Правовое регулирование отношений в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 31.05.2022

Статья просмотрена: 4263 раза

Библиографическое описание:

Селедцов, В. А. Правовое регулирование отношений в сфере образования / В. А. Селедцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92414/ (дата обращения: 19.12.2024).



Последние несколько лет в нашей стране, упорно идет формирование построение правового государства. Формирование правовой среды внутри образовательной системы, является одной из важнейших задач государства.

Ключевые слова: сфера образования, правовое регулирование, образовательная организация, образовательный процесс.

Сфера образования, является одной из самых важных и развивающихся в нашей стране. Главная цель образования, это передача знаний детям, их воспитание и развитие. Грамотную политику в сфере образования и ее развитие, можно считать инвестициями в будущие.

Сфера образования, как и любая другая общественная сфера, имеет свою правовую составляющую. Вопросы правового регулирования в сфере образования регулирует закон «Об образовании в Российской Федерации». Предметом регулирования данного Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование. [2]

Для формирования механизма правового регулирования в сфере образования, необходимо четко определять, чем являются общественные отношения, с какими правовыми сферами они взаимодействуют и каким образом политика государства в сфере образования, влияет на это самое образование.

Под правовым регулированием можно подразумевать деятельность государства, государственных органов и уполномоченных организаций по регулированию общественных и социальных отношений путем разработки и установления необходимых правовых норм.

Правовое регулирование — это сложный и многогранный процесс, часть системы социального регулирования, которая взаимодействует со всеми сферами жизни общества, цель которого регулирование и защита интересов разных сторон социальных отношений.

Предметом регулирования правовых отношений в сфере образования, выступают общественные отношения, которые появляются в сфере образования в связи с реализацией права на образование, создание условий для реализации права на образование, а также обеспечение и регулирование вопросов развития и стабильного функционирования образовательной системы. Правовые отношение в сфере образование тесно связаны с правовыми отношениями других сфер общества. Сфера образования так же взаимодействует с отношениями в политической, социальной, экономической и духовной сфере.

Помимо сферы правового регулирования, существует еще одно понятие, которое играет важную роль — это пределы правового регулирования. Они устанавливают и регулируют границы, в рамках которых происходит правовое регулирование отношений.

Пределы правового регулирования зависят, прежде всего, от предмета правового регулирования. Общественные отношения, не подвергающиеся внешнему контролю, не могут регулироваться правом. Пределы бывают 2 видов:

  1. Объективные — определяются самими общественными отношениями, зависят от тех факторов, которые делают невозможным воздействие на предмет права;
  2. Субъективные — определяются самим законодателем, а именно его волей и желанием.

Важную роль при установке границ правового регулирования играет субъект. В качестве субъекта может выступать: государство, общественные организации, образовательные учреждения и т. п.

Правоотношениями принято называть разновидность общественных отношений в сфере права, регулируемые нормами права. Правоотношения представляют собой юридическую связь между субъектами, возникающую на основе права.

В Российской Федерации систему правового регулирования отношений в сфере образования составляет централизованное и децентрализованное регулирование.

Под термином «централизованное регулирование» понимается регулирование, осуществляемое органами государственной и муниципальной власти посредством принятия нормативных актов и применения нормативных актов судами в случае возникновения спора между субъектами образовательных правоотношений. [3]

Нормативно правовые акты, входящие в систему правового регулирования образовательных отношений, можно разделить по нескольким критериям:

  1. нормативные правовые акты, в которых закреплено право граждан на образование;
  2. нормативные правовые акты, регулирующие вопросы по реализации права на образование и оказанию образовательных услуг, регулируют принцип работы образовательной системы;
  3. нормативные правовые акты, которые регулирую финансовую часть и занимаются вопросами обеспечения, а также регулируют вопросы кредитования.

Право на образование входит в международные стандарты прав человека, что закреплено в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ч. 1 ст. 13 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах», ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах. Конституция РФ закрепила право каждого на образование в ст. 43.

Конституция РФ относит вопросы образования и воспитания к деятельности как Российской Федерации, так и ее субъектов. Данная норма позволяет регулировать вопросы правового регулирования образовательной деятельности, как на государственном, так и на местном уровне. На федеральном уровне принимаются федеральные законы, задается курс и направления развития образования, трактуются и разъясняются общие вопросы сферы образования, которые получат дальнейшие развитие в виде нормативных актов субъектов РФ, что позволяет принимать во внимание региональные и этнические особенности различных регионов. [2]

Нормативно-правовые акты включают в себя нормы и учитывают интересы субъектов правовых отношений и координируют их в зависимости от сложившейся политической, экономической и социальной ситуации.

Нормативно-правовой акт занимает лидирующую позицию среди источников права. В нем закреплены установленные правила и нормы поведения, охраняемые и поддерживаемые государством.

Согласно ст. 30 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным направлениям деятельности образовательной организации, ее осуществления и т. п. Так же в сферу деятельности образовательной организации входит решение вопросов по организации приему учеников, определение и составление режима занятий учеников, его форма и периодичность. Другой компетенцией образовательной организации, является контроль успеваемость, промежуточная аттестация, решение вопросов перевода, отчисления и восстановления обучающихся.

Система законодательных актов об образовании в Российской Федерации включают в себя Конституцию РФ, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и законы об образовании, принимаемые субъектами Российской Федерации. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и в ней закреплено право на образование (ст. 43) и ряд других прав, способствующих его реализации, а также в соответствии с принципом федерализма устанавливает федеральный и региональный уровни правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования. Законы федерального уровня включают в себя общее направление развития и регулируют вопросы сферы образования, которые получают дальнейшее развитие в законодательных актах субъектов Федерации с учетом положения и особенностей того или иного региона. [3]

Федеральный Закон «Об образовании в РФ», вступил силу 1 сентября 2013. Данный закон регулирует управленческие и финансово экономические отношения в сфере образования, а также определят сущность и содержание образовательного процесса, а также права и обязанности участников образовательного процесса.

