Педагогическая социализация как условие гражданского становления будущих педагогов
Автор: Петриченко Людмила Селиверстовна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 22.06.2018
Статья просмотрена: 199 раз
Библиографическое описание:
Петриченко, Л. С. Педагогическая социализация как условие гражданского становления будущих педагогов / Л. С. Петриченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3457/ (дата обращения: 21.11.2024).
Исследования социализации во всем мире ведутся по самым различным направлениям. Эта проблема имеет междисциплинарный характер, рассматривается как социологами, философами, психологами, так и педагогами. Результатом работы является огромное количество эмпирических данных и большое число концепций. Но общепринятой теории до сих пор не существует.
Социализацию личности с позиций педагогического подхода можно определить как процесс социального становления подрастающего поколения, то есть процесс социального научения, в ходе которого человек приобретает необходимые знания, умения, навыки при ведущей роли социальных институтов, и прежде всего, образовательных и воспитательных, таких как семья, школа, колледж, вуз, дома творчества и др., целью которого является формирование социально значимой личности. Под социально значимой личностью мы понимаем всесторонне развитого, востребованного обществом человека.
Колледж является одним из институтов социализации личности. Колледжная социализация представляет собой динамичную систему, призванную эффективно удовлетворять потребности как индивида, так и общества. Жизненным центром этой системы является передача социализируемому профессиональных навыков и возможностей, их практического применения. [1]
Попробуем дать педагогическую характеристику «колледжной» социализации, выделив ряд существенных признаков и структурных элементов.
Объектом «колледжной» социализации является студент. Именно на него направлена социализация. Отсюда вытекает второй признак. Социализация — целенаправленная. Она организована обществом, по законам которого живет и действует колледж, самим колледжем в соответствии с уставом, положениями и другими нормативными документами, разработанными учебным заведением, а также традициями, которые существуют в колледже.
Субъектами «колледжной» социализации, основными агентами социализации, выступают администрация колледжа, коллектив преподавателей и сотрудников. Именно от их умелой, четкой, профессиональной работы зависит эффективность социализации.
Основными качествами преподавателя сегодня становятся компетентность, искусство преподавания, знание своего предмета, эрудированность, творческий поиск и т. д. Крайне важно отношение преподавателя к своему предмету, желание передать знания, вера в возможности студента. Преподаватель должен создавать атмосферу творчества на занятии, уметь владеть методиками преподавания (крайне значима методическая изобретательность преподавателя), быть доброжелательным, энергичным, справедливым.
Содержание отношений между студентом и колледжем как агентом социализации определяется целями, задачами и принципами социализации. Для успешной социализации цели социализируемого и социализирующего должны совпадать. Целью социализируемого является приобретение необходимых знаний, умений и профессиональных навыков, а также становление в новой социальной роли (под ней понимается совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции). Это становление определяется как процесс профессионального становления. Целью социализирующего является подготовка социально значимой личности, под социально значимой личностью мы понимаем человека, востребованного обществом. [3]
Стоит особое внимание обратить на педагогические принципы, которые являются основополагающими положениями, отражающими суть организации и развития колледжа как института социализации.
На наш взгляд, в условиях настоящего времени в основе учебно-воспитательного процесса должны лежать следующие принципы: принцип ценностных ориентаций, провозглашающих высшей ценностью человека, его свободу, честь и достоинство. Колледж должен обеспечить каждому реализацию своих способностей в учении, творческого потенциала; принцип демократического устройства, создающий условия для реализации высшего принципа ценностных ориентаций; принцип гуманизации, предполагающий восприятие студентом личности как равноправного участника образовательной деятельности, как принцип построения всей системы отношений в учебном процессе; принцип гуманизации как принцип «очеловечевания» всех предметов в смысле приближения их к разуму, внутреннему миру студентов; принцип целостности образования как единства процессов развития, обучения, воспитания; сбалансированность отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам обучения; принцип индивидуализации обучения понимается как всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития и способностей каждого студента; принцип дифференциации обучения предполагает формирования групп, программ с учетом индивидуальных способностей и психологических особенностей студентов.
