Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Модернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики как фактор формирования гармонично развитого поколения

5. Педагогика общеобразовательной школы
556
Поделиться
Библиографическое описание
Тохиров, У. О. Модернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики как фактор формирования гармонично развитого поколения / У. О. Тохиров, С. Т. Ещанова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2151/.

Сегодня образование признано как важный фактор развития потенциала и конкурентоспособности страны. В этой связи в Узбекистане воспитание интеллектуально развитого поколения является приоитетным направлением государственной политики. Общество проявляет постоянную заботу и внимание воспитанию учащейся молодежи достойными продолжателями традиций предков, абладающих современными знаниями. Об этом свидетельствет и последовательная реализация программ поэтапного, цеоенаправленного реформирования образовательной системы &#;3, С. 1&#&#61533;;</FONT></SPAN><SPAN LANG="">.</SPAN><P> <SPAN LANG="">Цель данных программ &ndash; воспитание гармонично развитого поколения, подготовка высоко квали</SPAN>ф<SPAN LANG="">ицированных конкурентоспособных специалистов, создание условий для полной реализации своих способностей, самореализации и нахождения своего достойного места в обществе каждым молодым человеком. </SPAN> <P><SPAN LANG="">Развитие образования и воспитания, профессиональной подготовки молодежи на уровне требований современности &ndash; один из важнейших факторов, определяющих будущее нашей страны, будущее демократических, общественно-политических и социально-экономических реформ, осуществляемых в республике.именно поэтому особую актуальность приобретает развитие и повышение эффективности среднего образования, внедрение в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий, оптимизация сотрудничества науки и образования, обеспечегние преемственности и непрерывности образования.</SPAN><SPAN LANG=""> </SPAN> <P><SPAN LANG="">Трудовое обучение в средней школе в корне отличается от преподавания иних дисыиплин, как Родной язык и литература, </SPAN><SPAN LANG="">Физика, Математика, Химия, Биология, География, и ориентирует обучаемого на творческий поиск, выбор рациональных приемов физическогго труда, что требует самостоятельное мышление. Это находит свое отражение в сущности, целях и задачах трудового обучения, предусмотренных Государственным образовательным стандартом и учебной программой трубового обучения, утвержденных в 2010 году. Данными нормативными актами предусмотрены основные цели трубового обучения &ndash; ознакомление учащихся видами, процессами умственного и физического труда, профессиями, формирование в них первичных трудовых навыков и умений, интереса к труду, трудолюбие, воспитание уважения к туруду и профессии, понимания их значения для общества. </SPAN> <P><SPAN LANG="">Для достижения данных целей намечены следующие </SPAN><SPAN LANG="">задачи:</SPAN><P> <SPAN LANG=""><B>Образовательные задачи</B></SPAN><SPAN LANG=""><B> &ndash;</B></SPAN><SPAN LANG=""> для формирования учащихся гармонично развитой личностью обучение их трудовым процессам, основам (технологии) профессии и путем сочетания с выбором профессии создание условий для допрофессиональной подготовки, на основе последовательного развития усвоенных знаний обучение к орудиям, средствам, процессам труда, основам территориального производства, на основе техники и технологий ознакомление с изучаемой профессией, ознакомление с деятельностью передовитков данной отрасли.</SPAN><P> <SPAN LANG=""><B>Воспитательные задачи</B></SPAN><SPAN LANG=""> &ndash; в процессе формирования общетрудовых навыков учащихся фоспитание морально-нравственных, умственных, физических, эстетических, экологических качеств, аптриотизма, гуманизма и предпринимательства.</SPAN><P> <SPAN LANG=""><B>Р</B></SPAN><SPAN LANG=""><B>азвивающие задачи</B></SPAN><SPAN LANG=""> &ndash; развитие допрофессиональной подготовки учащихся, содействие гармоничному развитию путем совершенствования содержания трубового обучения.</SPAN><P> <SPAN LANG=""><B>Творческие задачи</B></SPAN><SPAN LANG=""> &ndash; в процессе трудового обучения формирование самостоятельной творческой деятельности учащихся для обеспечения современного уровня знаний, навыков и умений по основам профессии.</SPAN><P> <B>Практические задачи</B> &ndash; умение по образцу предметов и вещей выполнение специальных заказов.