Обратимся к раскрытию понятия образование. Итак — образование является отраслью социальной сферы и одной из приоритетных отраслей экономики, занимающей особое место в системе общественного производства. Необходимо отметить, что достаточно объемная часть ресурсов общества так или иначе задействована в образовании и его материальном обеспечении. Многие отрасли экономики государства являются не только обеспечителями, но и потребителями продуктов образования. Без преувеличения можно заявлять о том, что образование на сегодняшний день является важнейшим фактором, позволяющим обеспечивать развитие общества.
В данной работе образование рассматривается в первую очередь как отрасль социальной сферы и в этом смысле представляет собой систему образовательных учреждений и организаций, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных кадров.
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования [1]:
1) Дошкольное образование;
2) Начальное общее образование;
3) Основное общее образование;
4) Среднее общее образование.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) Среднее профессиональное образование;
2) Высшее образование — бакалавриат;
3) Высшее образование — специалитет, магистратура;
4) Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (аспиранты, докторанты).
Так как сфера образования представляет собой совокупность взаимодействующих между собой и с другими субъектов, существует государственное регулирование образования, осуществляющееся через определенные механизмы и процедуры. Объектом государственного регулирования выступает не только вся отрасль образования целиком, но и учебное заведение как тип организации. Субъектом в таком регулировании выступает государство в лице законодателя и государственных органов управления.
Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Таким образом можно констатировать, что управление образованием в РФ осуществляется на трех уровнях и муниципальное управление относится к третьему, самому низшему уровню. К нему относятся районные и городские органы управления образованием.
В ведении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования находятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;
2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;
3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций;
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;
7) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
8) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Следовательно, управление образованием является деятельность органов государственной власти и негосударственных организаций, направленную на повышение эффективности функционирования образовательной системы и в целом образования, как социального института.
Финансирование системы образования на уровне муниципалитетов осуществляется через использование таких бюджетных инструментов, как муниципальный заказ и муниципальное задание.
Муниципальный заказ предполагает проведение конкурса на предоставление услуг определенного вида и объема, по результатам которого учреждению-победителю выделяются средства.
Муниципальное задание представляет собой комплексный план, который определяет:
– обязательства муниципалитета по предоставлению населению образовательных услуг за счет средств бюджета;
– объем финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий;
– условия и порядок оказания образовательных услуг, а также требования к эффективной деятельности образовательного учреждения.
Оценка эффективности муниципального управления в сфере образования осуществляется в соответствии с показателями, изложенными в Перечне, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 1317 [2], положения которого рассмотрены в параграфе 1.2 данной работы. Для оценки управления в области системы образования используются показатели I-ой группы (экономическое развитие), II-й группы (дошкольное образование), III-й группы (общее и дополнительное образование). Изобразим схему этих показателей на рисунке 1.
Рис. 1. Система показателей эффективности в области муниципального управления образованием
Управление образованием на муниципальном уровне осуществляется благодаря работе органов местного самоуправления — это могут быть, к примеру, отделы городской администрации. Цели, которые ставят перед собой такие отделы, могут быть разными (с поправкой на территориальный фактор). Однако можно выделить основные, которые присущи муниципальному уровню управления образованием в общем и касаются развития образовательной среды [3]:
- Создание образовательных сетей, включающих в себя учреждения различных типов и уровней образования и повышающих качество общего образования в муниципальном районе.
- Координация деятельности ведомств и субъектов муниципальной образовательной сети.
- Решение социальных проблем, актуальных на данной территории — к примеру, контроль над безнадзорностью, наркоманией, правонарушениями в среде несовершеннолетних и охрана их прав.
- Изучение социального заказа на образование, и, впоследствии — повышение качества образования.
Для того, чтобы существующая образовательная система обладала эффективностью, управление образованием на муниципальном уровне должно выполнять ряд важных функций, среди которых можно выделить информационно-аналитическую, планово-прогностическую, огранизационно-исполнительскую, мотивационно-целевую, контрольно-диагностическую.
Как показывает анализ системы управления образованием, существующей в Российской Федерации, муниципальный уровень является наиболее функционально нагруженным, именно здесь осуществляется непосредственная работа с субъектами управления и населением напрямую. Именно поэтому эффективная работа системы управления образованием муниципальной территории может обеспечить высокую эффективность системы услуг в образовании и удовлетворить потребности всех слоев и групп населения, проживающих на территории муниципального образования.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. - №273 ФЗ»
- Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607…»
- Волхонская, К.В. Муниципальная система образования как объект управления: характеристика, структура / К.В. Волхонская // Молодой ученый. – 2018. – № 24 (210). – с. 124-126.