куркина Л. В. Современные причины снижения уровня здоровья в студенческой среде. // «Естествознание и гуманизм». 2006. — № 3.
5. Основы здорового образа жизни петербургского студента: Учебник / Под ред. В. П. Соломина. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 319 с.
6. Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат). Материалы всероссийской научно-практической конференции. РГПУ им. А. И. Гецрена. СПб.: Лемма, 2010 Издательство: Лемма
7. Ушакова Я. В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2007. — № 4. -с.197–202.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. № 46.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Проект].