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» структура образования в РФ состоит из общего образования, профессионального образование, дополнительного образование и профессионального обучения.

Отличительной особенностью правовых отношений в сфере образования, является наличие у обоих сторон одновременно полномочий и обязательств. Образование играет огромную роль в развитии общества, как социального института, влияет на развитие государства, способствует созданию новых рабочих кадров, сохраняет культурное наследие и позволяет развиваться, как отдельному человеку, так и человечеству в целом. Для эффективного и стабильного развития и функционирования образования, оно должно быть упорядоченно и регламентировано. От эффективности и продуманности законов, регулирующих образовательную систему, зависит эффективность и качество уровня образования в стране.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (в редакции от 31 декабря 2014 года) // СЗ РФ. 31 декабря 2012 года. № 53 (часть первая). Ст. 7598.
  2. Матюшева Т. Н. Образование как общая ценность международного права // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14.
  3. Толстик В. А., Дворников Н. Л., Каргин К. В. Системное толкование норм права. М.: Юриспруденция, 2010. с.136.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера образования, правовое регулирование, образование, Российская Федерация, образовательная организация, отношение, конституция РФ, образовательная система, РФ, образовательный процесс.


Похожие статьи

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Цели и задачи совершенствования системы образования в России в условиях современного общества

Преобразования в обществе и системе образования находятся в тесном взаимодействии. Система образования должна шагать в ногу со временем, объединяя новые информационные и коммуникационные технологии. Решение поставленных перед системой образования общ...

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике

В данной статье рассматривается нормативно-правовое регулирование проектной и инновационной деятельности в образовании в Российской Федерации. Автор утверждает, что проектная и инновационная деятельность в образовании сегодня — это достаточно оптимал...

Значение периметра безопасности в профессиональной деятельности бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности

В современном информационном обществе существующая образовательная среда современных вузов претерпевает серьезную модернизацию: она становится более открытой, гибкой, дифференцированной, усложняются организационно-технологические и межкультурные связ...

Проблемы и перспективы развития интеллектуального права на информационные технологии в Российской Федерации

На современном этапе общественного развития информационные технологии играют значительную роль как в Российской Федерации, так и в западных странах, важным аспектом является защита интеллектуального права на информационные технологии. В Российской Фе...

Внедрение и интеграция новых технологий инклюзивного образования в систему дошкольного и начального образования Республики Узбекистан

В настоящее время проблема инклюзивного образования является наиболее актуальной в системе образовательного процесса всех структур образования. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями является сложным процессом, который имеет свою с...

Вопрос ценностного самоопределения ребенка в контексте современной системы образования

Воспитание является неотъемлемой частью современной системы образования. Одна из главных задач воспитания — ориентирование ребенка в системе ценностей. Решающее значение в процессе ценностного самоопределения ребенка должно отводиться педагогическому...

Управление качеством в российской образовательной системе

В настоящее время вопрос управления качеством в российской образовательной системе остается одним из актуальных и сложных. Несмотря на ряд положительных изменений, все еще существуют проблемы, которые нужно решать для достижения высокого уровня качес...

Основные проблемы формирования правовых основ государственной политики в сфере образования Российской Федерации и мероприятия по их решению

В статье рассматривается законодательство, регулирующее государственную образовательную политику и сферу образования, в целом. Автором акцентируется внимание на отдельных проблемах законодательства в части регулирования государственной политики в сфе...

Похожие статьи

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Цели и задачи совершенствования системы образования в России в условиях современного общества

Преобразования в обществе и системе образования находятся в тесном взаимодействии. Система образования должна шагать в ногу со временем, объединяя новые информационные и коммуникационные технологии. Решение поставленных перед системой образования общ...

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике

В данной статье рассматривается нормативно-правовое регулирование проектной и инновационной деятельности в образовании в Российской Федерации. Автор утверждает, что проектная и инновационная деятельность в образовании сегодня — это достаточно оптимал...

Значение периметра безопасности в профессиональной деятельности бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности

В современном информационном обществе существующая образовательная среда современных вузов претерпевает серьезную модернизацию: она становится более открытой, гибкой, дифференцированной, усложняются организационно-технологические и межкультурные связ...

Проблемы и перспективы развития интеллектуального права на информационные технологии в Российской Федерации

На современном этапе общественного развития информационные технологии играют значительную роль как в Российской Федерации, так и в западных странах, важным аспектом является защита интеллектуального права на информационные технологии. В Российской Фе...

Внедрение и интеграция новых технологий инклюзивного образования в систему дошкольного и начального образования Республики Узбекистан

В настоящее время проблема инклюзивного образования является наиболее актуальной в системе образовательного процесса всех структур образования. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями является сложным процессом, который имеет свою с...

Вопрос ценностного самоопределения ребенка в контексте современной системы образования

Воспитание является неотъемлемой частью современной системы образования. Одна из главных задач воспитания — ориентирование ребенка в системе ценностей. Решающее значение в процессе ценностного самоопределения ребенка должно отводиться педагогическому...

Управление качеством в российской образовательной системе

В настоящее время вопрос управления качеством в российской образовательной системе остается одним из актуальных и сложных. Несмотря на ряд положительных изменений, все еще существуют проблемы, которые нужно решать для достижения высокого уровня качес...

Основные проблемы формирования правовых основ государственной политики в сфере образования Российской Федерации и мероприятия по их решению

В статье рассматривается законодательство, регулирующее государственную образовательную политику и сферу образования, в целом. Автором акцентируется внимание на отдельных проблемах законодательства в части регулирования государственной политики в сфе...

Задать вопрос