Формирование коммуникативных навыков как одно из приоритетных направлений современного общества
Автор: Букина Вера Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 226 раз
Библиографическое описание:
Букина, В. И. Формирование коммуникативных навыков как одно из приоритетных направлений современного общества / В. И. Букина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 108-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1827/ (дата обращения: 17.12.2024).
Существует общепринятое мнение, что одной из основных задач в работе с детьми в дошкольном учреждении стоит формирование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Интеллектуальная готовность это один из компонентов психологической готовности. На наш взгляд и родителями и педагогами не достаточное внимание уделяется личностной готовности ребенка к обучению в школе, Где каждый первоклассник становится частью многочисленного детского сообщества. Если ребенок до школы посещает детский сад и учится общаться со сверстниками, то выработанные навыки поведения он перенесет на класс и учителей. Его энергия распределится между школьными предметами, а уже знакомые нормы поведения будут соблюдаться по привычке.
Как вести себя в школе: слушать и не перебивать учителя, поднимать руку, когда хочешь ответить или спросить, сидеть прямо – это правило запоминается и усваивается довольно легко, потому что ребенку предлагается уже готовый алгоритм действий, поведенческий стереотип, соответствующий его новому статусу ученика. И этим статусом ребенок гордится. Гораздо сложнее может протекать установление отношений в классе. Здесь каждый из значимых людей привносит свой вклад в развивающуюся личность. Ребенок впитывает в себя их поведение, воспитывается на их вкусах, пристрастиях и привычках.
В результате многолетней работы по исследованию межличностного общения в группах старшего дошкольного возраста выяснилось, что большинство детей испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими. У них наблюдается недостаточная сформированность коммуникативной компетентности, как составляющей личностной готовности к школе. Большинство детей не готовы к социальному взаимодействию, испытывают трудности в установлении новых межличностных контактов, так как испытывают затруднения в умении пользоваться языковыми средствами, знаниями в процессе коммуникации (словарь, кругозор, умение считывать и передавать эмоциональное состояние). Многие дети придерживаются ответных, безынициативных действий. У многих наблюдается низкий уровень сформированности компетентности социального взаимодействия, ее социально-личностных аспектов.
На наш взгляд одна из проблем, которая существует на сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях это формирование коммуникативных УУД. Она заключается в недостаточной активности становления такой ключевой компетентности, как коммуникативная.
Методы наблюдения показывают, что в сотрудничестве с детским коллективом, в основном, господствуют индивидуальные формы общения «воспитатель – ребенок». В совместной деятельности воспитанники не приучены взаимодействовать между собой непосредственно, так как воспитатель выступает посредником между ними. Обращение детей друг к другу за советом или помощью, обмен мнениями между всеми воспитанниками без посредства воспитателя встречаются в исключительных случаях. Так как существует общепринятое правило – на уроках в школе запрещают разговаривать друг с другом, а взаимопомощь на уроке называют «подсказкой и списыванием». И получается, что, формируя коммуникативные УУД, педагоги еще сами не готовы к разработке и принятию новых форм сотрудничества с детским коллективом.
Современное общество диктует свои приоритетные направления. Каждому индивиду дается возможность проявить себя. Быть – популярным, в наше время, это – не дань моде, это стиль нашего общества. Ребенок с детства должен быть приучен к этому. Мы считаем, что наиболее важными чертами, отличающими популярных детей от непопулярных, в дошкольном возрасте являются не интеллект, а организаторские способности, общительность и конечно же нравственность. В основе этих качеств лежит особое отношение к сверстнику, которое можно охарактеризовать как личностное. При таком отношении другой ребенок является не средством самоутверждения и не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью. Сам ребенок при этом открыт для других и внутренне связан с ними. Поэтому такие дети легко могут уступать и помогать сверстникам, делиться с ними и не воспринимать чужие успехи как свое поражение. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в обществе. Задача педагогов как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т. е. вовлечь каждого ребенка в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать усе индивидуальные особенности своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.
На наш взгляд одним из приоритетных направлений педагогического коллектива должна стоять задача, направленная на снижение низкого уровня коммуникативной компетентности воспитанников, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явления отвержения сверстников в детском саду, росте одиночества, тенденцией увеличения числа детей с низким социометрическим статусом. Данная задача предполагает привитие умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слышать и слушать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Литература:
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в практике детского сада. Методическое пособие. Москва, 2009.
Потемкина О., Потемкина Е. Законы успеха, или как найти свое место в жизни. Москва, 2005.
Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. – 1998. – № 3.