Интегрированная информационно-коммуникационная образовательная предметная среда детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 26.11.2014

Статья просмотрена: 1387 раз

Библиографическое описание:

Шайхутдинова, А. М. Интегрированная информационно-коммуникационная образовательная предметная среда детского сада / А. М. Шайхутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 646-648. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13915/ (дата обращения: 19.12.2024).

В данной статье предложена модель интегрированной информационно-коммуникационной образовательной предметной среды детского сада при организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями в обучении детей дошкольного возраста и сформулированы рекомендации по конструированию стационарного мультимедийного комплекса в структурном подразделении дошкольной организации.

Ключевые слова: интегрированная информационно-коммуникационная образовательная среда, информатизация дошкольного образования, стационарный мультимедийный комплекс.

 

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155 г. (ФГОС ДО) ориентирует практических работников на максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста [6,п.3.3.1]. Образовательная организация самостоятельно определяет перечень средств обучения, в том числе технических, соответствующих материалов (в том числе расходных), игрового оборудования и т. д., которые необходимы для реализации программы [6,п.3.3.5].

Современные тенденции информатизации всех сфер человеческой деятельности и образования ставят задачу эффективного использования новых информационных технологий и высокотехнологического оборудования в образовательной деятельности. Поэтому при внедрении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательное пространство детского сада педагогам необходимо определить приемлемые формы организации предметно-пространственной среды.

Изучение литературы и опыта работы педагогов-новаторов, использующих ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста, позволяет на сегодняшний момент выделить две сформировавшиеся формы организации предметно-пространственного решения включения ИКТ и технических средств обучения (ТСО): компьютерный класс и переносные мультимедийные установки.

Компьютерный класс — это помещение образовательного назначения для проведения обучающих занятий с использованием компьютерных игровых средств (Ю. М. Горвиц, Л. А. Ягодина, Е. В. Соловьева, Ю. А. Прозорова, С. Л. Новоселова, М. В. Лежнина и др.). Его организация предполагает наличие помещения для работы на компьютере и релаксации, специалиста для проведения образовательного процесса с ИКТ, достаточное количество персональных компьютеров (ПК), гибкого планирования образовательного процесса и четкого взаимодействия между педагогами и специалистами дошкольной организации. В то же время, дошкольная организация, не имеющая по проектному плану здания специализированных помещений для компьютерного класса, выделить таковые, без уменьшения числа мест воспитанников не может (политика государства направлена на 100 % обеспечение детей дошкольного возраста местами в детском саду).

Появление в детских садах современных технических средств (экранов, проекторов, ноутбуков, широкоэкранных плазменных телевизоров и др.) способствовало созданию новой формы организации предметно-пространственного решения включения ИКТ и ТСО — переносные мультимедийные установки. Особенностью данного решения является необходимость тщательно продумать размещения оборудования в помещении (изолирование электрических коммуникаций, соединения аппаратуры, соблюдение норм и правил работы с компьютером, создание условий исключающие травмы детей и поломки оборудования). Ее установка занимает много времени, а единичные включения в образовательный процесс не позволяют в полной мере реализовать потенциал ИКТ.

Таким образом, не каждая дошкольная организация имеет компьютерный класс и условия для его создания, а переносные мультимедийные установки не выполняют принцип целостного образовательного процесса. Не исключая данные формы, мы предлагаем альтернативную или сопутствующую форму включения ИКТ и ТСО в предметно-пространственную среду — интегрированную форму информационно-коммуникационной предметной среды в структурном подразделении дошкольной образовательной организации — группы (или иного помещения образовательного назначения).

Интегрированная информационно-коммуникационная образовательная предметная среда — это система предметно-пространственных компонентов образовательной среды, обеспечивающая взаимодействие участников образовательного процесса во всех видах деятельности с информацией и технологиями. Развитие информационно-коммуникационной среды образовательной организации способствует объединению информационной и образовательной сред, интегрированию современных технических средств обучения с классическими традиционными формами работы, появлению пространственно-модульных и предметно-конструкторских решений организации образовательного процесса с дошкольниками. Оптимальная модель интегрированной информационно-коммуникационной образовательной предметной среды сформулирована нами как стационарный мультимедийный комплекс, объединяющий возможности компьютерного класса и переносной мультимедийной установки.

Стационарный мультимедийный комплекс (СМК) — это сконструированная модель предметно-пространственной среды, объединяющая высокотехнологическое оборудование, периферийные устройства, эклектические и иные коммуникации, расходные материалы, мебель для их размещения и хранения. Модель может включать в себя: проектор, ПК (ноутбук), магнитную доску и интерактивную приставку (например, Mimio Studio) или интерактивную доску (Smart Board, IQ Board и др.), сенсорную мышь и (или) стилус; шкаф-сейф или иной вариант хранения и безопасного использования оборудования.

