Предметно-пространственный компонент информационно-образовательной среды детского сада | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шайхутдинова, А. М. Предметно-пространственный компонент информационно-образовательной среды детского сада / А. М. Шайхутдинова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6720/ (дата обращения: 21.11.2024).

В данной статье рассмотрены проблемы развития информационно-коммуникационной предметной среды детского сада в организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями при обучении детей дошкольного возраста и предложены варианты ее организации в аналитико-прогностическом аспекте.

Ключевые слова: информатизация дошкольного образования, предметно-пространственная среда, информационно-коммуникационные технологии.

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155 г. (ФГОС ДО), утверждено, что развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста [6, 3.3.1]. Средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое оборудование… необходимые для реализации Программы организация определяет самостоятельно [6, 3.3.5].

Современные тенденции информатизации всех сфер человеческой деятельности и образования ориентирует дошкольных работников на использование новых информационных технологий и высокотехнологического оборудования для осуществления образовательной деятельности. Поэтому при внедрении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательное пространство детского сада встает задача определения формы организации предметно-пространственной среды.

Изучение литературы и опыта работы педагогов-новаторов, использующих ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста, позволяет на сегодняшний момент выделить две сформировавшиеся формы организации предметно-пространственного решения включения ИКТ и технических средств обучения (ТСО): компьютерный класс (наиболее разработанная и изученная форма организации предметно-пространственной среды) и переносные мультимедийные установки. Рассмотрим основные моменты работы с детьми в компьютерном классе и с переносными мультимедийными установками.

Компьютерный класс — это помещение образовательного назначения для проведения обучающих занятий с использованием компьютерных игровых средств (Ю. М. Горвиц, Л. А. Ягодина, Е. В. Соловьева, Ю. А. Прозорова, С. Л. Новоселова, М. В. Лежнина и др.). В зависимости от площади помещения высчитывается предельно допустимое количество ПК из формулы: Nм2: Sпомещения = nкомп, где 2 — это разрешенная площадь в квадратных метрах на один персональный компьютер [4, 3.4]. Как правило, компьютерный класс в детском саду — это 6–12 компьютерных мест, по принципу «один компьютер — один обучающийся». Чаще всего предлагается объединения ПК обучающихся с компьютером педагога в единую локальную сеть. Это позволяет запускать игровые задания с компьютера педагога, корректировать деятельность детей, собирать информацию о прохождении заданий каждым ребенком и т. д. Кроме компьютерного класса рекомендуется организовывать дополнительное помещение для релаксации и игр (С. Л. Новоселова, Е. В. Соловьева), где могут размещаться плазменный телевизор, интерактивные столы, диваны, зоны отдыха и т. д. Проведение занятий в компьютерном классе организует педагог, который:

-          формирует программное содержание: игры, задания, тесты, тренажеры и т. д.,

-          разрабатывает методические рекомендации, планы, конспекты для образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с ИКТ,

-          следит за соблюдение режима проветривания, влажности, освещенности, а так же исправности и безопасности оборудования;

-          определяет индивидуальную нагрузку и состояние детей.

Организация детей на занятия происходит следующим образом: педагог компьютерного класса приводит детей из группы в класс (и обратно), или детей сопровождает помощник воспитателя. Так как среднее количество детей в группах 20 -25 человек, то на занятия единовременно приходит от трети до половины группы детей. С оставшимися детьми воспитатель группы проводит непосредственно образовательную деятельность согласно планированию образовательного процесса.

Таким образом, компьютерный класс предполагает наличие помещения для работы на компьютере и релаксации, специалиста для проведения образовательного процесса с ИКТ, достаточное количество ПК, гибкого планирования образовательного процесса и четкого взаимодействия между педагогами и специалистами дошкольной организации.

С появлением в детских садах современных технических средств (экранов, проекторов, ноутбуков, широкоэкранных плазменных телевизоров) можно наблюдать развитие новой формы организации предметно-пространственного решения включения ИКТ и ТСО дошкольников — переносные мультимедийные установки. Эта форма организации используется для проведения непосредственно — образовательной деятельности, компьютерных игр, визуализации материала: просмотра презентаций, видеофильмов и т. д. Особенностью данного решения является необходимость тщательно продумать размещения оборудования в помещении (изолировать электрические коммуникации, соединения аппаратуры, соблюдение норм и правил работы с компьютером для исключения травм детей и поломки оборудования). Поэтому установка переносной мультимедийной установки занимает много времени. Кроме этого единичные включения в образовательный процесс не позволяют в полной мере реализовать потенциал ИКТ.

