Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 19.08.2014

Статья просмотрена: 2745 раз

Библиографическое описание:

Зверева, К. А. Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога / К. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12330/ (дата обращения: 19.12.2024).

Одним из приоритетных направлений высшей школы, ориентированной на современные тенденции профессионального образования, становится разработка целостной концептуальной модели, вкоторую включены не только профессиональные, но и личностные аспекты развития всех участников образовательного процесса, позволяющие актуализировать саморазвитие, как личности студента, так и личности преподавателя. [5] Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого учителя и перспектив его роста. [1] Центральной проблемой образования становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагога. Новые целевые установки заставляют акцентировать внимание на процессе самообразования учителя [1]

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:

-       развивающиеся потребности личности, общества, государства;

-       расширение пространства образования современных педагогов;

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов — это самообразование. [2]

В чем заключается суть процесса самообразования? Каковы же его источники? Все источники знаний делятся на: способствующие личностному росту, и источники, определяющие профессиональный рост педагога. Личностный рост — это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей и индивидуальности работника. Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности. В целом — это динамичный и непрерывный процесс самопроектирования деятельности педагога.

Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста учителя.

1 стадия: «выживание» (первый год работы);

2 стадия:«адаптация» (2–5 лет работы);

3 стадия: «зрелость» (6–8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования).

4 стадия: «спад» (в зависимости от индивидуальности педагога)

Каждому из этих этапов присущи специфические черты педагога.Так первый этап отмечен личными профессиональными затруднениями. Когда формируется представление о себе как об учителе, то возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности, а третий — возрастанием творческой потребности и активности. Это требует обобщения и анализа. Именно на этой стадии возможна организация исследовательской работы учителя по интересующим его проблемам. [1]

Так же есть и определенные формы организации самообразования:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования — возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

-         эпизодичность прохождения курсов;

-         время проведения — в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;

-         качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

-         возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

-         система «ученый-учитель», при которой обучение ведут ученые-специалисты.

Недостатки:

-         нехватка у педагогов свободного времени;

-         дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

-         Главные достоинства такой формы самообразования:

-         возможность пройти их в удобное для педагогов время;

-         возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

-         дистанционные курсы проводятся на платной основе;

-         документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

-         научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

-         посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

-         участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

-         посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

-         теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, — отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические сообщества — новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

-         использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

-         самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

-         освоение информационных концепций, знаний и навыков;

-         наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

-         обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

-         методическая помощь является персональной и адресной;

-         попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время. [6]

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

-           В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

-           Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

-           Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

-           Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

-           Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

-           Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. [2]

Профессия педагога предполагает непрерывное самообразование. Самообразование педагогов осуществляется не только через курсы повышения квалификации, но и самостоятельное штудирование научно-популярной литературы, работа с периодической печатью, методическая работа, участие в научно-практических конференциях, в профессиональных конкурсах. [3]

Литература:

1.         Пупырев, С. И. Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога,не считая Google [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/26/28342/# — Загл. с экрана (дата обращения: 09.08.2014).

2.         Корнеева, Н. М. Самообразование педагогов — главный ресурс повышения профессионального мастерства, не считая Google [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/samobrazovanie-pedagoga.html. — Заглю с экрана (дата обращения 10.08.2014).

3.         Десятова, И. В. Саморазвитие педагога, как фактор профессионального саморазвития,не считая Google[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009–07–01–10–21–16/652–2012.html. — Загл. с экрана (дата обращения 09.08.2014).

4.         Самообразование педагога, не считая Google[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/1718-samoobrazovaniepedagoga. — Загл. с экрана

5.         Блинова, В. Л. Личностно- профессиональное саморазвитие педагога, как условие повышения качества образования. [Текст]:статья....ст. преп / В. Л. Блинова. — Казань - Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет.-6 с.

6.         Профессиональноеразвитиепедагога. не считая Google[Электронный ресурс]. — Режим доступа: school-429.ru.- Загл. с экрана (дата обращения 10.08.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): Педагог, форма самообразования, возможность, личностный рост, образовательный процесс, педагогический опыт, профессиональная деятельность, профессиональное развитие, профессиональный рост педагога, процесс самообразования.


Похожие статьи

Самообразование как источник индивидуального роста современного педагога

Самообразование педагога как условие профессионального роста

Самообразование современного педагога как залог успешного учебного процесса

Самообразование как основа развития успешной профессиональной личности педагога в современном обществе

Самообразование как ценность профессионального становления педагога

Самообразование как одно из условий повышения уровня квалификации педагога

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности педагога-психолога

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Формирование имиджа и авторитета в системе профессионального самообразования и саморазвития педагога

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Похожие статьи

Самообразование как источник индивидуального роста современного педагога

Самообразование педагога как условие профессионального роста

Самообразование современного педагога как залог успешного учебного процесса

Самообразование как основа развития успешной профессиональной личности педагога в современном обществе

Самообразование как ценность профессионального становления педагога

Самообразование как одно из условий повышения уровня квалификации педагога

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности педагога-психолога

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Формирование имиджа и авторитета в системе профессионального самообразования и саморазвития педагога

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Задать вопрос