Сегодня образование признано как важный фактор развития потенциала и конкурентоспособности страны. В этой связи в Узбекистане воспитание интеллектуально развитого поколения является приоитетным направлением государственной политики. Общество проявляет постоянную заботу и внимание воспитанию учащейся молодежи достойными продолжателями традиций предков, абладающих современными знаниями. Об этом свидетельствет и последовательная реализация программ поэтапного, цеоенаправленного реформирования образовательной системы &#;3, С. 1&#;</FONT></SPAN><SPAN LANG="">.</SPAN><P> <SPAN LANG="">Цель данных программ – воспитание гармонично развитого поколения, подготовка высоко квали</SPAN>ф<SPAN LANG="">ицированных конкурентоспособных специалистов, создание условий для полной реализации своих способностей, самореализации и нахождения своего достойного места в обществе каждым молодым человеком. </SPAN> <P><SPAN LANG="">Развитие образования и воспитания, профессиональной подготовки молодежи на уровне требований современности – один из важнейших факторов, определяющих будущее нашей страны, будущее демократических, общественно-политических и социально-экономических реформ, осуществляемых в республике.именно поэтому особую актуальность приобретает развитие и повышение эффективности среднего образования, внедрение в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий, оптимизация сотрудничества науки и образования, обеспечегние преемственности и непрерывности образования.</SPAN><SPAN LANG=""> </SPAN> <P><SPAN LANG="">Трудовое обучение в средней школе в корне отличается от преподавания иних дисыиплин, как Родной язык и литература, </SPAN><SPAN LANG="">Физика, Математика, Химия, Биология, География, и ориентирует обучаемого на творческий поиск, выбор рациональных приемов физическогго труда, что требует самостоятельное мышление. Это находит свое отражение в сущности, целях и задачах трудового обучения, предусмотренных Государственным образовательным стандартом и учебной программой трубового обучения, утвержденных в 2010 году. Данными нормативными актами предусмотрены основные цели трубового обучения – ознакомление учащихся видами, процессами умственного и физического труда, профессиями, формирование в них первичных трудовых навыков и умений, интереса к труду, трудолюбие, воспитание уважения к туруду и профессии, понимания их значения для общества. </SPAN> <P><SPAN LANG="">Для достижения данных целей намечены следующие </SPAN><SPAN LANG="">задачи:</SPAN><P> <SPAN LANG=""><B>Образовательные задачи</B></SPAN><SPAN LANG=""><B> –</B></SPAN><SPAN LANG=""> для формирования учащихся гармонично развитой личностью обучение их трудовым процессам, основам (технологии) профессии и путем сочетания с выбором профессии создание условий для допрофессиональной подготовки, на основе последовательного развития усвоенных знаний обучение к орудиям, средствам, процессам труда, основам территориального производства, на основе техники и технологий ознакомление с изучаемой профессией, ознакомление с деятельностью передовитков данной отрасли.</SPAN><P> <SPAN LANG=""><B>Воспитательные задачи</B></SPAN><SPAN LANG=""> – в процессе формирования общетрудовых навыков учащихся фоспитание морально-нравственных, умственных, физических, эстетических, экологических качеств, аптриотизма, гуманизма и предпринимательства.</SPAN><P> <SPAN LANG=""><B>Р</B></SPAN><SPAN LANG=""><B>азвивающие задачи</B></SPAN><SPAN LANG=""> – развитие допрофессиональной подготовки учащихся, содействие гармоничному развитию путем совершенствования содержания трубового обучения.</SPAN><P> <SPAN LANG=""><B>Творческие задачи</B></SPAN><SPAN LANG=""> – в процессе трудового обучения формирование самостоятельной творческой деятельности учащихся для обеспечения современного уровня знаний, навыков и умений по основам профессии.</SPAN><P> <B>Практические задачи</B> – умение по образцу предметов и вещей выполнение специальных заказов.