Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога
Авторы: Щербакова Татьяна Николаевна, Щербакова Елена Викторовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 7975 раз
Библиографическое описание:
Щербакова, Т. Н. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога / Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9138/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящее время вопрос наставничества вновь стал актуальным. О роли наставника в адаптации новых сотрудников, повышении их квалификации, о значении наставничества для развития организации ведутся дискуссии на форумах, конференциях, семинарах. Наставничество осуществляется в организациях разных типов, но для нас особый интерес представляет организация наставничества в сфере образования. Современной школе нужен профессионально-компетентный, грамотный педагог, способный к реализации инновационных технологий. В то же время, практика показывает, что даже при высоком уровне подготовленности к педагогической деятельности профессиональная адаптация молодого педагога может протекать долго и сложно.
В педагогической литературе существует большое количество определений понятий «наставничество» и «наставник». Рассмотрим некоторые из них.
Наставничество — это вид подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует освоение работы на практике и в широком диапазоне.
Наставничество — это планомерная деятельность по передаче навыков от начальника к подчиненному. Обычно существует в крупных компаниях и становится инструментом воспитания подрастающих кадров.
Наставник — человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь молодому специалисту приобрести необходимый опыт, достаточный для овладения профессией.
Наставничество — в СССР форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально — технических училищах передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно — техническими работниками.
Нет также единого подхода к определению наставничества в образовании.
Наставник — учитель-профессионал высокого класса, знающий образовательную организацию, имеющий опыт педагогической работы, и оказывающий помощь и поддержку молодым специалистам.
Наставничество — одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога — мастера (Педагогический словарь).
Формирование наставничества как общественного института было вызвано растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Школьное наставничество — форма обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально — эмоционального творчества. Акцент ставится на формирование практических умений и навыков молодого специалиста.
В обосновании понятия «наставничество» часто присутствуют такие категории, как «поддержка», «руководство», «содействие» и т. д. То есть наставник взаимодействует со своим подопечным на субъект-субъектной основе. Наставничество — особый тип отношений, в которых большую роль играет доверие, честность, профессионализм, надежность, умение выстраивать гармоничные взаимоотношения на принципе сотрудничества.
Наставничество может рассматриваться с нескольких позиций.
Во-первых, как деятельность опытного педагога по передаче своего опыта молодому учителю. Во-вторых, как деятельность классного руководителя по организации помощи и поддержки школьникам.
В-третьих, как взаимодействие старших и младших школьников (шефство).
Проследим развитие понятия «наставничество» в истории образования.
Еще с древних времен философы рассматривали основные задачи наставника. Сократ главной задачей наставника видел пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. В поисках ученик и наставник должны находиться в равном положении. Его дидактическое достижение — майевтика — диалектически спор, подводящий ученика к истине посредством продуманных наставником вопросов.
В своих трудах Платон говорил о том, что воспитание нужно начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ребенка к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет.
Ж. Ж. Руссо отмечал, что самое главное и сложное искусство наставника состоит в умении ничего не делать с учеником.
В русском литературном и разговорном языке с середины XVII века слово «наставник» употреблялось в значении «учитель, воспитатель».
В 1813 году согласно постановлению МНП (Министерства народного просвещения) вводилась должность надзирателя, наставника в некоторых учебных заведениях, в обязанности которых входило воспитание преданных самодержавно — монархическому строю учащихся. Наставникам предписывалось неустанно наблюдать за учениками, изучать их, «поправлять делаемые ими ошибки», «внушать приличия и вкусы», «своими разговорами и поступками вкоренять в их сердца правила нравственности».
Но со временем слово «наставник» было вытеснено из разговорной речи и в словаре С. И. Ожегова уже дано как книжное, устаревшее значение слова «учитель», «руководитель».
О роли наставника в становлении личности писали В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский и др.
Размышляя о проблемах наставничества, К. Д. Ушинский писал, что нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки и наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт полностью компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Можно сделать вывод, что профессиональная адаптация молодого педагога напрямую зависит от уровня профессионального мастерства, знаний и опыта наставника.
В различных формах наставничество было распространено в СССР начиная с 30- х годов XX век. Главной задачей наставничества было воспитание молодой смены и доверялось людям с высокой профессиональной подготовкой и богатым жизненным опытом. Движение наставничества широко пропагандировалось, проводились смотры, совещания, лучших наставников поощряли, награждали.
