Интерактивные формы и методы повышения познавательной и творческой активности обучаемых при обучении инженерной и компьютерной графике
Автор: Корчагина Людмила Николаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 27.04.2016
Статья просмотрена: 750 раз
Библиографическое описание:
Корчагина, Л. Н. Интерактивные формы и методы повышения познавательной и творческой активности обучаемых при обучении инженерной и компьютерной графике / Л. Н. Корчагина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10390/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: инженерная и компьютерная графика, интерактивное обучение, информационно-коммуникационные технологии, наглядно-образное и пространственное мышление.
Одним из важнейших условий успешного освоения, быстрого внедрения и рационального использования современной техники является умение специалистов выполнять и читать чертежи, эскизы, схемы и другую техническую документацию. Дисциплина «Инженерная и компьютерная графика» в системе технического образования входит в ряд базовых общеобразовательных дисциплин.
Традиционные цели дисциплины «Инженерная и компьютерная графика»— развитие способностей к анализу и синтезу пространственных форм и отношений на основе их графических отображений, приобретение знаний и умений по оформлению и чтению чертежей и схем, остаются актуальными и сегодня.
В связи с новыми задачами высшей школы в современных условиях появилась необходимость пересмотра самого содержания графического образования обучаемых, инициирования новых подходов и форм обучения. Поскольку графический язык общепризнан международным языком общения, изучение дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» является необходимым. Это требует рассматривать графическое образование как важную составляющую содержания общего образования.
Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные быстро адаптироваться в новых динамичных социально-экономических условиях. Работодатели все чаще заинтересованы не столько в квалификации сотрудников, сколько в их компетентности, способности работать в группе, инициативности, умении успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.
Компетентностный подход предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса — содержанию, методам, педагогическим технологиям, организации педагогического процесса. В условиях модульно-компетентностного подхода в пределах отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции.
Совершенствование методики обучения инженерной и компьютерной графике связано с отбором наиболее эффективных методов и приемов обучения, поиском новых средств, способствующих развитию творческого мышления обучаемых, формированию и развитию у них графической культуры.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности обучаемых над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач. Интерактивное обучение стимулирует развитие и умение творческой деятельности.
Интерактивное обучение являются важным условием и результатом комплексного подхода в графическом обучении и воспитании обучаемых. Знание только своей дисциплины не дает возможности хорошего творческого обучения. Каждый преподаватель, в каком бы высшем учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех лекции, занятия, любого воспитательного мероприятия. Благодаря применению на практике знаний из других областей науки их навыки конкретизируются, становятся более жизненными. Графическая деятельность обогащает жизненный опыт обучаемых, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется в профессиональной деятельности для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей.
Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление, благодаря чему у обучаемых создается общность многих психических функций. Имея в качестве объекта изучения прямоугольное проецирование, аксонометрические проекции — дисциплина «Инженерная и компьютерная графика» использует элементы знаний из других дисциплин для понимания и демонстрации собственных положений, теорий и т. п. Элементы содержания других дисциплин, характеризующие какую-либо действительность с других позиций, могут стать основой для параллельного рассмотрения действительности, для создания таких курсов, как «Компьютерное моделирование».
Компьютерные технологии обучения призваны обеспечить качественно новый уровень образования, повести современную высшую школу к гуманитаризации содержания образования и гуманизации всей образовательной системы в целом. Гуманизация и демократизация предполагают изменение педагогической системы, создание и применение новой педагогической технологии обучения, направленной, главным образом, на развитие познавательной активности обучаемых, становление их как субъектов деятельности. [1,с. 16]
Внедряя технические средства в процесс обучения инженерно-графическим дисциплинам, мы, прежде всего, реализуем принцип наглядности обучения, обеспечивающий усвоение знаний учащимися, разработанный в дидактике давно и отстаиваемый всеми прогрессивными педагогами от Яна Амоса Коменского до наших дней, где этот принцип приобрел новое содержание. В преподавании графических дисциплин принцип наглядности приобретает первостепенное значение, так как и графика и геометрия, изучает форму, размеры и взаимное расположение различных предметов в пространстве [2, с. 92].
Различные формы интерактивного обучения могут быть успешно реализованы с использованием информационно-коммуникационных технологий на занятиях или в часы самостоятельной работы. Овладев на занятиях по информатике технологиями общения в сетях, обучаемый может быть включен в учебный процесс, в котором преподаватель использует современные педагогические подходы: обучение в сотрудничестве, работа в группах, проектная деятельность и т. п.). Кроме того, обучаемый для решения конкретных задач может использовать информационные ресурсы из внутреннего информационного пространства (Интернет). В таком учебном процессе обучаемый перестает быть только объектом преподавательского воздействия — он становится субъектом интерактивного, коммуникативного взаимодействия с преподавателем и коллегами-обучаемыми.
Такие и аналогичные им взаимосвязи можно и нужно реализовывать. Это позволит существенно повысить уровень понимания, глубину изучения содержания учебных дисциплин: инженерная графика, информатика, техническая механика, математика, а также ряда дисциплин профессионального цикла. Выполнение чертежей, графиков, схем, выполнение надписей чертежным шрифтом также широко используется на занятиях математики, технической механики и др. При этом они способствуют более глубокому, наглядному изучению рассматриваемой дисциплины. На современном этапе развития информационного образования как новое знание и новая ценность осваиваются и изучаются при помощи персонального компьютера. В основу разработанной программы по инженерной и компьютерной графике положены информационно-коммуникационные технологии, где персональный компьютер служит дидактическим средством интенсификации учебного процесса, углублением приобретаемых знаний, расширением технического кругозора обучаемых. Повышение эффективности достигается за счет сокращения малопроизводительного труда и автоматизации ряда графических операций.
