При изучении работ Новиковой Л. И., Селивановой Н. Л., Караковского В.А по целенаправленному управлению процессом развития личности мной была определена система, по которой организую воспитательную деятельность: «Принятие ребёнка таким, какой он есть, со всеми положительными и отрицательными качествами и создание каждому ситуации успеха».
Приоритетная задача Российской Федерации — формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, была определена в ПРОЕКТЕ, «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» (ред. от 13.01.2015) [1, c. 1]. Актуальность данного проекта находит своё подтверждение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.) [2, с. 2] и обусловлена острой необходимостью преодоления последствий гуманитарного кризиса, выразившегося в существенном снижении воспитательного потенциала российского социума, в росте негативных явлений в детском и подростковом возрасте, ценностной дезориентации подрастающих поколений, данная тенденция обостряет проблему роста социально-нравственных отклонений в детской и подростковой среде.
Осознание проблемы: необходимости возрождения духовно — нравственного развития личности каждого ученика в образовательном процессе, определило цель воспитательной работы, которая состоит в формировании социально, духовно и морально зрелой творческой личности. Для реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:
1) формирование мотивации учения;
2) моральное развитие личности;
3) формирование патриотизма и гражданственности;
4) формирование трудовых и жизненных навыков;
5) формирование осознания своей общности с коллективом, духа товарищества;
6) формирование здорового образа жизни и развитие экологической ответственности;
7) формирование у выпускника профилирующего направления собственной деятельности.
Решая данные задачи, тем самым создаются благоприятные условия для развития у моих учеников гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребёнка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления через следующие личностные образования: «Я-концепция» (здоровое самоуважение) (Р. Бернс); «Сотрудничество» (отношение к другим, развитие чувств, объединяющих людей на уровне относительно устойчивых и постоянных отношений); «Законопослушание» (сила сверх–Я) (Зигмунд Фрейд) [3, с. 97]. В своей воспитательной работе использую различные методические приёмы, методы такие как: мозаика(благодаря которой класс быстро делится на группы), мозговой штурм (даёт парадоксальные решения), «общественная деятельность» (позволяет делать анализ деятельности, размышления, определение своей роли и отношения к организованным событиям, делам); технологии: игра (направлена на развитие социального опыта, переосмысление собственной позиции и изменение установок) [4, с. 298],технология педагогического проектирования, специфика которой состоит, в том, что учитель использует данную технологию в двух аспектах: как технологическое проектирование собственной деятельности и деятельности учащихся, а также содержания жизнедеятельности среды, технологии проектирования социального становления личности [5, с. 7]. Особенностью применения данных технологий в воспитательной работе является сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы. Практическим результатом реализации этих технологий является «видимое» расширение социального опыта подростка в его общественных связях, разнообразии социальных действий и роста социальной и личностной активности [6, с. 11].
Таким образом, педагогическая идея заключается в том, что коллективно-творческая деятельность (Иванов И. П.) [7, с. 15] — это необходимое условие для нравственного и духовного развития ребёнка, основа полноценной содержательной жизни коллектива, где «мудрая» власть коллектива помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей (Сухомлинский В. А.). Именно поэтому, мои ученики, много времени проводят вместе после уроков, планируя и организуя вместе со мной совместные общественно-значимые акции, походы, экскурсии, вечера, выставки: «Мой любимый питомец», «По заповедным местам Самарской области», конкурсы такие как:«Самый зелёный кабинет», «Интеллектуальные гонки», конкурс плакатов: «Немудрено дерево срубить — мудрено вырастить», «Мы за чистые города России», способствующие включению подростков в новые социальные отношения, проявлению и развитию гражданственности и нравственной позиции, социализации личности. По их инициативе в школе проводятся различные социальные проекты, что позволило нам организовывать взаимодействие ученического сообщества с местными властными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума, при реализации социально-образовательных проектов: «Человек собаке друг», «Здоровое питание — здоровое общество», «Сквер Д. Ф. Устинова — объект экологического просвещения», защита которых проходила на городском конкурсе социальных проектов «Гражданин» в сопровождении компьютерной презентации. Проекты и конкурсные работы подростков были отмечены благодарственными письмами и номинациями на разных уровнях.
Привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребёнка в школе и за её пределами. В рамках факультативного курса «Твоя профессиональная карьера» мной был разработан и проведён цикл занятий на рабочих местах родителей ребят: на предприятиях: Завод по производству КОКА — КОЛЫ, мороженного, в юридической конторе «Коган и его партнёры», нотариальной конторе Ленинского района, в Дорожной клинической больнице, мы посетили Государственную Думу, где ребята детально могли познакомиться с особенностями той или иной профессии. Также организую работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместной деятельности в проведении экологических игр и брэйн-рингов, тематических классных часов. Координирую связь педагога-психолога с родителями, для консультативной, терапевтической поддержки.
