Особенности муниципального управления образованием и его нормативно-правовое регулирование
Автор: Коротина Кристина Сергеевна
Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (11) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 07.11.2017
Статья просмотрена: 5970 раз
Библиографическое описание:
Коротина, К. С. Особенности муниципального управления образованием и его нормативно-правовое регулирование / К. С. Коротина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 4 (11). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/73/2796/ (дата обращения: 21.11.2024).
Ключевые слова: муниципальное управление образованием, нормативно-правовое регулирование, ФГОС
Вместе с возрождением и становлением местного самоуправления в Российской Федерации появляется и формируется муниципальное управление как специфический вид управленческой деятельности.
В период с 1990 по 2017 гг. усложнилась образовательная система муниципального района. Сочетание различных типов и видов образовательных учреждений, разнообразных учебных планов, программ, учебников, технологий образования, вот что теперь является главной чертой. С одной стороны, управление стало теперь многограннее, есть возможность проявить творческую инициативу, осуществлять поиск собственных путей и средств совершенствования управленческой деятельности, но с другой — это значительно усложняет управление.
Мы не первые, что обращается к вопросу о муниципальном управлении, такие ученые как, В. Ю. Кривичевский, Г. И. Герасимов, Н. С. Речкин, К. М. Ушаков, А. П. Владимирова и др. исследовали особенности муниципального управления.
Есть много трактовок и объяснений, что же такое муниципальное образование, так например, в узком смысле слова — это «система муниципальных образований». В широком смысле слова, муниципальное образование — это «совокупность всех образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории данного муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальным органом управления образованием с целью развития образовательного комплекса муниципального образования в интересах его населения». [4;35]
Мы в своей работе придерживаемся мнения, что муниципальное управление образованием, это организованный, целенаправленный процесс, обеспечивающий высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающий потребностям всех слоев и групп населения, превращающий образование в развивающую и развивающуюся систему.
В нашей стране управление системой образования происходит на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Первые два уровня мы в своей работе не затрагиваем.
Управление системой образования на муниципальном уровне осуществляют органы местного самоуправления, например, управления, отделы.
Цели развития образовательной среды на муниципальном уровне:
1) создание образовательных сетей, которые будут повышать качество общего образования в муниципальном районе. Образовательные сети, которые будут объединять учреждения различных типов, уровней образования;
2) координация деятельности отличных друг от друга ведомств, субъектов муниципальной образовательной сети;
3) решение актуальных социальных проблем, например, безнадзорность, правонарушения среди подростков, наркомания и др.;
4) изучение социального заказа на образование, как следствие повышение качества образования.
Для эффективного управления образованием на муниципальном уровне необходимо выполнить ряд функций:
1) организационно-исполнительская;
2) информационно-аналитическая;
3) планово-прогностическая;
4) мотивационно-целевая;
5) контрольно-диагностическая;
6) регулятивно-коррекционная.
В общеобразовательных учреждениях, а именно в школах, осуществляется образовательная политика, а муниципальная образовательная система стоит к ней ближе всех. Значит, это одна из особенностей муниципального управления образованием. Следует отметить, что на данном уровне принимаются и выполняются важные управленческие решения об организации образовательного процесса.
Перечень административных решений, которые относятся к муниципальному уровню управления образованием:
‒ регламентация деятельности работников управления;
‒ создание сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
‒ создание и утверждение модели деятельности управления образовательным процессом в сфере общего образования;
‒ организация управления качеством образования.
В нашей стране принята двухуровневая система местного самоуправления. Значит, к муниципальным образованиям относят сельские и городские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения. Органам местного самоуправления были переданы государственные полномочия в области общего образования, которые реализуются в городских округах и муниципальных районах. Действующим законодательством предусмотрена возможность взаимного делегирования органами власти государственных и местных полномочий.
В настоящее время, основные полномочия в области образования распределены таким образом, что на долю Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием приходится 28 основных полномочий, на долю субъектов РФ — 19 полномочий и только 6 полномочий отнесены к ведению муниципального уровня управления.
Но, не смотря на вверенную муниципалитетам систему управления, они так и не смогли выстроить переданную им систему дошкольного образования, что в наше время приводит к острому кризису в сфере образования. Согласно новому ФГОС, большой акцент делается на творческий потенциал, гармонично развивающуюся личность ребенка, но это невозможно, пока не восстановлена система дополнительного образования детей, ведь с ней связаны огромные надежды современной модернизации системы образования. Появились новые проблемы, не решены старые, вот что мы получили от современного этапа модернизации.
