Испокон века речь растит человека.
Мониторинг набора обучающихся на обучение по профессии «Автомеханик» в течение трех лет показал, что с повышением среднего балла аттестата (3,2–2013г., 3,7–2014 г., 4,1–2015г.), к сожалению, наблюдается понижение коммуникативных способностей личности. В частности, студенты не всегда могут четко изложить свои мысли, донести до собеседника свою позицию, что в дальнейшем может привести к трудностям при трудоустройстве и в общении с заказчиком.
Время диктует свои правила. Но и сегодня для преподавателей АТЭМК важно не только, насколько наши выпускники владеют профессиональными компетенциями, но и насколько они воспитаны, образованны.
Согласно изречению Д. Свифта «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается», работу по повышению культуры речи студентов ведут совместно все: мастера п\о, преподаватели, администрация колледжа. За три года сложился некий алгоритм работы в этом направлении, который и предлагается вашему вниманию.
Знакомя обучающихся с Едиными правилами поведения в колледже, особое внимание мастер п\о обращает на недопустимость употребления студентами ненормативной лексики.
В этом учебном году одним из мероприятий, направленных на формирование культуры речи, стала театрализованная постановка мини-поэмы «Про АТЭМКа и Федота», написанной преподавателем математики Магдой В. Е. [приложение 1].
Подготовительным этапом служило знакомство с произведением Филатова Л.
Готовясь к данному мероприятию, нами преследовались цели — формирование положительного имиджа своего учебного заведения, выявление талантов и скрытых лидеров среди обучающихся нового набора, повышение интереса молодых людей к современной поэзии.
Отзывы студентов, участвовавших в постановке, и зрителей однозначны: интересно, ново и неожиданно.
Поэтому дальнейшие экскурсии и участие в мероприятиях данного направления не вызывают у студентов негативной реакции. А в нашем городе проводится много мероприятий, направленных на повышение культуры речи. Так студенты нашего колледжа воспринимают с интересом экскурсию в музей-некрополь «Литераторские мостки», на которой мастер п\о Тимошенко О. Б. совместно с преподавателем литературы Полетаевой А. Ю. и экскурсоводом открыли для студентов писателя Тургенева И.С как незаурядную личность и виртуоза слова. Очередным открытием для ребят было посещение Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина. Мастер п\о Тимошенко и преподаватель литературы Харькова М. Е. и заведующая библиотекой Кузнецова В.В совместно с работниками библиотеки показали ребятам, что даже в век информационных технологий книга живет, являясь основным носителем культуры.
В рамках мероприятий Года литературы, студенты прослушали цикл лекций в Центральной городской библиотеке имени В. В. Маяковского.
После каждого мероприятия происходит обсуждение, выясняется, что особенно понравилось, планируются дальнейшие экскурсии.
Так и произошло с экскурсией, проводимой Домом молодежи Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по молодежной политике «Петербург желаний».
Задача мастеров, преподавателей любого учебного заведения не только выполнять свою работу по передаче знаний, но и вести большую работу по повышению культуры речи, развитию коммуникативных навыков и искоренению слов паразитов и ненормативной лексики.
Здоровье нации — это не только физическое здоровье, это и культура речи, бережное отношение к русскому языку.
Литература:
- Устав СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж».
- Решение 38-ой научно–практической педагогической конференции на тему «Реализация межпредметных связей. Трудности и пути решения» на базе СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж».
Приложение
ПРО АТЭМКа иФЕДОТА
(читай, кому охота)
Для тех, кто издалека, расшифровка
АТЭМКа — Автотранспортный и электромеханический колледж.
Автор против плагиатов, просто любит стиль
«Филатов». Как должно и по уму посвящает стих
Ему.
Скоморох-потешник:
У Федота, у стрельца
Подросли два сорванца.
И куда пойти учиться?
Что б прославили отца?
Федот:
Вот, Маруся и поспел
Тот и этот наш пострел.
Отпустить сынов придётся -
Наш родительский удел.
Но научатся чему?
Наберутся где уму?
Что б в работе — уваженье
И почёт в родном дому.
Маруся:
Бабий ум, что бабий век.
Вот он есть, а вот и нет.
Пусть тебе, мой муж любимый,
Знающий даёт совет
(хлопает в ладоши)
Вот вы, двое из ларца,
Одинаковы с лица,
Подскажите, в Петербургу
Подготовка где спеца?
Двое –из-ларца:
Вы спросите целый свет,
Круче АТЭМКа и нет!
Отдадим ларец за это!
Вот такой для вас совет.
Федот:
Что за зверь АТЭМКа?
Оробел я вдруг слегка.
Буквы страшные такие
Не испортили б сынка.
Двое-из-ларца:
Это колледж. Он стоит,
Словно огонёк горит.
Автотранспортным зовётся.
Слава про него летит.
В колледже ребят ни счёсть!
И профессий море есть:
Хочешь транспортным быть ассом,
Так научишься ты здесь,
Бухгалтерию опять
Могут для тебя поднять.
Любо — дорого выходят
Здесь спецы — ни дать, ни взять.
А рукастых мужиков
На Руси спокон веков
Уважали, привечали
Все слои без лишних слов.
Баба Яга:
Хоть фольклорный элемент,
Но желаю дать совет:
У меня намедни ступа
Захандрив, сошла на нет.
А твои, Федот, сыны,
И красивы, и умны,
Починили мне старушку.
И летает, хоть куды.
Так пущай идут оне.
Колледж, чай, не на луне
Общежитие, надеюсь,
Им дадут хотя б к весне?
Генерал:
Ты, Федот, когда царя
С трона сверг (и не за зря).
В колледж я пошёл вахтером.
Расскажу про их дела.
Если хочешь — пой, пляши,
На учёбу не греши.
А спортсмены там какие!
Так бы отдал полдуши.
Федот:
И зачем тогда слова?
Коль давно уже молва
Разнеслась про этот колледж.
Что ж я вовсе без ума?
Значит так: мои сыны,
Для семьи и для страны
Поступите в колледж этот
И учитесь, как должны:
На занятиях не спать,
Не позорь отца и мать,
Что бы грамоту какую иль значок
Могли бы дать.
Маруся:
Но не в грамоте почёт.
Дайте сердцу вы отчёт,
Не мажоры вы какие,
Кровь людская в вас течет.
Баба Яга:
Мимо здесь маво ума,
Но сказать и я должна.
Чую, проведёте годы
Там вы только с пользой для.
Сыновья:
Это… Поняли приказ
И хотим заверить вас,
Что б семью не опозорить,
Будем помнить ваш наказ:
На уроках не зевать,
А на практике — не спать.
БЖД, как нашу маму,
Будем просто обожать,
Что бы в срок сумели мы
Стать оплотом для страны.
И в Калуге, и в Самаре
Пригодиться мы должны.
Наша слава и в уму,
и в руках.
И посему,
мы АТЭМКа полюбим,
Будем преданы ему.
Скоморох-потешник:
Вот и кончился наш сказ.
Был он, правда, без прикрас.
А зачем, скажи, прикрасы?
Коль правдивый был рассказ.
Вдруг не так что — извини.
Информацию прими.
Коли хочешь всё проверить,
Сам к нам в колледж приходи!