Уделяю большое значение внеклассным мероприятиям, для получения социального опыта и расширения ценностно-смысловой сферы подростка, перечень которых представлен в виде таблицы ниже:
Внеклассные мероприятия |
1. Классные часы с чаепитием посвященные 8 марта, 23 февраля, Новому году. Тематические классные часы. |
2. Посещение выставочного центра «Радуга». |
3. Посещение музея Алабина. |
4. Экскурсия и лекция в музеи ПРИВО. |
5. Выезд зимой и осенью на природу, в «Дубки». |
6. Поездка в зоопарк |
7. Поездка на экскурсию в Храм, возведённый в стиле древнерусского зодчества, без единого гвоздя в честь «Новомученников и исповедников в земле русской Просиявших». |
10. Царев курган. |
11. Посещение Оранжереи ботанического сада. |
12. Поездка в Жигулёвский заповедник. |
13. Посещение музея Лермонтова, в Тарханах. |
14. Поездка на «Зелёненький остров» |
15. Посещение школьного музея |
16. Посещение библиотеке № 12 г.о. Самара |
17. Посещение приюта для бездомных животных «Твои друзья» |
18. Психологические тренинги. |
Особое место в моей внеклассной деятельности с ребятами занимает классный час — форма организации процесса непосредственного общения учителя и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. Еженедельно проводятся классные часы, на которых дети поднимают такие проблемы, как имидж школьника, мое отношение к наркомании, здоровый образ жизни, «Я» и мои одноклассники, мои взаимоотношения с ребятами в классе, с учителем и родителями, «ложь во имя спасения», кем я вижу себя в своём городе. В работе постоянно принимают участие родители обучающихся.
Данная работа связана с формированием у обучающихся взглядов, убеждений, ценностей, отношений, способностей. Это наиболее значимые структурные компоненты личности, которые являются её принадлежностью и сопутствуют ей везде: в учёбе, деятельности, общении, поведении.
И это возможно только благодаря развитию в классе системы ученического самоуправления, которая ориентирована на базовые национальные ценности (см. схему).
Ученическое самоуправление
После очередной компании по выборам в классный Совет ученического самоуправления, в котором сформированы: центры самоуправленияипредседатель Совета класса:
Совместно с педагогом-психологом изучаю индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро — и макросоциуме. При поддержке педагога-психолога анализирую развитие коллектива класса, определяю познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая им определиться в выборе будущей профессии.
На основании психолого-педагогического анкетирования обучающихся в 2013–2014 учебном году были получены следующие результаты: создание в нём положительного психологического климата (75 %), развитие детского самоуправления (46.9 %), создание условий, позволяющих каждому ребёнку раскрыть себя в отношениях с окружающими (53.1 %), включение обучающихся в систему реальных социальных отношений (50 %), одним из самых важных показателей является показатель систематического расширения своих знаний подростками в различных областях науки (43.8 %).
Анализируя повторное анкетирование учащихся спустя год, в 2014–2015 году пришли к следующим выводам: были получены высокие результаты и наблюдалась положительная динамика по всем критериям: в первую очередь уделяется внимание созданию в нём положительного психологического климата (81.3 %), развитию детского самоуправления (65.6 %), созданию условий, позволяющих каждому ребёнку раскрыть себя в отношениях с окружающими (93.8 %), включению обучающихся в систему реальных социальных отношений (81 %), систематическому расширению своих знаний в различных областях науки (78.1 %).
Результаты воспитательной работы с классом по эмоциональной поддержке групп внутри класса и уровню воспитанности показаны ниже на диаграммах.
Высокие результаты и положительная динамика по созданию условий, позволяющих каждому ребёнку раскрыть себя в отношениях с окружающими, включению обучающихся в систему реальных социальных отношений и уровень воспитанности, который определяется формированием нравственного развития личности, закономерны, так как ребята принимают активное участие в решении общешкольных и классных проблем.
Система ученического самоуправления позволила учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе. Объективность данного утверждения подтверждается результатами психологического исследования коммуникативных и организаторских способностей обучающихся педагога-психолога, согласно им 79 % обучающихся класса имеют средний, высокий и очень высокий уровень коммуникативных способностей и 95 % имеют положительное эмоциональное отношение к обучению.
Таким образом, данная организация учебно-воспитательного процесса эффективна, так как нами был получен высокий уровень и положительная динамика и по профилирующему направлению собственной деятельности учащихся.
Литература:
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года // Российское образование. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/files/discussion/v14_01_15.doc (дата обращения: 5.01.2017).
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — М.: Просвещение, 2009. — 24 с.
- Кузнецов И. Н. Настольная книга практикующего педагога: [учеб. пособие]. — М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. — 300 с.
- Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2008. — 361 с.
- Михелькевич В. Н., Полушкина Л. И. Проектные технологии обучения. — Самара: Самарская гимназия № 11, 2001. — 39 с.
- Тыртышная М. А. Новые технологии воспитания в работе классного руководителя. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2009. — 160 с.
- Сергеева В. П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности: Учебно-методическое пособие. — М.: УЦ «Перспектива», 2008. — 96 с.