О нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

О нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса / Л. С. Прохасько, М. Б. Ребезов, Н. Н. Максимюк [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2221/ (дата обращения: 22.12.2024).



В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», а «обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».

Цели нормативно-правового обеспечения образования представлены на рисунке 1.

Образовательный процесс можно рассматривать как целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающую усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже федерального государственного образовательного стандарта. Образовательный процесс базируется на определенных принципах — показано на рисунке 2 и отвечает определенным признакам — показано на рисунке 3.

Рис. 1. Цели нормативно-правового обеспечения

Рис. 2. Принципы образовательного процесса

Рис. 3. Признаки образовательного процесса

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» структура системы образования представлена и Федеральными образовательными стандартами, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и многими другими аспектами — схематично показано на рисунке 4.

Рис. 4. Структура системы образования

Успех социально-экономических реформ во многом определяется уровнем образования граждан, степенью их готовности к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений [1] и участие в реализации инновационных проектах [6–10]. Практика развитых западных стран показывает, что социальную базу рыночных преобразований составляют сильные социальные слои, высокообразованные граждане, которым легче адаптироваться к новым условиям [2]. Образование и воспитание — это основа социума. Они обусловливают эффективность всех остальных, в том числе экономических элементов и факторов общественного прогресса [3]. Образование как целенаправленный процесс обогащения личности и групп людей фундаментальными и прикладными знаниями, соответствующими современному уровню развития, охватывает целую систему отношений, складывающихся между государством и личностью, между государством и образовательными учреждениями, между педагогами и обучающимися и др. [4]. Все эти отношения нуждаются в адекватном регулировании, которое осуществляется как правовыми нормами, так и нормами профессиональной педагогической этики. Правовое и нравственное регулирования образовательных отношений взаимодействуют между собой. Но приоритет следует отдать именно правовому регулированию, потому что все субъекты образования наделены соответствующими правами и обязанностями в данной сфере [5]. Эти права и обязанности должны быть реализованы, что достигается, в том числе, посредством совершенствование нормативно-правового регулирования сферы образования и образовательной деятельности.

При этом нельзя недооценивать того важного факта, что система образования способна к самоуправлению и саморазвитию. Главное, чтобы процессы самоорганизации системы образования не нарушали прав и интересов ее субъектов, осуществлялись в рамках определенных законом общих принципов и требований по организации образования.

Литература:

  1. Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 176 с.
  2. Борытко Н. М., Соловцов И. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 32 с.
  3. Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. М.: Издательство «ВЛАДОС», 2008. 156 с.
  4. Кузибецкий А. Н., Розка В. Ю., Николаева М. В.. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательном учреждении. М: Академия, 2013. 128 с.
  5. Пономарев Н. Л., Смирнов Б. Н.. Образовательные инновации: Государственная политика и управление: учеб. пособие. М.: Академия», 2010. 45 с.
  6. Ребезов М. Б., Зинина О. В., Ребезов Я. М., Мирошникова Е. П., Соловьева А. А. Разработка продуктов питания животного происхождения на основе биотехнологий // АПК России. 2016. Т. 23. № 2. С. 488–496.
  7. A Zinina O., Rebezov M. BIotechnological processing of collagen containing by-products of bovine animals // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 1. С. 1530–1534.
  8. Ребезов М. Б., Максимюк Н. Н. Применение прогрессивных технологий заготовки и приготовления кормов для качественной кормовой базы молочного скотоводства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12–6. С. 1082–1087.
  9. Зинина О. В., Ребезов М. Б., Мирошникова Е. П., Прохасько Л. С. Инновации в производстве продуктов животного происхождения // Известия КГТУ. 2016. № 42. С. 104–116.
  10. Зинина О. В., Кизатова М. Ж., Ребезов М. Б., Третьяк Л. Н., Набиева Ж. С. Инновационное планирование научных разработок в пищевой промышленности. Алматы, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательная деятельность, структура системы образования.
Задать вопрос