В данной статье предложена модель интегрированной информационно-коммуникационной образовательной предметной среды детского сада при организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями в обучении детей дошкольного возраста и сформулированы рекомендации по конструированию стационарного мультимедийного комплекса в структурном подразделении дошкольной организации.
Ключевые слова: интегрированная информационно-коммуникационная образовательная среда, информатизация дошкольного образования, стационарный мультимедийный комплекс.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155 г. (ФГОС ДО) ориентирует практических работников на максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста [6,п.3.3.1]. Образовательная организация самостоятельно определяет перечень средств обучения, в том числе технических, соответствующих материалов (в том числе расходных), игрового оборудования и т. д., которые необходимы для реализации программы [6,п.3.3.5].
Современные тенденции информатизации всех сфер человеческой деятельности и образования ставят задачу эффективного использования новых информационных технологий и высокотехнологического оборудования в образовательной деятельности. Поэтому при внедрении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательное пространство детского сада педагогам необходимо определить приемлемые формы организации предметно-пространственной среды.
Изучение литературы и опыта работы педагогов-новаторов, использующих ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста, позволяет на сегодняшний момент выделить две сформировавшиеся формы организации предметно-пространственного решения включения ИКТ и технических средств обучения (ТСО): компьютерный класс и переносные мультимедийные установки.
Компьютерный класс — это помещение образовательного назначения для проведения обучающих занятий с использованием компьютерных игровых средств (Ю. М. Горвиц, Л. А. Ягодина, Е. В. Соловьева, Ю. А. Прозорова, С. Л. Новоселова, М. В. Лежнина и др.). Его организация предполагает наличие помещения для работы на компьютере и релаксации, специалиста для проведения образовательного процесса с ИКТ, достаточное количество персональных компьютеров (ПК), гибкого планирования образовательного процесса и четкого взаимодействия между педагогами и специалистами дошкольной организации. В то же время, дошкольная организация, не имеющая по проектному плану здания специализированных помещений для компьютерного класса, выделить таковые, без уменьшения числа мест воспитанников не может (политика государства направлена на 100 % обеспечение детей дошкольного возраста местами в детском саду).
Появление в детских садах современных технических средств (экранов, проекторов, ноутбуков, широкоэкранных плазменных телевизоров и др.) способствовало созданию новой формы организации предметно-пространственного решения включения ИКТ и ТСО — переносные мультимедийные установки. Особенностью данного решения является необходимость тщательно продумать размещения оборудования в помещении (изолирование электрических коммуникаций, соединения аппаратуры, соблюдение норм и правил работы с компьютером, создание условий исключающие травмы детей и поломки оборудования). Ее установка занимает много времени, а единичные включения в образовательный процесс не позволяют в полной мере реализовать потенциал ИКТ.
Таким образом, не каждая дошкольная организация имеет компьютерный класс и условия для его создания, а переносные мультимедийные установки не выполняют принцип целостного образовательного процесса. Не исключая данные формы, мы предлагаем альтернативную или сопутствующую форму включения ИКТ и ТСО в предметно-пространственную среду — интегрированную форму информационно-коммуникационной предметной среды в структурном подразделении дошкольной образовательной организации — группы (или иного помещения образовательного назначения).
Интегрированная информационно-коммуникационная образовательная предметная среда — это система предметно-пространственных компонентов образовательной среды, обеспечивающая взаимодействие участников образовательного процесса во всех видах деятельности с информацией и технологиями. Развитие информационно-коммуникационной среды образовательной организации способствует объединению информационной и образовательной сред, интегрированию современных технических средств обучения с классическими традиционными формами работы, появлению пространственно-модульных и предметно-конструкторских решений организации образовательного процесса с дошкольниками. Оптимальная модель интегрированной информационно-коммуникационной образовательной предметной среды сформулирована нами как стационарный мультимедийный комплекс, объединяющий возможности компьютерного класса и переносной мультимедийной установки.
Стационарный мультимедийный комплекс (СМК) — это сконструированная модель предметно-пространственной среды, объединяющая высокотехнологическое оборудование, периферийные устройства, эклектические и иные коммуникации, расходные материалы, мебель для их размещения и хранения. Модель может включать в себя: проектор, ПК (ноутбук), магнитную доску и интерактивную приставку (например, Mimio Studio) или интерактивную доску (Smart Board, IQ Board и др.), сенсорную мышь и (или) стилус; шкаф-сейф или иной вариант хранения и безопасного использования оборудования.
Предлагаем свой вариант конструирования интегрированной информационно-коммуникационной образовательной предметной среды в группе детского сада. Все оборудование размещается на подиуме с удлиненной несущей стеной, на которой закреплена магнитная (интерактивная) доска. Открытые полки служат для установки колонок, размещения и хранения дисков, маркеров и пр. Подиум является ступенью при работе в интерактивном режиме. Использование подиума как ступени необходимо для учета требований СанПиН 2.4.1.2660–10 [4] о просмотре изображений на экране (высота расположения экрана при просмотре фильмов не менее 0,7–0,8 метра до уровня пола). В то же время, если использовать доску в интерактивном режиме (0,7 метра от пола, плюс ширина доски не менее 0,75 м.) некоторые участки интерактивной доски могут быть недосягаемы ребенку старшего дошкольного возраста. ПК (ноутбук), музыкальный центр, электрические и иные коммуникации для обеспечения здоровьесбережения и безопасности, располагаются в шкаф-сейфе, имеющем замок. Проектор закреплен с помощью кронштейна на потолке и соединяется с ПК кабелем WGA. Подключение оборудования осуществляется через сетевой фильтр (например, Pilot). Подготовка системы к работе заключается в подключении к электрической сети.