Предлагаем свой вариант конструирования интегрированной информационно-коммуникационной образовательной предметной среды в группе детского сада. Все оборудование размещается на подиуме с удлиненной несущей стеной, на которой закреплена магнитная (интерактивная) доска. Открытые полки служат для установки колонок, размещения и хранения дисков, маркеров и пр. Подиум является ступенью при работе в интерактивном режиме. Использование подиума как ступени необходимо для учета требований СанПиН 2.4.1.2660–10 [4] о просмотре изображений на экране (высота расположения экрана при просмотре фильмов не менее 0,7–0,8 метра до уровня пола). В то же время, если использовать доску в интерактивном режиме (0,7 метра от пола, плюс ширина доски не менее 0,75 м.) некоторые участки интерактивной доски могут быть недосягаемы ребенку старшего дошкольного возраста. ПК (ноутбук), музыкальный центр, электрические и иные коммуникации для обеспечения здоровьесбережения и безопасности, располагаются в шкаф-сейфе, имеющем замок. Проектор закреплен с помощью кронштейна на потолке и соединяется с ПК кабелем WGA. Подключение оборудования осуществляется через сетевой фильтр (например, Pilot). Подготовка системы к работе заключается в подключении к электрической сети.

Этапы работы при установке СМК:

-       создание проекта пространственно-конструкторского решения размещения ТСО в группе в соответствии с требованиями размещения ПК и иного оборудования в группе детей дошкольного возраста,

-       изготовление мебели по проекту,

-       установка оборудования в соответствии с требованиями СанПиН и пожарной безопасности,

-       подключение оборудования (настройка проектора, калибровка интерактивного устройства, проверка соединений).

Объединение развивающей предметно-пространственной среды группы и современного оборудования — это важная часть работы по включению ИКТ в образовательный процесс. С другой стороны само по себе оборудование интенсификацию образовательного процесса обеспечить не может. Необходимы педагоги «знающие воспитательно-образовательную программу, реализуемую в дошкольном учреждении; знающие технические возможности компьютера и владеющие навыками работы с ним; ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников; знающие возрастные анатомо-физиологические и психические особенности дошкольников; выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютера в детских учреждениях; знающие этические правила применения компьютера и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям» [7, с.78] Для обеспечения эффективной работы необходимы локальные акты, такие как инструкции охраны труда, инструкции пожарной безопасности при работе с ТСО, рекомендации безопасного использования оборудования. Качественный образовательный процесс возможен при наличии программно — методического сопровождения информатизации образовательного процесса в детском саду (программы по использованию ИКТ в образовательном процессе, методические разработки, сертифицированные электронные образовательные ресурсы, компьютерные игровые средства, базы данных соответствующих специфике работы и возрастным особенностям детей дошкольного возраста).

СМК учитывает принципы развивающей предметно-пространственной среды, заложенные в ФГОС ДО: полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, а так же эстетичность и соответствие возрасту детей. Например, маркерная магнитная доска может быть: экраном (отображение проецируемого изображения), интерактивной доской (при подключении Mimio приставки), магнитной (для размещения рисунков, картин и т. д.), маркерной (рисование, подчеркивание и т. д.), использоваться в качестве декорации в театрализованной деятельности. Подиум является ступенью для работы в интерактивном режиме, игровой зоной, местом хранения периферийного оборудования (сканер, принтер и т. д.) и расходных материалов.

Наш опыт показывает, что использование СМК возможно в любом виде деятельности (НОД, индивидуальная деятельность, родительские собрания, ведение сайта, участие в конференции и т. д.) всех участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги). Специфика стационарного мультимедийного комплекса позволяет оснащение детского сада сделать планомерным и гибким. Опыт использования ИКТ в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста (методические разработки, конспекты, компьютерные игры и т. д.) накапливается постепенно. Формирование открытости ДОО, осуществление повышения квалификации кадров в области ИКТ, создание программно-методических комплексов проводится целенаправленно.

Таким образом, интегрированная информационно-коммуникационная образовательная предметная седа в виде стационарного мультимедийного комплекса это оптимальное условие:

-          реализации федеральных законов «Об образовании в РФ» (ст.2,п. 26, ст.11, ст.16) [5] и ФГОС ДОО (п.п. 3.3.1, 3.3.5) [6],

-          использования информационно-коммуникационных технологий и современных технических средств обучения в детском саду,

-          непрерывности и целостности образовательного процесса с ИКТ с детьми дошкольного возраста.

Кроме того, интегрированная информационно-коммуникационная среда в условиях информатизации дошкольного образования вариативна. Это позволяет образовательной организации самостоятельно определить форму и наполняемость развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с имеющимися «нормативно-правовыми, материально-техническими, информационно-образовательными и кадровыми» [7,с. 78] ресурсами информатизации, которые обеспечат максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации.

 

Литература:

 

1.      Лежнина, М. В. Электронные образовательные ресурсы в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М. В. Лежнина // Институт международных программ Российского университета дружбы народов. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru (дата обращения 18.11.2014).

2.      Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: метод. пособие / Ю. А. Прозорова, Л. А. Ягодина. — Москва: ИИО РАО, 2012–37 с.

