Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 12.03.2018

Статья просмотрена: 7629 раз

Библиографическое описание:

Токарев, Г. В. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе / Г. В. Токарев, Е. А. Ханина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48604/ (дата обращения: 16.11.2024).



Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направленных на обеспечение соблюдения и применения новых норм на практике, а также рассматривает ФЗ «Об образовании в РФ».

Ключевые слова: управление, образовательная организация, правовое регулирование.

Согласно с частью 1 статьи 4 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [1] (далее — Закон № 273-ФЗ) отношения в области образования регулируются, преимущественно, Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, прочими федеральными законами, которые содержат нормы, регулирующие отношения в области образования.

Понятие образования как единого целенаправленного процесса обучения и воспитания, выступающего общественно значимым благом и осуществляемого в интересах семьи, человека, государства и общества, а также общности приобретаемых навыков, умений, знаний, ценностных установок, опыта компетенции и деятельности определенной сложности и объема с целью творческого, духовно-нравственного, интеллектуального, физического и (либо) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных интересов и потребностей в статье 2 Закона № 273-ФЗ дано как раз-таки в русле статьи 2 Конституции РФ [3].

Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, он принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативно-правовой акт представляет собой акт правотворчества, он принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

В нормативно-правовых актах есть нормы, которые учитывают интересы меньшинства и большинства в целом, координирующие их в зависимости от определенных социальных, экономических, международных и национальных отношений в какой-либо период.

Нормативно-правовыми актами выступают конституции, прочие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. По порядку принятия и юридической силе нормативно-правовые акты делятся на подзаконные акты и законы.

К законодательным актам РФ об образовании относятся Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ» и законы об образовании, которые принимаются субъектами РФ. Конституция РФ как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (статья 43) и прочие права, которые способствуют его реализации, а также согласно с принципом федерализма определяет региональный и федеральный уровни правового регулирования отношений, которые возникают в области образования. Законы, принимаемые на федеральном уровне, устанавливают общее направление развития и регулируют общие вопросы сферы образования, получающие последующее развитие в законодательных актах субъектов Федерации с целью учета особенности того либо другого региона. Следовательно, система законодательства об образовании имеет трехзвенную структуру.

Системообразующим законодательным актом в системе российского законодательства об образовании выступает ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон). Он выполняет интегрирующую функцию, т. е. объединяет в общую отрасль законодательства все разнообразие нормативно-правовых актов, которые регулируют правоотношения в области образования. По этой причине его следует назвать базовым либо основополагающим законом. Данные законодательные акты, согласно с теорией законодательной техники, вводят «общие режимы и принципы правового регулирования, получающие в дальнейшем развитие в видовых законах». Иными словами, нормы базового закона как правило отражены в нормах прочих федеральных законов, которые имеют более узкий предмет регулирования, а также в нормативных правовых актах, которые издаются федеральными органами исполнительной власти.

Новый ФЗ «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, значительно отличается от предыдущего. Помимо финансово-экономических и управленческих отношений, он регламентирует еще и содержание образования, т. е. обязанности и права участников образовательного процесса.

Также в новом Законе вводятся отчетливые определения понятий «учебный план», «уровень образования», «воспитание», «обучение», «образование», «квалификация» и так далее. Одним из главных изменений выступает смена термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».

Согласно с новым законом структура образования в РФ состоит из общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения.

Общее образование состоит из:

‒ дошкольного образования;

‒ начального общего образования;

‒ основного общего образования;

‒ среднего общего образования.

Что касается системы профессионального образования, то она состоит из 4 уровней:

  1. среднего профессионального образования;
  2. высшего образования — бакалавриата;
  3. высшего образования — специалитета, магистратуры;
  4. высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование в ФЗ «Об образовании в РФ» базируется на концепции образования в течение всей жизни и состоит из 3 элементов:

  1. дополнительного образования детей;
  2. дополнительного образования взрослых;
  3. дополнительного профессионального образования.