Этапы работы при установке СМК:
- создание проекта пространственно-конструкторского решения размещения ТСО в группе в соответствии с требованиями размещения ПК и иного оборудования в группе детей дошкольного возраста,
- изготовление мебели по проекту,
- установка оборудования в соответствии с требованиями СанПиН и пожарной безопасности,
- подключение оборудования (настройка проектора, калибровка интерактивного устройства, проверка соединений).
Объединение развивающей предметно-пространственной среды группы и современного оборудования — это важная часть работы по включению ИКТ в образовательный процесс. С другой стороны само по себе оборудование интенсификацию образовательного процесса обеспечить не может. Необходимы педагоги «знающие воспитательно-образовательную программу, реализуемую в дошкольном учреждении; знающие технические возможности компьютера и владеющие навыками работы с ним; ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников; знающие возрастные анатомо-физиологические и психические особенности дошкольников; выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютера в детских учреждениях; знающие этические правила применения компьютера и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям» [7, с.78] Для обеспечения эффективной работы необходимы локальные акты, такие как инструкции охраны труда, инструкции пожарной безопасности при работе с ТСО, рекомендации безопасного использования оборудования. Качественный образовательный процесс возможен при наличии программно — методического сопровождения информатизации образовательного процесса в детском саду (программы по использованию ИКТ в образовательном процессе, методические разработки, сертифицированные электронные образовательные ресурсы, компьютерные игровые средства, базы данных соответствующих специфике работы и возрастным особенностям детей дошкольного возраста).
СМК учитывает принципы развивающей предметно-пространственной среды, заложенные в ФГОС ДО: полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, а так же эстетичность и соответствие возрасту детей. Например, маркерная магнитная доска может быть: экраном (отображение проецируемого изображения), интерактивной доской (при подключении Mimio приставки), магнитной (для размещения рисунков, картин и т. д.), маркерной (рисование, подчеркивание и т. д.), использоваться в качестве декорации в театрализованной деятельности. Подиум является ступенью для работы в интерактивном режиме, игровой зоной, местом хранения периферийного оборудования (сканер, принтер и т. д.) и расходных материалов.
Наш опыт показывает, что использование СМК возможно в любом виде деятельности (НОД, индивидуальная деятельность, родительские собрания, ведение сайта, участие в конференции и т. д.) всех участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги). Специфика стационарного мультимедийного комплекса позволяет оснащение детского сада сделать планомерным и гибким. Опыт использования ИКТ в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста (методические разработки, конспекты, компьютерные игры и т. д.) накапливается постепенно. Формирование открытости ДОО, осуществление повышения квалификации кадров в области ИКТ, создание программно-методических комплексов проводится целенаправленно.
Таким образом, интегрированная информационно-коммуникационная образовательная предметная седа в виде стационарного мультимедийного комплекса это оптимальное условие:
- реализации федеральных законов «Об образовании в РФ» (ст.2,п. 26, ст.11, ст.16) [5] и ФГОС ДОО (п.п. 3.3.1, 3.3.5) [6],
- использования информационно-коммуникационных технологий и современных технических средств обучения в детском саду,
- непрерывности и целостности образовательного процесса с ИКТ с детьми дошкольного возраста.
Кроме того, интегрированная информационно-коммуникационная среда в условиях информатизации дошкольного образования вариативна. Это позволяет образовательной организации самостоятельно определить форму и наполняемость развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с имеющимися «нормативно-правовыми, материально-техническими, информационно-образовательными и кадровыми» [7,с. 78] ресурсами информатизации, которые обеспечат максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации.
Литература:
1. Лежнина, М. В. Электронные образовательные ресурсы в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М. В. Лежнина // Институт международных программ Российского университета дружбы народов. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru (дата обращения 18.11.2014).
2. Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: метод. пособие / Ю. А. Прозорова, Л. А. Ягодина. — Москва: ИИО РАО, 2012–37 с.
3. Планирование работы в детском саду с детьми 6–7 лет: метод. рекомендации для воспитателей / И. Г. Галянт [и др.]; науч. ред. Е. В. Соловьева. — Москва: Просвещение, 2013. — 224 с. 77
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 ред. от 03.09.2010 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003) Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2003 N 4673) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: некоммерческая интернет рассылка (дата обращения 18.11.2014).
5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753 (дата обращения 18.11.2014).
6. Российская Федерация. Законы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: федер. закон № 1155-ФЗ [Электронный ресурс] //Российская газета. — Электрон. дан. — режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 18.11.2014).
7. Шайхутдинова А. М. Ресурсное обеспечение информатизации образовательного процесса как условие повышения качества дошкольного образования [Электронный ресурс] / А. М. Шайхутдинова// Сборник научных трудов Международного форума «Электронное образование: от настоящего к будущему», Ижевск 2013. — 163 с.73–79 — Электрон. дан. — Режим доступа: http://e-learning.ciur.ru/docs/Сборник.pdf (дата обращения 21.11.2014).