Таким образом, не каждая дошкольная организация имеет компьютерный класс и условия для его создания, а мобильные мультимедийные установки не выполняют принцип целостного образовательного процесса. Поэтому, не исключая данные формы, мы предлагаем альтернативную или сопутствующую форму включения ИКТ и ТСО в предметно-пространственную среду — интегрированную форму информационно-коммуникационной предметной среды в структурном подразделении дошкольной образовательной организации — группы (или иного помещения образовательного назначения).

Интегрированная информационно-коммуникационная образовательная предметная среда — это система предметно-пространственных компонентов образовательной среды, обеспечивающая взаимодействие участников образовательного процесса во всех видах деятельности с информацией и технологиями. Развитие информационно-коммуникационной среды образовательной организации способствует объединению информационной и образовательной сред, интегрированию современных технических средств обучения с классическими традиционными формами работы, появлению пространственно-модульных и предметно-конструкторских решений организации образовательного процесса с дошкольниками. Оптимальная модель интегрированной информационно коммуникационной образовательной среды сформирована нами как стационарный мультимедийный комплекс, объединяющий возможности компьютерного класса и переносной мультимедийной установки.

Включение стационарной мультимедийной установки в предметно-пространственную среду дошкольной образовательной организации создает оптимальные условия:

-          реализации федеральных законов «Об образовании в РФ» [5,ст.2,п. 26, ст.11, ст.16] и ФГОС ДОО [6, п.п. 3.3.1, 3.3.5],

-          использования информационно-коммуникационных технологий и современных технических средств обучения в детском саду,

-          непрерывности и целостности образовательного процесса с ИКТ с детьми дошкольного возраста,

-          преемственности между ступенями образования,

-          формирования метапредметных связей и развития основных культурных действий дошкольников.

Кроме того, интегрированная информационно-коммуникационная среда в условиях информатизации дошкольного образования вариативна и пластична. Это позволяет образовательной организации самостоятельно определить форму и наполняемость развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с имеющимися ресурсами, которая обеспечит максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации.

Таким образом, интегрированная информационно-коммуникационная предметная образовательная среда детского сада — это современный способ информатизации дошкольного образования в соответствии с требованиями федеральных законов и современным развитием информационно-коммуникационных технологий в области образования.

 

Литература:

 

1.                  Лежнина, М. В. Электронные образовательные ресурсы в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М. В. Лежнина // Институт международных программ Российского университета дружбы народов. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru (дата обращения 18.11.2014).

2.                  Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: метод. пособие / Ю. А. Прозорова, Л. А. Ягодина. — Москва: ИИО РАО, 2012–37 с.

3.                  Планирование работы в детском саду с детьми 6–7 лет: метод. рекомендации для воспитателей / И. Г. Галянт [и др.]; науч. ред. Е. В. Соловьева. — Москва: Просвещение, 2013. — 224 с. 77

4.                  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 ред. от 03.09.2010 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003) Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2003 N 4673) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: некоммерческая интернет рассылка (дата обращения 18.11.2014).

5.                  Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753  (дата обращения 18.11.2014).

6.                  Российская Федерация. Законы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: федер. закон № 1155-ФЗ [Электронный ресурс] //Российская газета. — Электрон. дан. — режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 18.11.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерный класс, образовательный процесс, детский сад, дошкольный возраст, предметно-пространственная среда, дошкольное образование, дошкольная организация, образовательная деятельность, техническое средство обучения, форма организации.

Похожие статьи

Интегрированная информационно-коммуникационная образовательная предметная среда детского сада

В данной статье предложена модель интегрированной информационно-коммуникационной образовательной предметной среды детского сада при организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями в обучении детей дошкольного возр...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях

В статье рассматриваются приоритетные направления развития системы образования, информатизации и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

Общие требования к информационно-коммуникационным технологиям, используемым в условиях личностно-ориентированного обучения математике для развития познавательного интереса

В работе приведены педагогические условия личностно-ориентированного обучения на базе реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках математики.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. В данной статье проанализированы психолого-педагогические основы использования информационн...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования

В данной статье описан опыт работы педагогов дошкольной организации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей, через создание самостоятельной презентации воспитанниками.

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Похожие статьи

Интегрированная информационно-коммуникационная образовательная предметная среда детского сада

В данной статье предложена модель интегрированной информационно-коммуникационной образовательной предметной среды детского сада при организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями в обучении детей дошкольного возр...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях

В статье рассматриваются приоритетные направления развития системы образования, информатизации и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

Общие требования к информационно-коммуникационным технологиям, используемым в условиях личностно-ориентированного обучения математике для развития познавательного интереса

В работе приведены педагогические условия личностно-ориентированного обучения на базе реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках математики.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. В данной статье проанализированы психолого-педагогические основы использования информационн...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования

В данной статье описан опыт работы педагогов дошкольной организации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей, через создание самостоятельной презентации воспитанниками.

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...