В документах данного периода отмечается возрастающая роль учителя в деле обучения детей, воспитания в них сознательной дисциплины и коммунистического отношения к учебе и труду. Поэтому ЦК ВКП(б) обязывал Наркомпросы союзных республик, советские и партийные органы всемерно обеспечить учителю в его работе необходимые условия для успешного выполнения ими ответственных и почетных обязанностей по обучению и воспитанию молодого поколения СССР. В постановлении ЦК ВКП(б) от 1932 года отмечается: «Наркомпросу следует установить такую расстановку кадров на местах, которая обеспечивала бы правильное использование на работе опытных учителей и систематическую помощь со стороны последних молодым учителям» [5, с. 40]
Для обеспечения педагогическими кадрами советских школ и привлечения молодых людей в школы предлагалось ЦК ВЛКСМ союзных республик разработать специальные мероприятия по подбору пионервожатых, закреплению их на работе, повышению их общей и специально-педагогической квалификации. Эти молодые люди рассматривались как ценный резерв для подготовки новых педагогических кадров.
Понятие «наставничество» получило современное значение в 60-е годы XX века и стало рассматриваться как важная форма профессиональной подготовки и воспитания учительской молодежи. Наставниками молодых педагогов становились авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой и богатым жизненным опытом учителя.
В 70–80-х гг. XX в. с целью лучшей адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе, «для совершенствования практических навыков выпускники высших учебных заведений проходят стажировку по специальности под руководством администрации соответствующих предприятий, учреждений и организаций и под контролем высших учебных заведений». Требования к стажировке и ее программа изложены в Инструктивных письмах Министерства просвещения СССР от 27 марта 1974 года.
Каждый выпускник педагогического вуза, должен был пройти стажировку по индивидуальному плану, разработанному совместно с руководителем, которого назначали из числа опытных педагогов. План включал в себя различные направления деятельности молодого педагога, что позволяло ему проявить себя как в преподавательской деятельности (на уроке), во внеклассной работе, в общении с родителями учащихся, изучить передовой педагогический опыт, освоить новые методы и средства обучения и воспитания, проявить деловые качества. Директор школы отвечал за реализацию этого плана. За 10 месяцев стажировки молодой педагог также изучал принципы перспективного и текущего планирования, принимал участие в планировании работы школы, составлял поурочные планы для своего предмета. При этом он получал необходимые консультации от опытных педагогов и руководства школы.
Но руководство профессиональным совершенствованием молодых учителей не ограничивалось только рамками школы. Важную роль в процессе наставничества играли районные и городские методические службы, которые оказывали помощь школе в организации стажировки: для педагогической молодежи организовывались разнообразные консультации, конференции, диспуты, встречи как по общепедагогической проблематике, так и по конкретным методическим вопросам обучения и воспитания школьников.
В настоящее время наставничеству также уделяется большое внимание как в отечественной, так и в зарубежной теории образования.
Наставничество как помощь начинающему учителю старшими коллегами рассматривали С. Г. Вершловский, В. Ю. Кричевский, О. Е. Лебедев, Л. Н. Лесохина, Ю. Л. Львова, А. А. Мезенцев и др. Данные авторы рассматривали наставничество и как метод оказания поддержки в процессе учебы и развития карьеры.
Одним из первых английских авторов, дающих определение наставничеству является Дэвид Меггинсон, который определял наставничество как существенную помощь персоналу, который нуждается в перспективе, в видении будущих возможностей.
Дэвид Клаттербак в 1991 году в книге «Каждый нуждается в наставнике» писал: «Наставник — это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия. Первейшей характеристикой наставника должно быть совмещение в одном лице ролей родителя и сверстника, он должен быть своего рода переходной фигурой в развитии индивида. Наставничество включает в себя коучинг, фасилитацию, консультирование и создание сети контактов. Не нужно поражать своего протеже знаниями и опытом. Наставник просто должен поднимать дух и поощрять ученика, делась с ним своим энтузиазном по отношению к своей работе».
Г. Льюис в работе «Менеджер — наставник» рассматривает наставничество как систему отношений и ряд процессов, где один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому. Также наставник обеспечивает подопечному эффективный способ адаптации к профессии.
Изучая особенности наставнической деятельности, Г. Льюис выделил признаки, объясняющие ее высокий потенциал оказания помощи людям в приобретении опыта [2]:
гибкость в организации: нет прописанного набора правил или требований, деятельность может осуществляться разными путями и в различных ситуациях;
основа наставничества — взаимодействие при взаимном интересе и ценностно — ориентированной ситуации обоих студентов;
это наиболееэффективный метод адаптации к профессии на любом этапе профессиональной карьеры;
оно индивидуально;
ориентировано на людей; направлено на повышение профессионализма, а не на изменение личности;
это одна из эффективных форм профессионального обучения, включающая в себя систему обратной связи;
наставничество может быть координирующим, стимулирующим и управляющим процессом, который действует параллельно или дополнительно к любому иному методу.