<P> <SPAN LANG="">Поэтому на уроках по трудовому обучению в школе предусматривается решение следующих задач</SPAN>: <P>-<SPAN LANG=""> формирование у учащихся первичных теоретического и практического трудового опыта</SPAN>, дальнейшее расширение знаний в области современной техники, подготовка их к положительному отношению к труду людей и процессу труда;<P> - воспитание стремления к решению поставленной задачи, усвоению специфической культуры и теоретических основ труда, планированию и организации своего труда и труда своих товарищей;<P> - в процессе занятий по трудовому обучению воспитание положительных моральных качеств, эстетических взглядов и здорового образа жизни.<P> <SPAN LANG="">Основываясь на предусмотренных целях и задачах трудовое обучение в</SPAN><SPAN LANG=""> </SPAN>5-9 классов осуществляется по трем направлениям:<SPAN LANG=""> </SPAN> <UL> <LI><P><B>Технология и дизайн</B><B> </B>(технология обработки дерева и металла);<LI><P> <B>Сервис технология </B>(обработки тканей и основы кулинарии);<LI><P> <B>Основы сельского хозяйства</B>.</UL> <P>Данные направления образования содержательно осуществляются в единстве с народным ремеслом, основами производства и профессиональной ориентацией.<P> Последовательность организации и проведения занятий по направлениям трудового обучения определяется образовательным учреждением с учетом местных условий и возможностей <SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#;</FONT></SPAN>1<SPAN LANG="">, С. 43-44</SPAN><SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#;</FONT></SPAN>. <P>Из приведенных выше целей и задач видно, что по данным направлениям учащихся можно научить плодотворно трудиться, и ориентировать на современные профессии. <P><SPAN LANG="">Однако в быстро меняэщихся условиях рыночной экономики </SPAN>учащихся недостаточно научить плодотворно трудиться, и ориентировать на современные профессии. <SPAN LANG="">Поэтому огромное значение приобретают следующие принципы модернизации трубового обучения в соответствии с требованиями рвночной экономики и формирования у учащихся навыков частного предпринимательства, способствующего гармоничному развитию подрастающего поколения.</SPAN><P> <SPAN LANG="">1. </SPAN><SPAN LANG="">Модернизация трубового обучения на основе рыночных отношений, исходя из региональных и территориальных потребностей. </SPAN> <P><SPAN LANG="">2. </SPAN><SPAN LANG="">На уроках по трудовому обучению ориентация учащихся на самые преспективные и востребованные профессии в условиях реформ, осуществляемых в нашей стране и во всем мире, создание портфолио их профессий. </SPAN> <P><SPAN LANG="">3. </SPAN><SPAN LANG="">Основываясь на традициях наставничества обучать учащихся народному ремеслу, современным знаниям, передовым технологиям, формирование у них навыков частного предпринимательства.</SPAN><P> <SPAN LANG="">4. </SPAN><SPAN LANG="">Обеспечение преемственности трудового обучения учащихся с их последующей практической трудовой деятельностью в соответствии с достижениями науки, техники и технологий, новшеств в области экономики и культуры.</SPAN><P> <SPAN LANG="">5. </SPAN><SPAN LANG="">На основе модернизации трудового обучения в соответствии стребованиями рыночной экономики формирование доведение до сознания учащихся общеловеческих ценностей, приоритета высокой нравственности, культуры и творческого мышления. </SPAN> <P><SPAN LANG="">Реализация данных принципов способствест решению таких задач, разработанных на основании законов, указов, постановлений</SPAN><SPAN LANG=""> и резолюций, </SPAN><SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#;</FONT></SPAN><SPAN LANG="">3, С.1-4</SPAN><SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#;</FONT></SPAN><SPAN LANG=""> как:</SPAN><P> <SPAN LANG="">- </SPAN>обеспечение преемственности и непрерывности учебных планов всех ступеней образования<SPAN LANG="">;</SPAN><P> <SPAN LANG="">- </SPAN>максимальное сближение содержания и сущности учебного материала к реальным жизненным потребностям<SPAN LANG="">;</SPAN><P> <SPAN LANG="">- на основе модернизации национального образования обеспечение такого уровня образования, в котором стремление учащейся молодежи к получению знаний станет важнейшей задачей;</SPAN><P> <SPAN LANG="">- </SPAN><SPAN LANG="">разработка критериев оценки результатов осуществляемых в образовательной сфере реформ, их влияния на конечные результаты социально-экономического реформирования в стране;</SPAN><P> <SPAN LANG="">-</SPAN><SPAN LANG=""> с учетом развития образовательных технологий и быстро меняющихся условий в рынке труда развитие и модернизация системы образования; </SPAN> <P><SPAN LANG="">- на основе глубокого изучения рынка труда ориентация учащихся на выбор современных профессий, востребованных в нем начиная с общеобразовательной школы;</SPAN><P> <SPAN LANG="">-</SPAN><SPAN LANG=""> в целях обеспечения профессиональной подготовки учащихся соответствующее регулирование охвата выпускников 9-ых классов профессиональным образованием.