<P> <SPAN LANG="">Поэтому на уроках по трудовому обучению в школе предусматривается решение следующих задач</SPAN>: <P>-<SPAN LANG=""> формирование у учащихся первичных теоретического и практического трудового опыта</SPAN>, дальнейшее расширение знаний в области современной техники, подготовка их к положительному отношению к труду людей и процессу труда;<P> - воспитание стремления к решению поставленной задачи, усвоению специфической культуры и теоретических основ труда, планированию и организации своего труда и труда своих товарищей;<P> - в процессе занятий по трудовому обучению воспитание положительных моральных качеств, эстетических взглядов и здорового образа жизни.<P> <SPAN LANG="">Основываясь на предусмотренных целях и задачах трудовое обучение в</SPAN><SPAN LANG=""> </SPAN>5-9 классов осуществляется по трем направлениям:<SPAN LANG=""> </SPAN> <UL> <LI><P><B>Технология и дизайн</B><B> </B>(технология обработки дерева и металла);<LI><P> <B>Сервис технология </B>(обработки тканей и основы кулинарии);<LI><P> <B>Основы сельского хозяйства</B>.</UL> <P>Данные направления образования содержательно осуществляются в единстве с народным ремеслом, основами производства и профессиональной ориентацией.<P> Последовательность организации и проведения занятий по направлениям трудового обучения определяется образовательным учреждением с учетом местных условий и возможностей <SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#&#61531;;</FONT></SPAN>1<SPAN LANG="">, С. 43-44</SPAN><SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#&#61533;;</FONT></SPAN>. <P>Из приведенных выше целей и задач видно, что по данным направлениям учащихся можно научить плодотворно трудиться, и ориентировать на современные профессии. <P><SPAN LANG="">Однако в быстро меняэщихся условиях рыночной экономики </SPAN>учащихся недостаточно научить плодотворно трудиться, и ориентировать на современные профессии. <SPAN LANG="">Поэтому огромное значение приобретают следующие принципы модернизации трубового обучения в соответствии с требованиями рвночной экономики и формирования у учащихся навыков частного предпринимательства, способствующего гармоничному развитию подрастающего поколения.</SPAN><P> <SPAN LANG="">1. </SPAN><SPAN LANG="">Модернизация трубового обучения на основе рыночных отношений, исходя из региональных и территориальных потребностей. </SPAN> <P><SPAN LANG="">2. </SPAN><SPAN LANG="">На уроках по трудовому обучению ориентация учащихся на самые преспективные и востребованные профессии в условиях реформ, осуществляемых в нашей стране и во всем мире, создание портфолио их профессий. </SPAN> <P><SPAN LANG="">3. </SPAN><SPAN LANG="">Основываясь на традициях наставничества обучать учащихся народному ремеслу, современным знаниям, передовым технологиям, формирование у них навыков частного предпринимательства.</SPAN><P> <SPAN LANG="">4. </SPAN><SPAN LANG="">Обеспечение преемственности трудового обучения учащихся с их последующей практической трудовой деятельностью в соответствии с достижениями науки, техники и технологий, новшеств в области экономики и культуры.</SPAN><P> <SPAN LANG="">5. </SPAN><SPAN LANG="">На основе модернизации трудового обучения в соответствии стребованиями рыночной экономики формирование доведение до сознания учащихся общеловеческих ценностей, приоритета высокой нравственности, культуры и творческого мышления. </SPAN> <P><SPAN LANG="">Реализация данных принципов способствест решению таких задач, разработанных на основании законов, указов, постановлений</SPAN><SPAN LANG=""> и резолюций, </SPAN><SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#&#61531;;</FONT></SPAN><SPAN LANG="">3, С.1-4</SPAN><SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#&#61533;;</FONT></SPAN><SPAN LANG=""> как:</SPAN><P> <SPAN LANG="">- </SPAN>обеспечение преемственности и непрерывности учебных планов всех ступеней образования<SPAN LANG="">;</SPAN><P> <SPAN LANG="">- </SPAN>максимальное сближение содержания и сущности учебного материала к реальным жизненным потребностям<SPAN LANG="">;</SPAN><P> <SPAN LANG="">- на основе модернизации национального образования обеспечение такого уровня образования, в котором стремление учащейся молодежи к получению знаний станет важнейшей задачей;</SPAN><P> <SPAN LANG="">- </SPAN><SPAN LANG="">разработка критериев оценки результатов осуществляемых в образовательной сфере реформ, их влияния на конечные результаты социально-экономического реформирования в стране;</SPAN><P> <SPAN LANG="">-</SPAN><SPAN LANG=""> с учетом развития образовательных технологий и быстро меняющихся условий в рынке труда развитие и модернизация системы образования; </SPAN> <P><SPAN LANG="">- на основе глубокого изучения рынка труда ориентация учащихся на выбор современных профессий, востребованных в нем начиная с общеобразовательной школы;</SPAN><P> <SPAN LANG="">-</SPAN><SPAN LANG=""> в целях обеспечения профессиональной подготовки учащихся соответствующее регулирование охвата выпускников 9-ых классов профессиональным образованием.