Огромную роль вопросам правового регулирования образования отводит Парламент РФ. В Совете Федерации и Государственной Думе работают специальные парламентские комитеты по образованию и науке, которые состоят из депутатов, имеющих профессиональную связь с образованием. Перед тем, как принять определенный закон, его тщательно обсуждают специалисты и представители общественности.

Министерство образования и науки РФ с целью осуществления нового закона реализует несколько проектов, которые направлены на обеспечение соблюдения и использования новых норм на практике. К ним следует отнести: формирование справочно-экспертной онлайн-системы, повышение квалификации работников органов государственной власти в области образования, направление методических разъяснений по использованию определенных норм Федерального закона.

В России успешно реализуется и законодательно утвержден национальный проект «Образование», в пределах которого выражается образовательная политика государства. Этот проект рассматривает увеличение качества образования как основную государственную задачу, на решение которой народ направляет нужные силы государства и общества. По этой причине проект именуется национальным.

В пределах этого национального проекта проводятся разные мероприятия: осуществляется поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ; государственная поддержка научных исследований вузов, внедрение инновационных образовательных программ; организаций среднего профессионального образования; интернетизация российского образования.

Эти направления имеют тесную связь с преобразованием всей системы образования, они формируют целостную мозаику, главное назначение которой — это системный сдвиг в области образования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598.
  2. Матюшева Т. Н. Образование как общая ценность международного права // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14.
  3. Толстик В. А., Дворников Н. Л., Каргин К. В. Системное толкование норм права. М.: Юриспруденция, 2010. с.136
  4. Ф. Гафиуллина. Эффективность деятельности системы образования.// Социально-экономические вопросы развития региона. — 2009.- № 1. — с.44–48.
  5. Козырин А. н. Современные контуры образовательного права // Закон, — 2012. — № 4.
  6. Шкатулла В. И. Образовательное право: учеб. для вузов, — М.: НОРМА, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, область образования, образование, конституция РФ, профессиональное образование, акт, высшее образование, норма, нормативно-правовой акт, общее образование.


Похожие статьи

Особенности правового регулирования образовательных отношений в РФ

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ

Автором рассматриваются особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дается определение нормативно-правовому акту, рассматривается несколько проектов, которые разработаны Министерством образования и науки Р...

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике

В данной статье рассматривается нормативно-правовое регулирование проектной и инновационной деятельности в образовании в Российской Федерации. Автор утверждает, что проектная и инновационная деятельность в образовании сегодня — это достаточно оптимал...

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Отдельные проблемы административно-правового регулирования в сфере образования

Статья посвящена анализу проблем правового регулирования в сфере образования. Рассмотрена нормативно-правовая база регулирования в сфере образования. Основным средством повышения эффективности административно-правового регулирования являются юридичес...

Основные проблемы формирования правовых основ государственной политики в сфере образования Российской Федерации и мероприятия по их решению

В статье рассматривается законодательство, регулирующее государственную образовательную политику и сферу образования, в целом. Автором акцентируется внимание на отдельных проблемах законодательства в части регулирования государственной политики в сфе...

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Похожие статьи

Особенности правового регулирования образовательных отношений в РФ

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ

Автором рассматриваются особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дается определение нормативно-правовому акту, рассматривается несколько проектов, которые разработаны Министерством образования и науки Р...

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике

В данной статье рассматривается нормативно-правовое регулирование проектной и инновационной деятельности в образовании в Российской Федерации. Автор утверждает, что проектная и инновационная деятельность в образовании сегодня — это достаточно оптимал...

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Отдельные проблемы административно-правового регулирования в сфере образования

Статья посвящена анализу проблем правового регулирования в сфере образования. Рассмотрена нормативно-правовая база регулирования в сфере образования. Основным средством повышения эффективности административно-правового регулирования являются юридичес...

Основные проблемы формирования правовых основ государственной политики в сфере образования Российской Федерации и мероприятия по их решению

В статье рассматривается законодательство, регулирующее государственную образовательную политику и сферу образования, в целом. Автором акцентируется внимание на отдельных проблемах законодательства в части регулирования государственной политики в сфе...

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Задать вопрос