</SPAN><P> <SPAN LANG="">Для модернизации трудового обучения в соответствии с требованиями рыночной экономики и формирования навыков частного предпринимательства, воспитания гармонично развитого поколения, обладающего интеллектуальными способностями необходимо в первую очередь ответить на вопрос “ Что означает понятие интеллект?”</SPAN><P> <SPAN LANG="">Согласно учению знаменитого философа </SPAN><SPAN LANG="">И.Канта, интеллект (нем. vestrand) – это способность познания строения всех понятий, имеющихся у нас. </SPAN> <P><SPAN LANG="">По мнению</SPAN><SPAN LANG=""> Х.Вудирса, “Интеллект – обобщенная способность к получению знаний”. Л.Термен утверждает, что “Интеллект – способность к абстрактному мышлению”, а Э.Торндайк и его последователи считают, что “Интеллект – процесс, обеспечивающий адаптацию в сложной среде, эффективности поведения в ней” </SPAN><SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#;</FONT></SPAN>2<SPAN LANG="">, С. 66-67</SPAN><SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#;</FONT></SPAN><SPAN LANG="">.</SPAN><P> <SPAN LANG="">Исходя из перечисленных определений, целесообразным является признание интеллекта не как способность к получению образования, абстрактному мышлению или другим, а как “специальный процесс”</SPAN><SPAN LANG=""> развития </SPAN><SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#;</FONT></SPAN>2,<SPAN LANG=""> С. 69</SPAN><SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#;</FONT></SPAN><SPAN LANG="">.</SPAN><P> <SPAN LANG="">Значит, огромное значение приобретает воспитание гармонично развитого поколения, обладающего интеллектуальными способностями и высокими знаничми, анализируя развивающийся “специальный процесс</SPAN><SPAN LANG="">. Из этого следует, что трудовое обучение должно стать одним из основных учебных предметов, всесторонне охвативших данные процессы, и на основе требований развивающихся рыночных отношений, и способствовать воспитанию интеллектуального молодого поколения. </SPAN> <P><SPAN LANG="">М</SPAN><SPAN LANG="">одернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики способствует формированию на уроках по трудовому обучению внутрипредметных и межпредметных связей, позволит наблюдать за действиями учащихся на уроках труда, оказывать им дозированную помощь, созданию информационной среды, направленной на индивидуализацию и дифференцивцию взаимоотношений в процессе изготовления предмета, развитию интереса учащихся к урокам труда и изготовлению предметов на основе применения мультимедийных технологий, основанных на инвормационно-коммуникационных технологиях, развитию мышления, творческих способностей учащихся на уроках труда, повышению эффективности усвоения знаний, ориентации на народное ремесло, профессии в различных сферах производства. Все это послужит воспитанию гармонично развитой личности, способной быстро адаптироваться и осуществлять эффективную деятельностть в условиях меняющейся рыночной экономики.</SPAN><P> <BR /><BR /> </P> <DL> <DT><SPAN LANG="">Л</SPAN><SPAN LANG="">итература:</SPAN></DL> <P> 1. Узвийлаштирилган Давлат таълим стандарти ва ўқув дастури. – Т.: Янгийўл полиграф сервиc, 2010.<P> 2. Шарипов Ш.С., Арипов М., Бегимқулов У.Ш., Йўлдошев У., Муслимов Н.А. Тоҳиров Ў.О. ва бошқ. Билим олишнинг интеллектуал тизимини ишлаб чиқиш назарияси ва амалиёти. Монография. – Т.: Фан, 2011. <P>3. “Юксак билимли ва интеллектуал ривожланган авлодни тарбиялаш – мамлакатни барқарор тараққий эттириш ва модернизация қилишнинг энг муҳим шарти” мавзусидаги якуний ҳужжати – резолюцияси // Маърифат. 2012 йил 22 февраль №15 (8456).