</SPAN><P> <SPAN LANG="">Для модернизации трудового обучения в соответствии с требованиями рыночной экономики и формирования навыков частного предпринимательства, воспитания гармонично развитого поколения, обладающего интеллектуальными способностями необходимо в первую очередь ответить на вопрос &ldquo; Что означает понятие интеллект?&rdquo;</SPAN><P> <SPAN LANG="">Согласно учению знаменитого философа </SPAN><SPAN LANG="">И.Канта, интеллект (нем. vestrand) &ndash; это способность познания строения всех понятий, имеющихся у нас. </SPAN> <P><SPAN LANG="">По мнению</SPAN><SPAN LANG=""> Х.Вудирса, &ldquo;Интеллект &ndash; обобщенная способность к получению знаний&rdquo;. Л.Термен утверждает, что &ldquo;Интеллект &ndash; способность к абстрактному мышлению&rdquo;, а Э.Торндайк и его последователи считают, что &ldquo;Интеллект &ndash; процесс, обеспечивающий адаптацию в сложной среде, эффективности поведения в ней&rdquo; </SPAN><SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#&#61531;;</FONT></SPAN>2<SPAN LANG="">, С. 66-67</SPAN><SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#&#61533;;</FONT></SPAN><SPAN LANG="">.</SPAN><P> <SPAN LANG="">Исходя из перечисленных определений, целесообразным является признание интеллекта не как способность к получению образования, абстрактному мышлению или другим, а как &ldquo;специальный процесс&rdquo;</SPAN><SPAN LANG=""> развития </SPAN><SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#&#61531;;</FONT></SPAN>2,<SPAN LANG=""> С. 69</SPAN><SPAN LANG=""><FONT FACE="Symbol">&#&#61533;;</FONT></SPAN><SPAN LANG="">.</SPAN><P> <SPAN LANG="">Значит, огромное значение приобретает воспитание гармонично развитого поколения, обладающего интеллектуальными способностями и высокими знаничми, анализируя развивающийся &ldquo;специальный процесс</SPAN><SPAN LANG="">. Из этого следует, что трудовое обучение должно стать одним из основных учебных предметов, всесторонне охвативших данные процессы, и на основе требований развивающихся рыночных отношений, и способствовать воспитанию интеллектуального молодого поколения. </SPAN> <P><SPAN LANG="">М</SPAN><SPAN LANG="">одернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики способствует формированию на уроках по трудовому обучению внутрипредметных и межпредметных связей, позволит наблюдать за действиями учащихся на уроках труда, оказывать им дозированную помощь, созданию информационной среды, направленной на индивидуализацию и дифференцивцию взаимоотношений в процессе изготовления предмета, развитию интереса учащихся к урокам труда и изготовлению предметов на основе применения мультимедийных технологий, основанных на инвормационно-коммуникационных технологиях, развитию мышления, творческих способностей учащихся на уроках труда, повышению эффективности усвоения знаний, ориентации на народное ремесло, профессии в различных сферах производства. Все это послужит воспитанию гармонично развитой личности, способной быстро адаптироваться и осуществлять эффективную деятельностть в условиях меняющейся рыночной экономики.</SPAN><P> <BR /><BR /> </P> <DL> <DT><SPAN LANG="">Л</SPAN><SPAN LANG="">итература:</SPAN></DL> <P> 1. Узвийлаштирилган Давлат таълим стандарти ва ў&#1179;ув дастури. &ndash; Т.: Янгийўл полиграф сервиc, 2010.<P> 2. Шарипов Ш.С., Арипов М., Бегим&#1179;улов У.Ш., Йўлдошев У., Муслимов Н.А. То&#1203;иров Ў.О. ва бош&#1179;. Билим олишнинг интеллектуал тизимини ишлаб чи&#1179;иш назарияси ва амалиёти. Монография. &ndash; Т.: Фан, 2011. <P>3. &ldquo;Юксак билимли ва интеллектуал ривожланган авлодни тарбиялаш &ndash; мамлакатни бар&#1179;арор тара&#1179;&#1179;ий эттириш ва модернизация &#1179;илишнинг энг му&#1203;им шарти&rdquo; мавзусидаги якуний &#1203;ужжати &ndash; резолюцияси // Маърифат. 2012 йил 22 февраль №15 (8456).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный