Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 06.03.2018

Статья просмотрена: 1265 раз

Библиографическое описание:

Токарев, Г. В. Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ / Г. В. Токарев, Е. А. Ханина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48603/ (дата обращения: 17.12.2024).



Автором рассматриваются особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дается определение нормативно-правовому акту, рассматривается несколько проектов, которые разработаны Министерством образования и науки РФ, направленных на обеспечение соблюдения и применения новых норм на практике, а также рассматривается Федеральный Закон «Об образовании в РФ».

Ключевые слова: управление, образовательная организация, правовое регулирование.

Понятие образования как единого целенаправленного процесса обучения и воспитания, которое является общественно значимым благом и осуществляется в интересах семьи, человека, государства и общества, а также общности получаемых ценностных установок, навыков, умений, знаний, опыта деятельности и компетенции определенной сложности и объема с целью творческого, духовно-нравственного, интеллектуального, физического и (либо) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных интересов и потребностей в статье 2 Закона № 273-ФЗ дано именно в русле статьи 2 Конституции РФ [2].

Также в русле определения права на образование как одной из конституционных ценностей указана в Законе № 273-ФЗ трактовка воспитания как деятельности, которая направлена на развитие личности, формирование условий для социализации и самоопределения обучающегося на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах семьи, человека, государства и общества, и обучения как целенаправленного процесса организации деятельности обучающихся по овладению умениями, знаниями, компетенцией и навыками, развитию способностей, приобретению опыта деятельности, приобретению опыта использования знаний в повседневной жизни и созданию у обучающихся мотивации к получению образования на протяжении жизни.

Система законодательства об образовании, понимаемая как общность подзаконных актов и законов, состоит из большого количества нормативных правовых актов, которые объединены в отдельную отрасль законодательства. Главная задача данной системы состоит в том, чтобы обеспечить законодательную основу для правового регулирования отношений, которые возникают в области образования.

Системообразующим законодательным актом в системе российского законодательства об образовании выступает ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон). Он выполняет интегрирующую функцию, т. е. объединяет в единую отрасль законодательства большое число нормативно-правовых актов, которые регулируют правоотношения в области образования. По этой причине его следует именовать базовым либо основополагающим законом. Данные законодательные акты, согласно с теорией законодательной техники, вводят «общие режимы и принципы правового регулирования, в дальнейшем получающие развитие в видовых законах». Другими словами, нормы базового закона как правило отражены в нормах прочих федеральных законов, которые имеют более узкий предмет регулирования, а также в нормативных правовых актах, которые издаются федеральными органами исполнительной власти.

Новый ФЗ «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, значительно отличается от старого. Помимо финансово-экономических и управленческих отношений, он регламентирует еще и содержание образования, т. е. обязанности и права участников образовательного процесса.

Также в новом Законе вводятся отчетливые определения понятий «воспитание», «обучение», «образование», «учебный план», «уровень образования», «квалификация» и так далее. Одним из главных изменений выступает замена термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».

Большое значение вопросам правового регулирования образования отводит Парламент РФ. В Совете Федерации и Государственной Думе работают специальные парламентские комитеты по науке и образованию, которые состоят из депутатов, имеющих профессиональную связь с образованием. Перед тем, как принять какой-нибудь закон, он тщательно обсуждается представителями общественности и специалистами.

Министерство образования и науки РФ с целью осуществления нового закона реализует несколько проектов, которые направлены на обеспечение соблюдения и применения новых норм на практике. К ним можно отнести: формирование справочно-экспертной онлайн-системы, повышение квалификации работников органов государственной власти в области образования, направление методические разъяснений по применению некоторых норм Федерального закона.

В России успешно реализуется и законодательно утвержден национальный проект «Образование», в рамках которого отражена образовательная политика государства. Этот проект рассматривает рост качества образования как основную государственную задачу, на решение которой народ направляет нужные силы государства и общества. Поэтому проект именуется национальным.

В рамках этого национального проекта проводятся всевозможные мероприятия: реализуется поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ; государственная поддержка научных исследований вузов, организаций среднего профессионального образования; внедрение инновационных образовательных программ; интернетизация российского образования.

Эти направления имеют тесную связь с преобразованием всей системы образования, они формируют целостную мозаику, главная цель которой — системный сдвиг в сфере образования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598.
  2. Матюшева Т. Н. Образование как общая ценность международного права // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14.
Основные термины (генерируются автоматически): область образования, образование, РФ, акт, министерство образования, наука РФ, национальный проект, норма, обеспечение соблюдения, правовое регулирование, российское законодательство.


Похожие статьи

Особенности правового регулирования образовательных отношений в РФ

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике

В данной статье рассматривается нормативно-правовое регулирование проектной и инновационной деятельности в образовании в Российской Федерации. Автор утверждает, что проектная и инновационная деятельность в образовании сегодня — это достаточно оптимал...

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Законодательное регулирование права на образование

В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...

Основные проблемы формирования правовых основ государственной политики в сфере образования Российской Федерации и мероприятия по их решению

В статье рассматривается законодательство, регулирующее государственную образовательную политику и сферу образования, в целом. Автором акцентируется внимание на отдельных проблемах законодательства в части регулирования государственной политики в сфе...

Отдельные проблемы административно-правового регулирования в сфере образования

Статья посвящена анализу проблем правового регулирования в сфере образования. Рассмотрена нормативно-правовая база регулирования в сфере образования. Основным средством повышения эффективности административно-правового регулирования являются юридичес...

Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Проблемы развития корпоративного законодательства в РФ

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования корпоративных отношений в Российской Федерации. Анализ развития корпоративного законодательства Российской Федерации указывает на недостаточный уровень корпоративного управления и необходимост...

Похожие статьи

Особенности правового регулирования образовательных отношений в РФ

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике

В данной статье рассматривается нормативно-правовое регулирование проектной и инновационной деятельности в образовании в Российской Федерации. Автор утверждает, что проектная и инновационная деятельность в образовании сегодня — это достаточно оптимал...

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Законодательное регулирование права на образование

В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...

Основные проблемы формирования правовых основ государственной политики в сфере образования Российской Федерации и мероприятия по их решению

В статье рассматривается законодательство, регулирующее государственную образовательную политику и сферу образования, в целом. Автором акцентируется внимание на отдельных проблемах законодательства в части регулирования государственной политики в сфе...

Отдельные проблемы административно-правового регулирования в сфере образования

Статья посвящена анализу проблем правового регулирования в сфере образования. Рассмотрена нормативно-правовая база регулирования в сфере образования. Основным средством повышения эффективности административно-правового регулирования являются юридичес...

Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Проблемы развития корпоративного законодательства в РФ

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования корпоративных отношений в Российской Федерации. Анализ развития корпоративного законодательства Российской Федерации указывает на недостаточный уровень корпоративного управления и необходимост...

Задать вопрос