3.      Планирование работы в детском саду с детьми 6–7 лет: метод. рекомендации для воспитателей / И. Г. Галянт [и др.]; науч. ред. Е. В. Соловьева. — Москва: Просвещение, 2013. — 224 с. 77

4.      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 ред. от 03.09.2010 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003) Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2003 N 4673) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: некоммерческая интернет рассылка (дата обращения 18.11.2014).

5.      Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753  (дата обращения 18.11.2014).

6.      Российская Федерация. Законы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: федер. закон № 1155-ФЗ [Электронный ресурс] //Российская газета. — Электрон. дан. — режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 18.11.2014).

7.      Шайхутдинова А. М. Ресурсное обеспечение информатизации образовательного процесса как условие повышения качества дошкольного образования [Электронный ресурс] / А. М. Шайхутдинова// Сборник научных трудов Международного форума «Электронное образование: от настоящего к будущему», Ижевск 2013. — 163 с.73–79 — Электрон. дан. — Режим доступа: http://e-learning.ciur.ru/docs/Сборник.pdf (дата обращения 21.11.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, детский сад, дошкольный возраст, стационарный мультимедийный комплекс, дошкольная организация, компьютерный класс, ИКТ, интегрированная информационно-коммуникационная образовательная предметная среда, дошкольное образование, интерактивная доска.


Ключевые слова

интегрированная информационно-коммуникационная образовательная среда, информатизация дошкольного образования, стационарный мультимедийный комплекс., стационарный мультимедийный комплекс

Похожие статьи

Предметно-пространственный компонент информационно-образовательной среды детского сада

В данной статье рассмотрены проблемы развития информационно-коммуникационной предметной среды детского сада в организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями при обучении детей дошкольного возраста и предложены ва...

Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования

В данной статье описан опыт работы педагогов дошкольной организации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей, через создание самостоятельной презентации воспитанниками.

Интеграция и реализация образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации

Описана интегративная модель совместной деятельности воспитателей и музыкального руководителя в детском саду. Сделаны выводы об эффективности модели в вопросах воспитания и развития дошкольников. Доказано, что педагогические условия реализации модели...

Инновационный подход в процессе подготовки дошкольников к школьному образованию

В данной статье ведётся речь об инновационном подходе в учебно-воспитательном процессе дошкольников к школьному образованию. Также раскрывается роль воспитанника и педагога-воспитателя в процессе подготовки к школьному образованию. Отдельно подчеркив...

Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения

В статье рассматривается понятие информационных технологий. Указываются функции учителя в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Рассматриваются классификации информационных ресурсов учебного назначения. Приводит...

Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду

В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...

Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе

В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...

Инновационные технологии в системе управления развитием дошкольного образования в России

В статье раскрывается сущность понятий «нововведение», «управление», «инновационный подход». Освещен процесс ввода инновации в учебное заведение, возможные особенности и трудности. Представлены условия для эффективного внедрения инноваций в образова...

Информационно-коммуникативные технологии как средство активно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии

В данной работе приведены методические рекомендации использования ИКТ в организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии.

Общие требования к информационно-коммуникационным технологиям, используемым в условиях личностно-ориентированного обучения математике для развития познавательного интереса

В работе приведены педагогические условия личностно-ориентированного обучения на базе реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках математики.

Похожие статьи

Предметно-пространственный компонент информационно-образовательной среды детского сада

В данной статье рассмотрены проблемы развития информационно-коммуникационной предметной среды детского сада в организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями при обучении детей дошкольного возраста и предложены ва...

Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования

В данной статье описан опыт работы педагогов дошкольной организации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей, через создание самостоятельной презентации воспитанниками.

Интеграция и реализация образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации

Описана интегративная модель совместной деятельности воспитателей и музыкального руководителя в детском саду. Сделаны выводы об эффективности модели в вопросах воспитания и развития дошкольников. Доказано, что педагогические условия реализации модели...

Инновационный подход в процессе подготовки дошкольников к школьному образованию

В данной статье ведётся речь об инновационном подходе в учебно-воспитательном процессе дошкольников к школьному образованию. Также раскрывается роль воспитанника и педагога-воспитателя в процессе подготовки к школьному образованию. Отдельно подчеркив...

Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения

В статье рассматривается понятие информационных технологий. Указываются функции учителя в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Рассматриваются классификации информационных ресурсов учебного назначения. Приводит...

Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду

В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...

Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе

В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...

Инновационные технологии в системе управления развитием дошкольного образования в России

В статье раскрывается сущность понятий «нововведение», «управление», «инновационный подход». Освещен процесс ввода инновации в учебное заведение, возможные особенности и трудности. Представлены условия для эффективного внедрения инноваций в образова...

Информационно-коммуникативные технологии как средство активно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии

В данной работе приведены методические рекомендации использования ИКТ в организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии.

Общие требования к информационно-коммуникационным технологиям, используемым в условиях личностно-ориентированного обучения математике для развития познавательного интереса

В работе приведены педагогические условия личностно-ориентированного обучения на базе реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках математики.

Задать вопрос