Творчество педагога как норма профессиональной деятельности в условиях современных стандартов образования
Авторы: Галченко Оксана Владимировна, Ченцова Ирина Владимировна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 11.07.2015
Статья просмотрена: 4389 раз
Библиографическое описание:
Галченко, О. В. Творчество педагога как норма профессиональной деятельности в условиях современных стандартов образования / О. В. Галченко, И. В. Ченцова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8550/ (дата обращения: 17.12.2024).
Мастерство — то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа!
Ю. П. Азаров
Во все самые сложные периоды развития отечественного образования предназначение учителя оставалось неизменным — быть носителем духовности, культуры и творчества. Творчески работающий учитель всегда испытывал и испытывает непреодолимую потребность самореализовать свои личностные и профессиональные способности при осуществлении намеченных замыслов, позволяющих ему максимально раскрыть свой творческий потенциал. А в условиях современных образовательных стандартов развивающий результат в обучении школьника выходит на одно из самых первых мест в иерархии образовательных ценностей. Демократизация современной школы обострила потребность в творческой самореализации педагога. В ее основе — стремление самих учителей к креативности, которая является императивом творческого саморазвития. Осуществляя саморазвитие личности через творческую самореализацию, учитель сможет добиться профессионального признания в интересах личности, общества и государства.
С позиции философии творчество — деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.
В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых-психологов находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т. д. Педагогика творчества — наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.
Главными признаками творчества являются (по М. М. Поташнику):
- создание нового или существенное усовершенствование известного;
- оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
- взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.
«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”» [8, с.12]
Таким образом, педагогическая деятельность сегодня — это проявление постоянного разностороннего творчества, а формирование творческой личности — процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой — с формированием у него опыта творческой деятельности. Отсюда можно утверждать, что творческим педагогом является тот, кто обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта. Все это и является базовыми компетенциями профессионального стандарта современного педагога.
Осознание педагогом степени своего мастерства и идеальных моделей, являющихся синтезом науки и практики, преломленных через собственную индивидуальность, должно служить ориентиром для формирования самостоятельной профессиональной позиции творческого, новаторского характера.
К истокам развития педагогического самосознания следует отнести три компонента:
- знание о себе как о специалисте;
- эмоциональное отношение к себе как педагогу-профессионалу;
- оценка себя как специалиста.
При этом самооценка, выполняя регулирующую роль в процессе совершенствования педагогического мастерства, возможна лишь тогда, когда опирается на некоторое «рассогласование» между самооценкой и идеальным представлением об учителе [4, с.36]. Таким образом, для педагогического самосознания мало знать, что и как нужно, мало уметь — здесь надо принять общие и частные общественные цели, выраженные на языке педагогики, как внутренне присущую установку личности, направление ее деятельности.
Доктор педагогических наук Ю. П. Азаров утверждает формулу мастерства, сущность которой в триаде: технология, отношения и личность. «Мастерство не выносит болтовни. Оно непременно должно замыкаться на материальной стороне дела — технологией. Эта технология должна быть запущенна без промедления, ибо благодаря этому создаются отношения, а эти отношения формируют учителей и детей при общении. Чтобы прийти к такой технологии и к такой системе отношений, когда взрослые доверяют детям, а дети готовы всегда прийти на помощь взрослым, необходимо истинное педагогическое творчество, необходима та особая вера и в свои силы, и в силы своих коллег, и в силы детей, которая непременно снимет страх, предаст мажорный настрой всем педагогическим действиям, утвердит логику радости и борьбы за лучшие идеалы жизни школы» [1, с.18].
Если к внутренним предпосылкам творчества педагога относится взаимодействие целого ряда важнейших психических процессов, состояний и индивидуально-психологических свойств его личности (интуиции, воображения, осознаваемого и неосознаваемого, настойчивости, самокритичности, трудолюбия, высокой языковой культуры), то к компонентам творчества — знания, мировоззрение, педагогическая техника и культура (мышление и самосознание), самостоятельная профессиональная позиция. Компоненты творчества являются и содержательными элементами личности педагога, и продуктами отражения педагогической действительности в его чувствах, сознании, памяти, и результатами творческих сил и возможностей учителя. Поэтому, можно смело утверждать, что компоненты творчества приобретаются педагогом в течение всей профессиональной деятельности.
Одним из важнейших условий, управляющих механизмом совершенствования педагогического мышления и его основного показателя, педагогического самосознания, по праву можно признать установку на самообразование, т. е. готовность учителя к совершенствованию деятельности, направленную на удовлетворение актуальной потребности в творчестве. В свою очередь, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества возможна, если педагогический коллектив в целом проводит систематический анализ достоинств и недостатков своей деятельности на основе показателей уровней воспитанности и обученности учащихся.
Вот почему осознание и принятие современным педагогом того факта, что формирование творческой направленности личности должно стать основной функцией обучения, а учет различий в темпах развития у разных учащихся — непременное условие самореализации, очень часто становится важным стимулом, мотивом самосовершенствования личности самого педагога.
В свете изложенного выше, творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность современного учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции. С другой стороны, должна существовать такая организационная форма работы, которая позволит самим учителям, объединившись, оформлять, удерживать и корректировать нормы педагогической деятельности в соответствии с гражданским заказом и стандартом образования, созидая объективную систему показателей качественной деятельности педагога-мастера, педагога-творца, педагога-инноватора. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Литература:
1. Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 432 с.
2. Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект 4-е изд. — М.: 5 за знания, 2008. — 352 с.
3. Гусинский, Э. Н. Современные образовательные теории [Текст]: учебно-методическое пособие для вузов / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. — М.: Университетская книга, 2004.
4. Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.
5. Паринова Г. К., Черняева Т. Н. Уровни опыта творческой деятельности учителя // Школьные технологии 2002, № 5
6. Профессиональный стандарт педагога. Независимое сетевое педагогическое издание «Учительская газета». URL: http://www.ug.ru/new_standards/6 (дата обращения: 07.07.2015).
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
8. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника — М.: Педагогическое общество России, 2000–448 с.