Наставничество может быть коллективным (за одним опытным педагогом закрепляется несколько молодых учителей) и индивидуальным, прямым (при непосредственном контакте с человеком не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке) и опосредованным (опосредованно путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму).
Сегодня в педагогической науке активно употребляются два термина: «наставничество» и «тьюторство». Последнее понятие получило более широкое распространение в Европе и Северной Америке. Тьютор — наблюдатель за воспитанниками, в английском языке — домашний учитель, репетитор, воспитатель.
Для опытного педагога наставничество является сегодня эффективным способом повышения своей собственной квалификации, освоения инновационного содержания деятельности и выхода на новый, более высокий уровень профессиональной компетенции.
В школе кандидатура наставника выбирается на заседании методического объединения из числа наиболее опытных педагогов, согласовывается с администрацией школы и утверждается приказом директора школы. Для мотивации деятельности ему может устанавливаться надбавка к заработной плате из надтарифного фонда образовательной организации. Возможна также консультация школьного психолога, который может помочь грамотно составить пару «наставник — подопечный» с учетом их психологической совместимости.
При определении наставника необходимо учитывать следующие факторы: место проживания, общность интересов, общая увлеченность конкретной педагогической проблемой.
Назовем основные требования к самому наставнику:
умение четко и грамотно ставить цели и задач своей деятельности;
умение разрабатывать оптимальную программу педагогической помощи каждому молодому педагогу с учетом его индивидуальных особенностей;
умение наладить продуктивный межличностный контакт и предложить оптимальные формы и способы взаимодействия;
умение диагностировать наблюдать, анализировать деятельность подопечного;
моральная и административная ответственность за подготовку молодого специалиста;
способность креативно, творчески организовывать процесс поддержки, предоставлять обучающемуся простор для самостоятельной деятельности.
способность к самоанализу, желание самосовершенствоваться, постоянное самообразование.
Исследователи наставничества выделяют этапы взаимодействия наставника и «опекаемого» [1, с. 40]:
- Информационно-ориентирующий (по Г. Льюису — первая фаза): определяется цель взаимодействия, устанавливаются отношения взаимопонимания и доверия, определяются полномочия в сфере компетенции, круг обязанностей, функционал профессиональной карьеры, проблемы умений и способностей претендентов.
- Практический: делегирование опыта (полномочий) на основе частичного включения в практику менеджера образовательного учреждения. Выработка стиля наставничества и корректировка профессиональных умений претендента.
- Заключительный (оценочный) — определяется уровень профессионально — педагогической культуры и степень готовности к выполнению профессиональных обязанностей.
Как форма обучения молодых специалистов наставничество может осуществляться в разных формах:
посещение уроков опытных учителей, их анализ совместно с наставником и другими учителями;
проведение открытых уроков и их обсуждение;
изучение качества знаний, умений и навыков учащихся в классе молодого педагога (в процессе внутришкольного контроля);
изучение отзывов учащихся и педагогов;
выступления на конференциях, педагогических советах и т. д.
Преимущества этой формы организации помощи очевидны: педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, менее теоретизированно, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный контакт наставника и воспитанника, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного молодого учителя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.
Для эффективной организации помощи молодым учителям необходимо целенаправленно готовить наставников, настраивать их на позитивное взаимодействие, сопровождение соискателя при прохождении им программы обучения.
Наставничество молодого специалиста будет эффективным только при условии, что эта работа ведется планомерно, систематично и целенаправленно.
Это позволит руководителям образовательных организаций быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, оказывать им помощь в профессиональном саморазвитии, повышать их профессиональную компетентность.
Литература:
- Лапина О. А., Магальник Л. А. Наставничество: Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьные технологии. М., 2001, № 6.
- Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. М., 1998.
- Макарова Т. Н., Макаров В. А. Наставничество как форма повышения профессионального мастерства учителя // Завуч. Управление современной школой. М., 2007, № 6, с. 54–73.
- Маслова Л. Помощь молодому учителю в профессиональном становлении // Методическая работа в школе. М.,2009, № 1.
- О школе и учителе. Сборник постановлений и материалов. М.,1938.
- Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М.,1989.
- Учитель — методист-наставник стажера /Под ред. Г. С. Вершловского. М.,1988.