В статье рассматривается понятие информационных технологий. Указываются функции учителя в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Рассматриваются классификации информационных ресурсов учебного назначения. Приводится схематичное представление структуры информационной среды учебного заведения и структуры образовательного пространства.
Ключевые слова: образовательный процесс, информационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, средство обучения, распределенный информационный ресурс, информационная среда, образовательное пространство, система педагогического процесса.
Проблема эффективности современного образовательного процесса обусловлена наличием следующих противоречий. С одной стороны, растет поток информации, которую должен воспринять учащийся. С другой стороны, учащийся часто имеет очень низкую мотивацию к усвоению этой информации [4; 5]. Кроме того, для успешной адаптации к условиям современной жизни человеку необходимо отчетливо представлять информационную картину окружающего мира, учитывая взаимосвязи происходящих в нем процессов и существующих явлений.
В настоящее время актуальным для большинства людей стало не столько умение программировать (создавать компьютерные программы с помощью языков программирования), сколько умение пользоваться компьютерными информационными технологиями. Такая культура получения информации становится частью общей культуры человечества. Для успешного использования учащимися современных информационных технологий необходимо развитие у них системного мышления и освоение ими важных фундаментальных понятий (таких, как информация, объект, модель, система), используемых во всех сферах информационной деятельности современного человека. Информационный подход становится одним из фундаментальных методов познания на всех этапах системы непрерывного образования, что определяет особую роль информации в современном быстро развивающемся мире. Переход к информационному обществу оказывает влияние на все общество, в том числе и на систему образования. Этим обусловлены возникновение новых понятий, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, и использование компьютерной техники во всех областях деятельности современного общества.
Задача учителя заключается в том, чтобы научить учащегося за конечный промежуток времени преобразовать и усвоить определенное количество информации с целью дальнейшего ее использования в практической деятельности [1]. При решении этой задачи учитель может сочетать традиционные методы обучения и воспитания c современными информационными технологиями, в том числе компьютерными. Использование компьютера в процессе обучения позволяет сделать этот процесс мобильным, дифференцированным и индивидуальным [2; 3].
Под информационными технологиями понимается довольно широкий класс дисциплин и областей деятельности человека, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания этих данных, в том числе с применением вычислительной техники. Можно сказать, что любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологии процесса обучения составляют получение и преобразование информации. Технологии обучения, использующие компьютер, являются компьютерными технологиями. Как правило, под новыми информационными технологиями обучения понимают именно компьютерные технологии обучения, предполагающие процесс подготовки и передачи информации учителем учащемуся с помощью компьютера [3].
Рис. 1. Схема процесса обучения, предполагающего использование средств на базе информационно-коммуникационных технологий
Объединение компьютеров в сеть (создание коммуникации) привело к возникновению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Появление средств обучения на базе информационно-коммуникационных технологий создало возможность включения в информационное взаимодействие между учащимся и преподавателем интерактивного средства обучения (рис. 1). В этом случае присутствует активное взаимодействие образовательного назначения не только между преподавателем и учащимся, но и между средством обучения и учащимся, преподавателем и средством обучения. При необходимости средству обучения могут передаваться некоторые функции преподавателя такие, как управление учебной деятельностью, контроль результатов обучения, формирование умений и навыков и т. п. [6, с. 38]. В такой схеме учебной деятельности преподаватель выполняет следующие функции: 1) планирует учебный процесс, управляет им и осуществляет контроль за ним; 2) разрабатывает учебные программные средства и осуществляет компоновку учебного материала; 3) разрабатывает методику использования средства обучения на базе ИКТ; 4) адаптирует эту методику к конкретным условиям учебного процесса; 5) автоматизирует процесс оценки знаний, умений и навыков; 6) корректирует методику преподавания с учетом результатов своей деятельности; 7) прогнозирует направление развития обучаемых [6, с. 40–41].
Информационные электронные образовательные ресурсы можно разделить на распределенные (размещенные в сетях) и локализованные (хранящиеся на данном компьютере, CD-диске, DVD-диске и т. п.). Использование электронных средств учебного назначения приводит к достижению следующих методических целей:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- осуществление контроля, диагностики и оценки результатов обучения;
- осуществление тренировки, самоконтроля и самоподготовки учащихся;
- высвобождение учебного времени за счет автоматизации процесса обучения;
- улучшение визуализации учебной информации;
- моделирование и имитация изучаемых объектов, процессов и явлений;
- создание и использование баз данных;
- усиление мотивации обучения за счет интереса учащихся к компьютерной технике;
- ознакомление учащегося со стратегией обучения;
- развитие мышления;
- формирование умения принимать оптимальное решение;
- формирование информационной культуры обучаемого и обучающего.
Учебные программные средства по функциональному назначению можно разбить на следующие типы: 1) педагогические; 2) диагностические; 3) инструментальные; 4) предметно-ориентированные; 5) предназначенные для формирования культуры учебной деятельности; 6) предназначенные для автоматизации обработки результатов учебного эксперимента; 7) управляющие действиями реальных объектов; 8) среды программирования; 9) предназначенные для автоматизации методического обеспечения и делопроизводства; 10) сервисные; 11) игровые.
По методическому назначению программные средства делятся следующим образом: 1) обучающие; 2) тренажеры; 3) контролирующие; 4) информационно-поисковые; 5) имитационные; 6) моделирующие; 7) демонстрационные; 8) автоматизирующие; 9) развивающие.
Наибольший дидактический эффект от применения электронных программных средств достигается при комплексном использовании возможностей информационно-коммуникационных технологий и в следующих видах учебной деятельности: информационно-поисковой; экспериментально-исследовательской, обработке информации, представлении и извлечении знаний.
