Об особенностях механизма образовательного процесса сегодня | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 04.11.2013

Статья просмотрена: 327 раз

Библиографическое описание:

Шегаев, И. С. Об особенностях механизма образовательного процесса сегодня / И. С. Шегаев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 45-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4433/ (дата обращения: 21.11.2024).

В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность образовательного процесса, приводится их авторская классификация.

Ключевые слова:Образовательный процесс, факторы образовательного процесса, образовательный уровень, современное образование.

Современное образование сегодня — сложная многоаспектная система, механизм и результативность работы которой определяется целым рядом факторов. Их изучению и совершенствованию следует уделять особое внимание, поскольку именно от этого будет зависеть, в конечном счете, педагогический успех.           Все многообразие этих факторов, несмотря на тесную взаимосвязь, справедливо разделить на несколько групп в соответствии с их субъектом и объектом. Возможно, также предположить определенную педагогическую тенденцию, вытекающую из каждого компонента непосредственно.

К первой из рассматриваемых групп относятся те аспекты образовательного процесса, которые сложились изначально без личностного, персонального участия (например, директора или сотрудников), а именно:

-                   территориальное местонахождение учебного заведения (чем короче расстояние между образовательным учреждением (далее — ОУ) и домом учащегося, тем меньше времени и сил понадобится на его преодоление и, соответственно, тем больше энергии останется на усвоение материала);

-                   рейтинг ОУ (стремление к получению знаний пропорционально престижу учреждения: попадая в стены «зарекомендовавшего себя корпуса», ученик иначе воспринимает получаемую информацию, стремится соответствовать существующему статусу);

-                   уровень материального оснащения заведения (наполненность аудиторий необходимыми техническими средствами способствует реализации новейших образовательных методик).

Вторая группа факторов представляет собой совокупность личностных характеристик, сюда входит:

-                   фигура руководителя ОУ (от компетентности, уровня образования, фактов биографии и опыта работы управленца зависит главное: отдадут ли его учреждению предпочтение, будут ли воспринимать его в качестве лидера, как его работники, так и учащиеся);

-                   профессиональная характеристика сотрудников заведения (квалификация, а именно: образовательный уровень и опыт работы персонала — основа учебного процесса; количество знаний, навыков преподавания прямо пропорционально степени усвоения материала).

К третьей группе факторов образовательного процесса, определяющих его успех, относятся:

-                   личная заинтересованность учащегося (практика показывает: мотивация наилучшим образом способствует восприятию и усвоению материала);

-                   состав окружающей среды, в которой находится обучающийся (в данном случае речь идет о психологическом климате дома: полная и успешная семья — залог подобной деятельности в учебе);

-                   контингент (окружение ученика в ОУ также значимо: влияние социальной группы, в которую попадает последний способно как стимулировать его работоспособность, так и существенно снижать).

Помимо вышеобозначенных позиций необходимо учитывать еще один фактор — характер политической системы, об образовательном процессе которой идет речь. В данном случае значение имеют те ценностные ориентиры и интересы, которые провозглашает государство, тот социокультурный уровень населения и та духовная атмосфера, которые реально существуют в конкретном политическом режиме.

Огромную роль играет также ступень общественного развития государства. Так называемые постиндустриальные общества, чей интеллектуальный потенциал превышает, скажем, реалии стран третьего эшелона всегда будут иметь значительно большую часть грамотного населения и в количественном, и в качественном вариантах.   Все вышесказанное свидетельствует о том, что современный образовательный процесс нуждается в детальном рассмотрении. Отдельные его элементы должны находиться под пристальным вниманием компетентных специалистов, находящихся внутри процесса, а не над ним. При внесении изменений в отдельные его положения, в ходе каких-либо реорганизаций важно учитывать каждый момент, незначительных не бывает. Только тогда станет возможным получение максимального результата.

Литература:

1.                 Закон об образовании: кому слезы, кому толк [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/15–11–2012/1134782-minobr_law-0/ (дата обращения: 28.10.13)

2.                 Коротков Э. М. Управление качеством образования: учебное пособие для ВУЗов / Э. М. Коротков. — М.: Академический проспект: Мир, 2006. — 320 с.

3.                 Министерство образования и науки Российской федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 15.10.13)

4.                 Официальный сайт Департамента образования города Москвы [Электронный ресурс]. — URL: http://www.educom.ru/ (дата обращения: 19.10.13)

5.                 Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. II), с. 119.

6.                 Российское образование стало худшим≤ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/29–11–2012/1136570-rating-0/ (дата обращения: 29.10.13)

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, усвоение материала, образовательный уровень.

Ключевые слова

образовательный процесс, современное образование, факторы образовательного процесса, образовательный уровень, современное образование.

Похожие статьи

Особенности дистанционного обучения в системе образования

В данной статье рассмотрены особенности дистанционного образования, его место и роль в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено правовому регулированию дистанционного образования.

Сущность педагогических инноваций в системе образования

В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.

Инновационный процесс как механизм развития предприятия

В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Стратегия развития образовательного учреждения

В статье рассматривается стратегия развития образовательного учреждения, как основная составляющая ее деятельности. Раскрывающая факторы влияющие на разработку стратегии образовательного учреждения.

Стандартизация качества высшего образования

В статье рассмотрены системные подходы к определению качества высшего образования, сформулированы основные характеристики понятия «качество образования».

Основные направления развития финансового анализа в современных условиях

В статье рассматриваются исторические аспекты финансового анализа, его основное назначение, наиболее используемые методы проведения и факторы, влияющие на развитие современного финансового анализа.

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Особенности информационного управления учебными заведениями

В статье рассматривается управление образованием как открытая социально-педагогическая система, процессы функционирования и развития системы образования, типы организационной структуры управления. Целью статьи является изучение информационного управл...

К вопросу о социальном становлении курсантов образовательного учреждения ФСИН России

В данной статье анализируется категория «социальное становление», основные подходы к характеристике данного явления, обосновывается модель исследуемого феномена в образовательных учреждениях ФСИН России.

Похожие статьи

Особенности дистанционного обучения в системе образования

В данной статье рассмотрены особенности дистанционного образования, его место и роль в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено правовому регулированию дистанционного образования.

Сущность педагогических инноваций в системе образования

В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.

Инновационный процесс как механизм развития предприятия

В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Стратегия развития образовательного учреждения

В статье рассматривается стратегия развития образовательного учреждения, как основная составляющая ее деятельности. Раскрывающая факторы влияющие на разработку стратегии образовательного учреждения.

Стандартизация качества высшего образования

В статье рассмотрены системные подходы к определению качества высшего образования, сформулированы основные характеристики понятия «качество образования».

Основные направления развития финансового анализа в современных условиях

В статье рассматриваются исторические аспекты финансового анализа, его основное назначение, наиболее используемые методы проведения и факторы, влияющие на развитие современного финансового анализа.

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Особенности информационного управления учебными заведениями

В статье рассматривается управление образованием как открытая социально-педагогическая система, процессы функционирования и развития системы образования, типы организационной структуры управления. Целью статьи является изучение информационного управл...

К вопросу о социальном становлении курсантов образовательного учреждения ФСИН России

В данной статье анализируется категория «социальное становление», основные подходы к характеристике данного явления, обосновывается модель исследуемого феномена в образовательных учреждениях ФСИН России.