Актуальность такой программы в том, что обучаемые будут знать, как в реальных условиях применить полученные знания. Изучаемый материал носит практический, творческий, а также исследовательский характер. Уже в первых графических работах обучаемые выполняют задания с элементами творчества.
На этапе изучения нового материала по инженерной и компьютерной графике компьютер можно применять различными способами:
- Предоставление новой информации в виде презентаций в MS Power Point.
- С помощью специализированных программ, обучаемым можно наглядно изложить новый материал, используя графический интерфейс.
- Создать обучающие или развивающие программы.
- Практическую часть нового материала можно показать с помощью таких программ как Paint, Adobe Photoshop, и т. д., т. е. на конкретных примерах показать нужные для работы инструменты, способы редактирования и многие другие возможности графических редакторов.
- Контроль за усвоением нового материала можно осуществить с помощью организации анимационных тестов или же предложить создать свой графический объект в какой-либо программе.
Наиболее эффективная организация учебного процесса, на мой взгляд, предполагает выполнение чертежей и схем вначале «в карандаше», а потом с помощью «электронного» кульмана. Это позволяет реализовать такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, аналитическое мышление. Развитие пространственного мышления имеет особую значимость, так как развитие мышления, а в особенности наглядно-образного и пространственного тесно связано с интеллектом человека.
Как правило, даже слабоуспевающие обучаемые на занятиях по компьютерной графике работают с большим интересом, выполняя, например, задания по отработке основных приемов работы в графическом редакторе КОМПАС-График (рис. 1) [3, с. 40–41]. Использование САПР КОМПАС расширяет возможности формирования, углубления и расширения теоретических знаний обучаемых, делает учебный процесс более результативным. Программное обеспечение позволяет преподавателю в полной мере реализовать такие общедидактические принципы, как сознательное выполнение учебных заданий, наглядность, доступность, последовательность, дифференциация и индивидуализация учебного процесса.
Рис. 1. Задание на отработку основных приемов работы в КОМПАС-График
В ходе обучения преподаватель стремится переводить обучаемых с уровней отрицательного и безразличного отношения к графической деятельности к формам действенного, осознанного, ответственного отношения. Работа ведется в последовательности, соответствующей логике лекционных и практических занятий. Как показывают результаты итогового контроля, применение интерактивных форм и методов организации учебно-познавательной деятельности обучаемых стимулируют развитие их творческой активности, познавательных интересов и способностей. В результате наблюдается осознание обучаемыми большого значения графической подготовки в будущей профессиональной деятельности и отмечается их тенденция к самосовершенствованию знаний и саморазвитию умений и навыков.
Литература:
- Машбиц Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц. М.: Знание, 1986–80с.
- Ройтман И. А. Методика преподавания черчения / И. А. Ройтман. М.: ВЛАДОС, 2002–240 с.
- Корчагина Л. Н. Подходы к преподаванию дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» с учетом современных тенденций развития образования / Рязань: РВВДКУ, журнал «Научный резерв», № 13, 2014, С.40–41.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии, интерактивное обучение, инженерная и компьютерная графика, наглядно-образное и пространственное мышление., наглядно-образное и пространственное мышлениеПохожие статьи
Применение ИКТ в дошкольном образовании
Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО, освободив от рутинной ручной работы, сделать процесс обучения и развития детей простым и эффективным,...
Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство формирования общекультурных компетенций у студентов вышей школы
Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов — телевидение, видео, средства му...
Предметно-пространственный компонент информационно-образовательной среды детского сада
В данной статье рассмотрены проблемы развития информационно-коммуникационной предметной среды детского сада в организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями при обучении детей дошкольного возраста и предложены ва...
Информационно-коммуникативные технологии как средство активно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии
В данной работе приведены методические рекомендации использования ИКТ в организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии.
Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка
В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...
Инновационные образовательные технологии в углубленном обучении французскому языку
Основные методы обучения в рамках социокультурной образовательной модели носят интерактивный характер. Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе на разных этапах обучения, отличаются креативностью, импровизацией, аутентичным общением...
Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр
В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...
Похожие статьи
Применение ИКТ в дошкольном образовании
Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО, освободив от рутинной ручной работы, сделать процесс обучения и развития детей простым и эффективным,...
Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство формирования общекультурных компетенций у студентов вышей школы
Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов — телевидение, видео, средства му...
Предметно-пространственный компонент информационно-образовательной среды детского сада
В данной статье рассмотрены проблемы развития информационно-коммуникационной предметной среды детского сада в организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями при обучении детей дошкольного возраста и предложены ва...
Информационно-коммуникативные технологии как средство активно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии
В данной работе приведены методические рекомендации использования ИКТ в организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии.
Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка
В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...
Инновационные образовательные технологии в углубленном обучении французскому языку
Основные методы обучения в рамках социокультурной образовательной модели носят интерактивный характер. Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе на разных этапах обучения, отличаются креативностью, импровизацией, аутентичным общением...
Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр
В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...