Отсутствие целостности развития всего общего образования, вот результат не сформированности единой системы управления развитием образования в нашей стране.
Таким образом, управление муниципальной системой образования реализуется в специфических условиях ломки, то есть перехода от одних форм организации и жизнедеятельности образовательных учреждений к другим, что вытекает из сущности нового социально- экономического строя. Это и стало одной из главных особенностей управления на муниципальном уровне.
Вся деятельность в сфере муниципального управления прописана в законах нашей страны: основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена Конституцией РФ, Законом РФ от 10 июля 1992г. № 3266–1 «Об образовании»; иными «профильными» федеральными законами, «непрофильными» законами, подзаконными нормативными правовыми актами.
В Конституции РФ, статья 43 — прописано право каждого на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Систему общественных отношений, которые появляются в образовании, регулирует Закон РФ «Об образовании». В Законе РФ «Об образовании» регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.
Помимо Закона РФ «Об образовании», в системе российского законодательства, существуют и другие законодательные акты, которые регулируют отношения между участниками образовательного процесса. Законы, которые содержат правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования, то есть «непрофильные» законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования. К таким документам относят Указы Президента РФ, подзаконными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере образования.
Считаем, что многочисленные нормативные правовые акты можно условно объединить в 2 группы:
1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ;
2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе:
а) «профильные», то есть принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования;
б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования.
Новым инструментом управления в сфере образования нашей страны явилась серия договоров между Министерством образования и субъектами федерации.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р (в ред. от 8 августа 2009 г. № 1120-р)
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
- Беляева В. А., Петренко А. А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования. — М., 2005г.
- С. Ю. Кричевский, М. И. Плотницкий и др. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учеб.пособие. –Современная школа, 2006г.
- Речкин Д. Н. Российская модель управления: социокультурные факторы формирования и специфика. Монография. — Волгодонск: ВПО, 2009. — 176 с.
- Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266–1 (ред. от 28.02.2012)
- Федеральные государственные образовательные стандарты от 01.03.2012.
Похожие статьи
Особенности учебно-методического обеспечения в колледже
Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.
Законодательное регулирование права на образование
В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...
Функционирование системы внутреннего контроля на примере бюджетных организаций
Рассмотрены основные критерии и методическое обеспечение для функционирования системы внутреннего контроля в бюджетных организациях.
Особенности реализации контрольных полномочий в сфере земельных отношений органами местного самоуправления (на примере городского округа Красногорск Московской области)
В статье рассматриваются особенности реализации полномочий муниципального земельного контроля на примере органов местного самоуправления городского округа Красногорск Московской области. Представлены нормативно-правовые основы деятельности муниципаль...
Отдельные проблемы административно-правового регулирования в сфере образования
Статья посвящена анализу проблем правового регулирования в сфере образования. Рассмотрена нормативно-правовая база регулирования в сфере образования. Основным средством повышения эффективности административно-правового регулирования являются юридичес...
Актуальные проблемы правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации и перспективы их преодоления
В статье рассматриваются ключевые спорные моменты правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации, а также перспективные направления их преодоления.
Похожие статьи
Особенности учебно-методического обеспечения в колледже
Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.
Законодательное регулирование права на образование
В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...
Функционирование системы внутреннего контроля на примере бюджетных организаций
Рассмотрены основные критерии и методическое обеспечение для функционирования системы внутреннего контроля в бюджетных организациях.
Особенности реализации контрольных полномочий в сфере земельных отношений органами местного самоуправления (на примере городского округа Красногорск Московской области)
В статье рассматриваются особенности реализации полномочий муниципального земельного контроля на примере органов местного самоуправления городского округа Красногорск Московской области. Представлены нормативно-правовые основы деятельности муниципаль...
Отдельные проблемы административно-правового регулирования в сфере образования
Статья посвящена анализу проблем правового регулирования в сфере образования. Рассмотрена нормативно-правовая база регулирования в сфере образования. Основным средством повышения эффективности административно-правового регулирования являются юридичес...
Актуальные проблемы правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации и перспективы их преодоления
В статье рассматриваются ключевые спорные моменты правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации, а также перспективные направления их преодоления.