В статье рассматриваетсяуправление образованием как открытая социально-педагогическая система, процессы функционирования и развития системы образования, типы организационной структуры управления. Целью статьи является изучение информационного управления в системе образования.
Ключевые слова: управление, структура управления, информационный подход.
Постановка проблемы. Сейчас актуально использование информационно — компьютерных технологий (ИКТ) в процессе профессиональной управленческой деятельности.
Руководители учебных заведений имеют свободный доступ к эффективно организованной и своевременно возобновляемой базы входных документов (законодательное — правовая и директивно — нормативная информация, распорядительные документы, Законы Украины, подзаконные акты), обеспечит существенную экономию времени управленческого персонала, принятия однозначных, а следовательно, и эффективных управленческих решений, что делает невозможным принятия необоснованных решений [3, с.238 -246].
Средства ИКТ могут быть достаточно эффективно использованы на всех этапах и уровнях управления деятельностью учебного заведения. В Украине существует достаточное количество общедоступных информационных ресурсов — источников объективной и своевременной информации.
Основная часть. Управление учебными заведениями является довольно сложным, многогранным процессом, который должен постоянно координироваться и корректироваться субъектами управления адекватно к социально — педагогическим условиям его функционирования и общества. С позиций системного подхода управления профессионально техническим учебным заведением рассмотрим как целостную, открытую, социально-педагогическую систему, которая отвечает всем характерным признакам сложных систем. Наиболее существенные из них: целеустремленность управления, то есть наличие в системе общей цели, которая задается и координируется как во внешних управленческих системах высшего порядка, так и внутренних подсистемах; иерархическая подчиненность сложных систем управления, которая предусматривает согласованность централизованного управления с самоуправлением при одновременной автономности компонентов системы; наличие в системе управления интегративных свойств, которые не присущи ее отдельным составляющим; наличие многих связей между компонентами системы — взаимосвязи компонентов на одном уровне (по горизонтали) и между разными уровнями иерархической структуры управления (по вертикали); наличие сложной взаимосвязи и взаимообусловленности между компонентами системы (включая обратную связь), при которой изменение одного компонента приводит к изменению других компонентов системы управления; наличие информационных связей между составными частями системы, а также внешних информационных связей с другими метасистемами; критериальность оценивания результативности функционирования системы управления; вариабельность отдельных компонентов и состояние (структура, функции, связи) всей системы управления.
Работа в сфере социального управления всегда связана с изготовлением, формированием, анализом, обработкой, использованием, хранением информации и созданием новых знаний и является предметом и объектом деятельности субъектов управления. Информация дает руководителю представления о состоянии функционирования или развития социально-педагогической системы в любой момент времени (достижение или недостижение поставленных целей); предопределяет выбор модели заведения, стратегии его развития и взаимодействия с социальными учреждениями внешнего социокультурного среды и переведения системы в новое качественное состояние функционирования или развития как следующего шага в достижении поставленной цели [5, с.31–32].
В. В. Борисов, И.Вильш и С. С. Батурин, изучая проблему информационной культуры учителя, обращают внимание на то, что процессы глобализации, которые изменяют идеалы и мировоззрение людей, трансформируют ценности социального статуса и социальных институтов, власти и авторитетов, традиций, обычаев, пространства и времени [6]. Управление осуществляется административно-управленческим звеном организации образования на основе информации о состоянии управляемого объекта, законодательно-правовой, директивно-нормативной, научной и других видов информации социального направления. Если управление по смыслу рассматривается как целенаправленная деятельность, которая предназначена для упорядочения управляющей и управляемой подсистем с целью перевода их в качественно новое состояние функционирования или развития с учетом существующих закономерностей управления, то по форме представляет информационный процесс. Рассматривая управление образования как открытую социально-педагогическую систему, следует отметить, что процессы функционирования и развития системы являются источниками информации. Система является производителем и потребителем внешней и внутренней информации разных видов; через систему трансформируется информация и осуществляется обмен, то есть в системе происходит последовательный ход информационных процессов.
На разных уровнях управления учебным заведением информация разных видов используется субъектами управления в разных формах, с разной периодичностью и целью. Определенные виды информации, необходимые для реализации управленческих функций, производятся в управляемой системе, другие — вне нее. Это предопределяет возникновение специализированной формы людской деятельности, которая связана с изготовлением информации. Результатом информационной деятельности есть информационный продукт (идея, разработка, планы, программы, проекты, услуги и др.).
Управление из позиций кибернетического, систематического и информационный подход представлен на рис. 1.
Рис. 1. Управление учебным заведением как открытой социально-педагогической системой: 1. Субъект управления. 2. Социальная информация, в том числе управленческая информация. 3. Объект управления. 4. Информация о состоянии функционирования управляемой подсистемы. 5. Информация о состоянии внешней среды, которая влияет на систему. 6. Законодательно-правовая, директивно-нормативная информация, научная информация, которая поступает от органов власти, государственных органов управления, научно-педагогических учреждений и других социальных учреждений, функционально или коммуникативно связанных с управлением образования.