Позиция личности, гражданское становление будущего педагога — явление сложное и мы считаем целесообразным ее формирование через некоторые взаимосвязанные компоненты: когнитивный (гражданское сознание), деятельностный (гражданское поведение) и эмоциональный (гражданские чувства). В когнитивном компоненте позиция личности заключена в системе знаний о политических, правовых и моральных нормах общества, об истории и культуре своего государства, об общечеловеческих ценностях — как основе существования человечества. Но знания являются только платформой, на которой формируются чувства и активная позиция личности.
В деятельностном компоненте выражается активность личности, мера ее творческого, созидательного участия в жизни общества, активное отстаивание своих гражданских взглядов и убеждений на основе осознания и принятия ценностей данного общества. Формировать деятельностную активность личности нам помогают различные формы семинарских занятий, деловые игры, пресс-конференции, урок-исследование, урок-референдум, педагогические мастерские и т. д. в них студенты могут найти выход своей активности, пытаются понять, что происходит в реальном мире и определить свое место в нем, развивают свои творческие способности, имеют право на самовыражение и высказывание своей точки зрения. Поэтому главная цель педагога — создать условия, позволяющие студентам выражать свою позицию (пусть даже не верную), чем не иметь никакой. [9]
Эмоциональный компонент позиции личности включает переживание действий и поступков, их эмоциональную оценку: гордость, одобрение или неприятие. Одним из главных чувств в формировании гражданина является чувство гордости за свой край, город, в котором живет, работает или учиться человек, за свою страну, ее историю, народ. Развитию чувственной сферы студентов помогают такие педагогические мастерские как: «Общество», «Государство», «Гражданин» и др., носящие рефлексивный характер, в основе которых отражены отдельные правила житейской мудрости, благоразумного и нравственного поведения в семье, обществе, трудовой деятельности и пр., а также наблюдения над ходом вещей, размышления о мире и человеке. Немаловажную роль играют экскурсии, конкурсы, фестивали, музыкально-исторические и литературно-исторические мероприятия, где при помощи искусства (музыки, поэзии) формируется эмоциональный мир будущих педагогов, развивается их эмоционально-нравственная отзывчивость, являющаяся незаменимым средством формирования мировоззрения и активной жизненной позиции.
В заключение подчеркнем, что педагогическая социализация является важным условием для воспитания гражданственности и патриотизма, развития духовности, нравственности, мировоззрения личности — качеств характерных для гражданской зрелости над развитием которых работает наш коллектив.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России [Текст] // Мир психологии. 1999. — № 1. -С. 198–208.
- Бердяев, Н. А. О назначении человека [Текст]. — Москва:Республика,1993. — 383 с.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. — Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с. — (Психологи Отечества: избр. психол. тр.: В 70 т.). — Библиогр.: с. 342–348.
- Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности [Текст]: курс лекций/ О. С. Гребенюк; Калинингр. гос. ун-т. — Калининград: КГУ, 1995. — 93 с.
- Донина, О. И. Социально-педагогическая деятельность и развитие личности как субъекта общественных отношений [Текст] / О. И. Донина // Ученые записки Ульяновского государственного университета. — Ульяновск: УлГУ, 2002. — С. 98–102.
- Залесский, Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности [Текст] / Г. Е. Залесский. — Москва: МГУ, 1994.-144 с.
- Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. [Текст] / И. П. Иванов.— Москва: Педагогика, 1989. -206 с.
- Искандирова Т. Н. Траектории социализации личности в современном педагогическом пространстве [Текст]: монография / [Т. Н. Искандирова, Д. В. Лепешев, К. С. Шалгимбекова; под общ. ред. Н. В. Колодий] Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. ун-т», Костанайский фил., Науч.-образовательный центр «Перспектива». — Костанай: НОЦ «Перспектива», 2011. — 153 с.: ил.
- Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / В. А. Караковский. Москва, 1993. — 80 с.
- Проблемы гуманизации образования. Новое осмысление старых проблем [Текст]: тезаурус / Под ред. Ю. Н. Кулюткина.- Санкт-Петербург, 1997. — 50 с.
- Человек и образование в современной России: социологические очерки: сборник статей [Текст] / Под ред. Вербицкой, В. Т. Лисовского, В. Т. Пуляева.-Санкт-Петербург: Изд-во Санкт- Петербургского университета, 1998. — 488 с.
- Юдина, А. И. Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход [Текст]: монография / А. И. Юдина; М-во культуры Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств». — Кемерово: Изд-во Кем ГУКИ, 2013. — 207 с.