Самообразование как ценность профессионального становления педагога
Автор: Абакумова Евгения Борисовна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 5629 раз
Библиографическое описание:
Абакумова, Е. Б. Самообразование как ценность профессионального становления педагога / Е. Б. Абакумова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1014/ (дата обращения: 16.12.2024).
Модернизация образования невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, т. к. субъектность учителя становится перспективой развития ученика. В школе сегодня необходим такой педагог, который успешно и продуктивно сотрудничает с участниками педагогического процесса, владеет современными образовательными технологиями, способен оперативно реагировать и быстро адаптироваться в различных педагогических ситуациях.
Вопросы профессионального становления педагога становятся первоочередными по отношению к другим аспектам практики образования. За годы преобразований изменились социально-экономические, политические, культурные условия педагогической деятельности, изменился сам педагог, его педагогическая позиция, ценности, мотивы, возраст. Эти тенденции определяют необходимость осмысления в современных условиях целей, содержания и путей профессионального становления педагога.
Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Сравнительный анализ категории «становление» привлекает к себе внимание многих мыслителей, как прошлого, так и настоящего.
В философии экзистенциализма личность «становится» в ходе решения задачи поиска и обретения смысла жизни, роли человека в сложном мире, в процессе выбора жизненного пути. По мнению представителя данного направления философии Ж.-П. Сартра, человек становится личностью, когда несет полную ответственность за себя в процессе жизненного самоопределения и реализации жизненной стратегии. Важной для нас также является философская концепция Э. Фромма, в которой процесс становления личности связан с самоопределением человека в обществе (в котором происходит его саморазвитие), в деятельности и общении с другими людьми[16].
Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров рассматривают «становление», как приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию[4].
Э.Ф. Зеер определяет «становление» как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самореализацию. Становление предполагает направленность, которая может меняться, и непрерывность, которая может прерываться, останавливаться в развитии. По мнению Э.Ф. Зеера «становление личности» имеет два взаимосвязанных измерения [3]. Одно, вертикальное, отражает изменение места человека в социуме (социальный статус, роли, достижения, неудачи, потери); второе, горизонтальное, представляет собой временное измерение как определенную последовательность стадий личностного развития с характерным для каждой стадии ограничением возможных способов реализации, осуществления себя.
В.И. Слободчиков в своих исследованиях «становление» рассматривает как составляющую процесса развития. Ученый отмечает, что категория «развитие» одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование. Становление - это «переход от одного определенного состояния к другому - более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование - оформление («обретение формы») и совершенствование; единство цели и результата развития - преимущественно относится к социально-культурным структурам. Преобразование - саморазвитие и смена основного жизненного вектора, кардинальное изменение преимущественно относится к духовно-практическим структурам [13].
Представитель системо-мыследеятельностной методологии С.В. Попов считает, что более действен термин «становление», а не «развитие». Процесс становления, который проявляется посредством смены ситуаций, вызывается естественными процессами и искусственными воздействиями: «становление предполагает сочетание как естественных, так и искусственных составляющих процесса, со-организованных в исторической рамке» [11].
В.В. Игнатова определяет педагогическую сущность процесса «становления личности» в образовательном процессе, как «непрерывный процесс накопления и проявления «потенциального» в личности (единство возможного и осуществленного, потенциального и актуального), способствующий расширению и углублению ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой и обеспеченный наследственными, психологическими, социальными и педагогическими факторами». Путь «становления личности», по мнению ученого-исследователя, обеспечивается «воспитанием, обучением, образованием, самообразованием, педагогической поддержкой, сопровождением, коррекцией, организованной социализацией» [12].
"Профессиональное становление" также исследуется современными учёными с различных позиций. Профессиональное становление педагога — индивидуально своеобразный путь (траектория) личности с начала формирования представлений о профессии и профессиональных намерениях до завершения профессиональной биографии. В процессе становления профессионала «субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами» [3].
Под профессиональным становлением педагога Л.М. Митина понимает «активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедеятельности» [8].
Автор отделяет профессиональное развитие от профессионального становления по следующему критерию: доминирующими в профессиональном развитии являются внутренние факторы, в профессиональном становлении - внешние. На профессиональное становление педагога можно оказывать искусственно-техническое воздействие через организацию самоидентификации и рефлексии, а одним из основных внешних условий профессионального становления педагога, согласно нашим представлениям, является профессиональное образование.
Исследователи (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, C.JI. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.) отмечают многоаспектность данного понятия, рассматривают его как непрерывный процесс определения своего места в профессиональной деятельности, осознание себя и своих возможностей;
процесс профессионального становления следует рассматривать как целостную систему, логическим центром и основанием которой является мотивационная сфера, определяющая ее коммуникативную профессионально-педагогическую познавательную направленность;
личностно-профессиональное становление педагога можно рассматривать как жизненный процесс самосовершенствования, процесс, который, в случае внешней управленческо-педагогической поддержки, приходит к тому или иному желаемому результату;
профессиональное становление - непрерывный процесс приобретения личностью профессиональной компетентности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности.
Таким образом, мы выстроили рабочее определение: профессиональное становление педагога - это непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств педагога под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности.
Если процесс совершенствования профессионально значимых качеств педагога осуществляется добровольно, осуществляется сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.