Управление социально-педагогическими системами предусматривает наличие подсистем: управляемой — объекта управления и управляющей — субъекта управления. Строя системы, они образовывают самоуправляемую систему, в которой объект управления и субъект управления выступают как взаимосвязанные подсистемы. Необходимым условием эффективного функционирования системы управления является своевременное обеспечение информационных нужд субъектов управления всех уровней иерархической системы управления. Это означает, что управляющая и управляемая подсистемы и внешняя среда непрерывно взаимодействуют на основе прямой и обратной связей с помощью информационных потоков. Нарушение прямой или обратной связи снижает уровень эффективности управления учебным заведением.
Управление — непрерывный процесс, который обеспечивается непрерывностью движения информации. Чтобы руководить объектом или процессом, необходимо иметь объективную информацию о его состоянии, целях, внешних и внутренних факторах, которые влияют на развитие системы, ее ресурсное обеспечение. Объем и содержание информации зависят от соотношения централизации и децентрализации, организационной структуры управления образования, типа учебных заведений, технического оборудования, имеющегося уровня информационной культуры субъектов управления и состава административно-управленческого звена и распределения их функциональных обязанностей, профессионального образования, управленческого и педагогического опыта субъектов управления, количества подчиненных у субъектов управления. Именно это соотношение определяет количество степеней свободы при принятии решений на разных иерархических уровнях управления образования. Объем необходимой информации для руководителей в образовании возрастает при увеличении степени централизации системы управления образованием и, наоборот, уменьшается при ее децентрализации. Продвижение информационных потоков в организационные структуры управления образованием осуществляется согласно уровням его подструктур. Исторически сложились и функционируют в социальных сферах такие типы организационной структуры управления сложными системами: линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. Все типы структур имеют свои особые продвижения информационных потоков. Поэтому руководителю необходимо упорядочить прямые и обратные потоки информации, ввести систему информационного обеспечения управления с учетом типа и организационной структуры и других названных выше факторов влияния.
В наиболее общем виде архитектура системы информационного управления показана на рис. 2.
Внешняя социальная среда
Рис.2. Архитектура системы информационного управления
С повышением уровня развития научно-технического прогресса увеличивается объем информации, интенсивность и насыщенность информационных потоков в социальной сфере, в частности в учебном заведении.
Выводы. Изменения в системе образования, связанные с появлением и интенсивным развитием новых типов учебно-воспитательных заведений, реформированием управленческих структур и формированием новых экономических отношений, определяют стиль управления руководителей в современных условиях. Управленческая деятельность требует от руководителей постоянного анализа состояния дел, решения объективно поставленных задач. Управление непосредственно связано с информацией, информационными процессами. От степени достоверности и полноты существующей информации зависит эффективность управления.
Итак, роль организации информационных потоков в управлении учебно-воспитательным процессом чрезвычайно важна, ведь информационные потоки становятся объектом деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса, а после обработки — предметом, объектом поиска и получения. Польская исследователь И. Вильш убедительно доказала, что труд человека в будущем все больше и больше будет связан с информацией и оперированием нею [7, с. 82].
Создание и использование информационной системы управления учебно-воспитательным процессом позволяет ориентироваться в сложном лабиринте общественных явлений, координировать усилия всех членов коллектива, прогнозировать развитие школы на близкую и отдаленную перспективу, обеспечивать квалифицированный влияние руководителя на формирование творческого педагогического коллектива. Высказанные в данной статье принципы и подходы к созданию комплексной системы информационного обеспечения управления могут служить основой для личностной конструктивной деятельности директора и управленческой команды по созданию своей неповторимой информационно — аналитической системы управления.
Литература:
1. Биков В. Ю., Руденко В. Д. Системи управління інформаційними базами даних в освіті. — К., 1996.
2. Годин В. В., Корнеев И. К. Информационноео беспечение управленческой деятельності. — М., 2001.
3. Калініна Л. М., Дорошенко Ю. О., Лапінський В. В. Інформаційні та комп’ютерні технології як засіб підвищення ефективності управління закладами освіти // Нова пед. Думка. — 2002. — № 3–4.
4. Калініна Л. М. Соціально-педагогічна інформація: суть, характерні ознаки та її роль в управлінні школою // Директор школи. Україна. — 1999. — № 3.
5. Калініна Л. М., Легкий М. П. Теоретичні засади соціально-педагогічної інформації // Школа на рубежі XXI ст.: управлінський аспект.- К., 2000.
6. Борисов В. В., Вільш І., Батурін С. Зміст інформаційної культури вчителя / В. В. Борисов, І. Вільш, С. Батурін // Гуманізація навчально-виховного процесу: зб. наук. пр. — 2011. — № LIV. — С. 20–27.
7. Wilsz J. Umieejetnosci potrzebne nauczycielowi techniki do skutecznego komunikowania sie z uczniami [w:] Techika- Informatyka-Edukacja. Teoretyczne I praktyczne problem edukacji informatycznej, t. IX, red. W. Walat, Rzeszow: 189.-2008.