Престиж образования в нашей стране с каждым годом неуклонно возрастает. Большинство работодателей предпочитают видеть на рабочих местах квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование. Однако реальное получение качественного образования на сегодняшний день — дело, можно сказать, весьма проблематичное и касается практически всех ступеней образования: от дошкольного до высшего профессионального. Изобилие образовательных учреждений и организаций, многообразие реализуемых ими образовательных программ, а также существующие пробелы в законодательстве, зачастую ставят потребителя образовательных услуг перед трудным выбором.
Н. А. Жабин и Т. О. Шилюк отмечают, что внимание государства и общества к проблеме развития образования в Российской Федерации не ослабевает по сей день. И причин этому довольно много. Так, например, ежегодно увеличивается число обучающихся по программам детского дополнительного внешкольного, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, постоянно совершенствуются образовательные программы, стремительно развивается законодательная база в данной сфере. Кроме того, уровень и качество образования является одним из ключевых показателей развития общества и государства в целом. При этом совершенствование системы образования на каждом уровне положительно влияет на общее состояние жизни, что проявляется в снижении преступности, оздоровлении нации, в том числе граждан подросткового возраста, и повышении социально-экономического престижа страны [1, с. 698].
Несмотря на значительный интерес ученых к исследованию правовой природы как образования в целом, так и конкретных образовательных услуг в частности, актуальность дальнейших разработок в данной области сохраняется. Это обусловлено тем, что в современном российском обществе достаточно остро стоят вопросы реальной защиты права на образование, провозглашенного в части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации [2], в которой признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека [3] (ст. 26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13) [4].
Основополагающим нормативным актом, регулирующим образовательную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5] (далее — Закон № 273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ.
Согласно части 1 статьи 4 Закона № 273-ФЗ отношения в сфере образования регулируются, прежде всего, Конституцией РФ, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Т. Н. Матюшева справедливо отмечает, что понятие образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов в статье 2 Закона № 273-ФЗ дано именно в русле ст. 2 Конституции РФ [6, с. 48].
В статье 21 Закона № 273-ФЗ закреплено, что образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
В пункте 2 статьи 21 Закона № 273-ФЗ указано, что на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
Современными учеными отмечено, что название статьи 21 Закона № 273-ФЗ «Образовательная деятельность» не совсем точно отражает ее содержание. При этом исходя из названия главы 3 «Лица, осуществляющие образовательную деятельность (в структуру которой включена статья 21) данная глава направлена на установление правовых норм, регламентирующих вопросы, непосредственно связанные с одной из категорий участников образовательных отношений — лицами, осуществляющими образовательную деятельность. В связи с этим, несмотря на название «образовательная деятельность», положения статьи 21 Закона № 273-ФЗ устанавливают общие положения относительно лиц, которые в соответствии с нормами вышеуказанного закона имеют право осуществлять образовательную деятельность [7].
Возвращаясь к вопросу нормативно паровое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе, перечислим нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность. В пункте 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» [8] закреплено, что осуществление образовательной деятельности требует получения лицензии. В Постановлении Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 27.11.2014) «О лицензировании образовательной деятельности» установлен порядок лицензирования образовательной деятельности [9].
Согласно части 1 статьи 22 Закона № 273-ФЗ образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Данные организационно-правовые формы предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации [10] и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [11]. Духовные образовательные организации создаются в порядке, определенном Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [12].
Порядок привлечения к административной ответственности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [13] и следует из того, что поскольку организации, осуществляющие обучение, — это юридические лица, которые на основании лицензии ведут образовательную деятельность в качестве дополнительной (ч. 19 ст. 2 Закона об образовании) и могут быть коммерческими либо некоммерческими, а основная цель коммерческих организаций — извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ), в связи с чем образовательную деятельность коммерческих организаций следует считать предпринимательской и ее осуществление без лицензии может повлечь административную ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Государственная аккредитация образовательной деятельности регулируется статьей 92 Закона № 273-ФЗ; Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039) (далее — Положение) [14]; Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности [15]; Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности (утв. Приказом Минобрнауки России от 29.10.2014 № 1398; далее — Регламент аккредитационных органов субъектов РФ) [16]; Приказом Минобрнауки России от 18.03.2014 № 193 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации)» [17].
Из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации [18] следует, что налогоплательщик вправе заявить налоговый вычет по расходам на образование, если оно осуществлялось в образовательных учреждениях (учебных заведениях). При этом условием получения вычета является наличие у образовательного учреждения лицензии или иного документа, подтверждающего его статус (абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).
В Налоговом кодексе РФ не закреплено, что следует понимать под образовательным учреждением или учебным заведением. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ в случае отсутствия в Налоговом кодексе РФ понятия (термина) следует руководствоваться отраслевым законодательством. Правоотношения в сфере образования регулируются Законом № 273-ФЗ. Однако и в нем такие понятия, как «образовательное учреждение» и «учебное заведение», не используются.
Относительно нормативно-правового регулирования педагогической деятельности, следует отметить, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз (определенный уровень и профиль образования), который определяется в порядке, установленном законодательством РФ об образовании (часть 1 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации [19]). Согласно части 1 статьи 46 Законом № 273-ФЗ педагогической деятельностью вправе заниматься лица, которые имеют соответствующее образование (среднее профессиональное или высшее) и отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В частности, требования к квалификации работников образования, а именно к уровню их профессиональной подготовки, который удостоверяется документами об образовании, и к стажу работы, содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [20] (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н; далее — ЕКС). Это следует из абз. 1, 4 п. 4 разд. I «Общие положения» ЕКС.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности на современном этапе, следует отметить, что, несмотря на то, что Закону
№ 273-ФЗ около трех лет, однако остаются и образуются новые недостатки образовательного законодательства, что обусловливает его невысокую эффективность, способствуют возникновению и существованию ряда отрицательных тенденций в развитии образования.
Нормативно — паровое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе с учетом возникших современных проблем по обязательствам по оказанию образовательных услуг, безусловно, требует дальнейшего научного анализа и законодательного закрепления.
Правильное определение понятий «образовательная деятельность», «образовательное учреждение», «учебное заведение», а также правильное разрешение всех вопросов, связанных с обязательствами по оказанию образовательных услуг, является одной из предпосылок успешного выполнения стоящих перед государством задач по организации качественного и доступного для всех граждан образования.
Литература:
- Шилюк Т. О., Жабин Н. А. Право на образование и его защита // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 6. С. 698.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998
- Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
- Матюшева Т. Н. Конституционные основы конкретизации статуса педагогического работника в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» // Современное право. 2015. № 4. С. 47–52.
- Ласкина Н. В., Новикова Н. А., Лежнева Н. С., Тимофеева Н. Ю., Слесарев С. А., Вахрушева Ю. Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 19. Ст. 2716.
- Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 27.11.2014) «О лицензировании образовательной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 44. Ст. 5764.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.
- Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 (ред. от 26.12.2014) «О государственной аккредитации образовательной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 47. Ст. 6118.
- Приказ Минобрнауки России от 16.09.2014 № 1227 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности» // Российская газета. 2014. № 297, от 29 декабря.
- Приказ Минобрнауки России от 29.10.2014 № 1398 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2015
- Приказ Минобрнауки России от 18.03.2014 № 193 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации)» // Российская газета, № 112, 21.05.2014
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Российская газета, № 237, 20.10.2010.