Рис. 2. Схема процесса обучения с использованием распределенного информационного образовательного ресурса
На рис. 2 показана структура информационного взаимодействия преподавателя и учащихся с использованием распределенного информационного ресурса образовательного назначения. При этом может использоваться весь потенциал глобальной сети Интернет, потенциал ее отдельной части (сайта, портала) или информация, размещенная в локальной сети.
Под образовательной средой педагогического процесса понимается предметно-пространственное окружение учащегося и педагога, расширенное за счет информационной среды. Одной из особенностей информационной среды является то, что любая информационная среда предоставляет только возможность получения необходимых для человека данных, умение же получать и преобразовывать информацию нужно воспитывать, вырабатывать, оно приобретается лишь в процессе обучения. Ранее, в качестве информационной среды обычно подразумевались учебники, учебные пособия, энциклопедии, справочники (в том числе электронные) и т. п. Таким образом, понятие образовательной среды характеризовало ограниченный по возможностям процесс временного погружения в нее участников педагогического процесса для текущего использования информации. При этом информационный обмен учащегося с образовательной средой носил односторонний характер, то есть образовательная среда являлась для него лишь источником информации.
Рис. 3. Роль и место информационной образовательной среды в информационном обмене участников образовательного процесса
В связи с активным развитием информационно-коммуникационных технологий происходит изменение содержания понятия информационной среды. Под информационной средой понимается теперь в том числе совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями. Существенной частью информационной среды в этом случае является Интернет. Появляются более широкие возможности для реализации педагогического процесса, так как обеспечивается возможность двустороннего информационного обмена для учащихся — они могут не только получать информацию, но и передавать ее, таким образом принимая участие в формировании образовательного пространства (рис. 3).
Распространение информационно-коммуникационных технологий в науке сформировало объектно-ориентированный подход к рассмотрению природы как системы взаимосвязанных объектов, между которыми происходит информационный обмен. Объектно-информационная модель реального мира позволяет понять принцип системности, который заключается в следующем. В современной дидактике педагогический процесс рассматривается как совместная системная деятельность учащихся и педагогов. В этом случае объектами системы педагогического процесса являются деятельность учащегося и деятельность педагога в рамках этого процесса. Каждая из этих деятельностей также представляет собой систему, то есть может быть представлена в виде совокупности связанных между собой объектов. Объектами системы деятельности являются цель деятельности, ее содержание, реализация самой деятельности, ее контроль, оценка и т. п. Объектно-ориентированный подход позволяет перейти к обобщенному описанию объектов в виде множества их параметров. Эти параметры объектов характеризуют систему и называются параметрами состояния системы. Внешняя среда системы педагогического процесса (образовательное пространство) также представляет собой систему, некоторые объекты которой характеризуются теми же параметрами, что и объекты системы педагогического процесса. Когда значения соответствующих параметров отличаются, между системой и окружающей средой осуществляется информационный обмен (рис. 4). В результате такого взаимодействия объекты переходят из одного состояния в другое, — происходит преобразование педагогического процесса. Существование несоответствия параметров в системе педагогического процесса и в образовательном пространстве определяет мотивацию учебной деятельности учащегося и образовательной деятельности педагога. В этом случае система педагогического процесса и образовательное пространство находятся в неравновесных условиях. А в открытой системе, находящейся в неравновесном состоянии, происходит развитие, в отличие от замкнутых системах, находящихся в равновесном состоянии (в них наступает регресс). Именно поэтому можно говорить о том, что система современного педагогического процесса является открытой. А такая реализация педагогического процесса стала возможной в современных условиях благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий.
Рис. 4. Открытая система современного образовательного процесса
Универсальность понятия объекта системы позволяет рассматривать деятельность объекта как проявление его функционирования в системе. К примеру, учащийся является объектом педагогического воздействия педагогов и других объектов окружающего мира (например, родителей), и, в то же время, он сам осуществляет воздействие на различные объекты, влияя на изменение их состояния. Таким образом, непосредственно в ходе педагогического процесса учащийся не только готовится к будущему функционированию в окружающей динамической среде, а уже активно участвует в ее преобразовании.
Литература:
1. Вступительные экзамены. Физический факультет Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко / О. Е. Данилов, Ю. В. Иванов, В. В. Майер // Потенциал. — 2007. — № 3. — С. 34–39.
2. Данилов О. Е. Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения / О. Е. Данилов // Актуальные вопросы современной науки: Материалы XIII Международной научно-практической конференции (31 октября 2011 г.): Сборник научных трудов; Под ред. И. А. Рудаковой. — М.: Издательство «Спутник+", 2011. — С. 23–28.
3. Данилов О. Е. Применение компьютерных технологий в учебном физическом эксперименте / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 1. — Т. 2. — С. 330–333.
4. Данилов О. Е. Решение педагогических задач, обусловленных низким уровнем информационной культуры учащихся / О. Е. Данилов // Учебный физический эксперимент: Актуальные проблемы. Современные решения: Программа и материалы четырнадцатой Всероссийской научно-практической конференции. — Глазов: ГГПИ, 2009. — С. 6–7.
5. Данилов О. Е. Формирование информационной культуры личности студента / О. Е. Данилов // Традиционные и инновационные технологии воспитания в образовательном процессе: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Я. А. Чиговской-Назаровой, А. В. Тутолмина. — Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2011. — Ч. 1. — С. 115–118.
6. Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; Под ред. И. В. Роберт. — М.: Дрофа, 2008. — 312 с.