Проблему самообразования педагога раскрывали в своих исследованиях А.Я. Айзенберг, А.В. Баранников, С.Г. Вершловский[1], А.И. Гиро, В.В. Горшкова, М.Т. Громкова[2], А.К. Громцева, О.Б. Даутова, Г.М. Коджаспирова [5], М.JI. Князева [6], В.Д. Лутанский, И.Л. Наумченко, Е.В. Пискунова [10], П.Г. Пшебильский, И.А. Редковец, Е.В. Серебряник, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин [14], В.А. Сухомлинский.
В работах данных авторов самообразование педагога определяется как: «способ самосовершенствования, обогащения профессиональных умений, личности учителя, его ценностных ориентаций» [1], «способ повышения профессионального мастерства» [14], «способ совершенствования профессиональной деятельности и личностного развития» [5], «система обновления, расширения, углубления ранее полученных знаний, совершенствование практических умений и навыков с целью достижения профессионального мастерства» [9], «вид педагогической деятельности»[7], «новая функция профессионально-педагогической деятельности»[2], «важная составляющая творчески-преобразовательной, духовной деятельности человека»[6], «средство формирования не только умственных способностей, но духовной, эмоционально-чувственной стороны личности» [10], «образование себя, строительство, созидание своей личности» [6].
Самообразование всегда целенаправленно. Ученые (Громцева А. К., Крупская Н. К., Наумченко И. Л., Рубакин Н. А.) выделяли следующие цели самообразования:
- сделать из себя человека образованного;
- быть на уровне современных требований;
- понимать окружающую жизнь;
- уметь оценивать чужие мнения и иметь свое собственное;
- создать собственный гармоничный духовный мир;
- повысить качество учебно-воспитательной работы;
- обеспечить непрерывное совершенствование знаний;
- преодолеть профессиональную замкнутость;
- стать человеком творческим;
- удовлетворить свой интерес;
- стать конкурентоспособным.
Среди перечисленных целей можно четко выделить цели как личные так и профессиональные. Самообразование — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию, необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека [6].
Исследователи Князева, М. JI., Серебряник, Е. В. [6,15] определили следующие функции самообразования:
экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;
ориентирования - определение себя в культуре и своего места в обществе;
компенсаторная - преодоление недостатков классного, школьного обучения, ликвидация «белых пятен», формальных знаний;
саморазвития - совершенствования личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
методологическая преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, возрастами;
сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение её;
омолаживания - преодоления инерции собственного мышления, предупреждение застоя;
психологическая - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
- геронтологическая - поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма.
В данном контексте, самообразование выступает как ценность профессионального становления педагога. Самообразование педагога служит главным источником получения теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений и гипотез, способом получения большого объема новой информации.
Занимаясь саморазвитием, самосовершенствованием, педагог сам сознательно меняет свою профессиональную биографию.
В современном, информационном обществе самообразование становится не только ценностью профессионального становления педагога, но и фактором жизненного успеха. Путем самообразования педагоги постоянно приобщаются к новейшим достижениям педагогической науки, участвуют в научных исследованиях и экспериментах, апробации новых программ, учебников, ведут активный поиск эффективных форм и методов обучения и воспитания учащихся. Что, несомненно, способствует профессиональному становлению педагогов.
В ходе самообразования педагог приобретает знания, умения, актуализирует ценностные ориентации, расширяет культурный уровень, формирует педагогическую позицию, повышает профессиональное мастерство. Успешно решать проблемы современной развивающейся школы и задачи становления личности другого человека может педагог, осознавший процесс и результаты своего профессионально-личностного становления. Активность педагога в самообразовательной деятельности определяют потребности, интересы, ценностные установки, идеалы.
Иными словами, для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться профессиональное становление личности, профессиональное становление педагога.
Литература:
Вершловский, С. Г. Учитель о себе и профессии [Текст] / С. Г. Вершловский. - Л. : Знание, 1988.
Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] : учебное пособие для вузов / М. Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ, 2003.
Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития [Текст] / Э. Ф. Зеер. - М. : Академия, 2006. - 239 с.
Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М., Педагогический поиск, 2000.
Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования [Текст] / Г. М. Коджаспирова. - М. : Альфа, 1993.-389 с.
Князева М. JI. Ключ к самосозиданию [Текст] / М. JI. Князева. - М. : Молодая гвардия, 1990. - 255 с.
Маркова А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. -М. : Просвещение, 1993. - 192 с.
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений [Текст]/Л.М.Митина –М.:Академия,2004.
Наумченко И. Л. Как заниматься самообразованием [Текст] : методич. рекоменд. студентам / И.Л. Наумченко. — Гродно, 1976. — 31 с.
Пискунова, Е. В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя [Текст] : автореферат на соискание ученой степени доктора педнаук. - СПб., 2005.
Попов С.В. Методологически организованная экспертиза как способ инициации общественных изменений [Текст]/С.Попов// Кентавр.2000.-№ 23.
Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе [Текст]/отв. ред. В.В.Игнатова, О.А.Шушерина.-Томск:Изд-во ТГУ, 2005.
Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов [Текст]/В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев-М.:Школьная пресса, 2000.
Сластенин В. А. Формирование личности учителя средней школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. — М. : Просвещение, 1976. - 160 с.
Серебряник Е. В. Организация самообразования будущих социальных педагогов в процессе вузовской подготовки [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педнаук / Е. В. Серебряник. - Киров, 2006.
Фромм Э.Анатомия человеческой деструктивности: Перевод(авторское вступление П.С.Гуревич) [Текст]/Э.Фромм. – М.,1994.