Образование всегда являлось неотъемлемой и важной частью жизнедеятельности любого общества. Количеством населения с высоким образовательным уровнем определяется степень развитости государства.
С античных времен воспитанию и образованию уделялось достаточно серьезное внимание. Воспитание и обучение юношества в Греции отражено в поэмах «Илиада» и «Одиссея», авторство которых приписывается легендарному древнегреческому поэту Гомеру. Внимание к воспитанию детей было большим, сложился образ совершенного человека, развитого умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью [5].
Отношение к просвещению молодого поколения менялось из века в век, на определенной ступени исторического развития данная деятельность была полностью исключена из приоритетных задач государства. К примеру, из текста книги Йохана Хейзинга «Осень средневековья» становится понятно, что большинство населения Франции и Нидерландов в XIV—XV веках было малограмотно. Простолюдины зачастую не умели писать и читать. Данными навыками обладали в основном монахи, да и то чаще всего не в совершенстве.
В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.
В настоящее время наличие образования признано одним из основополагающих элементов, необходимых для здорового развития человека. Большинство государств признает область образования приоритетной. В статье 112 Конституции Латвии говорится об обязательности начального образования, а также о гарантированности бесплатного получения основного и среднего образования [4]. Данное положение включено в главу восьмую «Основные права человека» – таким образом, латвийская конституция закрепляет право на образование как основополагающее и неотъемлемое право каждого.
Право на образование является одним из прав человека «второго поколения». Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам выделил четыре основные характеристики права на образование: наличие, доступность (недискриминация, физическая и экономическая доступность), приемлемость и адаптируемость образования, при этом учитывая, что «право на образование может осуществляться лишь при наличии у преподавателей и учащихся академической свободы». [3]
Конституция Российской Федерации (ст. 43) гарантирует каждому человеку общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях [1]. Положения указанной статьи Конституции не только соответствуют международным стандартам в области образования, но и превосходят уровень его требований.
Образование в России является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (далее ФЗ «Об образовании») в рамках федеральной компетенции является законом прямого действия, который должен одинаково применяться на всей территории России. В части компетенции субъектов Федерации, Законом определены установочные нормы, на основе которых субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
Актуальность данной темы проявляется в первую очередь в том, что система образования, в частности высшего, в настоящее время находится в состоянии реорганизации, что порождает определенные вопросы: соответствуют ли положения реформы актам международного права и не ущемляются ли права человека на образование?
В соответствии с ФЗ «Об образовании» под высшим образованием понимается часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [2]. Данное положение может свидетельствовать о том, что интересы личности, общества, государства стоят примерно на одной ступени. Целью высшего образования является не только удовлетворение потребностей личности в умственном, этическом и моральном формировании, а также воспитание и подготовка кадров, необходимых для гармоничного развития общества и государства в целом.
Принципы высшего образования задекларированы в различных нормативно-правовых актах международного уровня. В частности Всеобщая Декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, провозгласила стремление стран-участниц к введению общедоступности профессионального образования, в т. ч. высшего на основе способностей каждого. Также, Всеобщая Декларация прав человека обозначила цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами». [3]
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, утвержденный резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года, подтверждает открытость и доступность высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе. Советским Союзом данный документ был подписан 18 марта 1968 года, а также ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII, что послужило условием присоединения СССР к Пакту, а следовательно и обязательство применения всех норм, указанных в нем. После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как государство-правопреемник Советского Союза, а следовательно, обязалась осуществлять права и выполнять обязательства по всем договорам, заключённым СССР. Таким образом, на сегодняшний день действие Пакта распространяется и на Российскую Федерацию.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, также известная под неофициальным названием Европейская конвенция по правам человека, вступившая в силу 3 сентября 1953 года, гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование». Данной формулировкой Европейская конвенция подтверждает право каждого человека на образование, налагает запрет на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование, вместе с тем Конвенция не конкретизирует уровень получения образования. Российская Федерация подписала данный документ 28 февраля 1996 года. Ратификация и вступление его в силу произошло двумя годами позже, 5 мая 1998 года, после чего Конвенция стала окончательной составной частью правовой системы РФ, в соответствии со ст.16 Конституции Российской Федерации. [1]
Однако, несмотря на внимательность к образовательному процессу как на государственном, так и на международном уровне существуют нерешенные проблемы и вопросы в данной сфере.
К ним относится в первую очередь соблюдение принципов, провозглашенных в вышеупомянутых нормативно-правовых актах. В частности, существует неясность в плане общедоступности высшего образования. Она проявляется в первую очередь в наличии определенных трудностей в процессе поступления в высшие учебные заведения Российской Федерации. Так, наблюдается недостаток, а иногда и полное отсутствие бюджетных мест на определенные направления. В основном это касается специальностей гуманитарного профиля: юриспруденция, журналистика, издательское дело, документоведение, международные отношения, однако и на некоторые естественнонаучные направления, к примеру, на биоинженерию и биоинформатику, тоже наблюдается нехватка либо отсутствие бюджетных мест в ВУЗах страны. Данный факт вызывает определенные вопросы, а именно: не наблюдается ли в данной сфере нарушения международного принципа общедоступности образования? Ведь отсутствие бюджетных мест в ВУЗах региона вынуждает некоторых молодых людей, твердо решивших связать свой жизненный путь с одной из перечисленных специальностей, либо с любой другой, поступить на которую он не смог по независящим от него причинам, уезжать в соседние районы, области, города федерального значения. Однако, существует определенный слой ребят, несомненно талантливых и одаренных, показавших высокие результаты на Едином Государственном Экзамене, но, возможно, не обладающих материальными средствами для проживания и обучения вдали от дома. Они вынуждены отказаться от своей мечты и выбрать специальность, бюджетные места на которую есть в региональном ВУЗе. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в том случае, если рассматривать полное отсутствие определенных специальностей в ВУЗах местного значения. Данная проблема может быть решена следующими способами:
1. Введение минимально возможного процента бюджетных мест на те специальности, которые в настоящее время невозможно получить за счет государства в некоторых высших учебных заведениях страны.
2. Развитие социальной поддержки талантливой молодежи; предоставление материальной помощи для проживания в местах обучения студентам, не имеющим возможности поступить в региональный ВУЗ на бюджетные места, а также испытывающим определенные финансовые трудности.
Вторым спорным аспектом является соответствие качества российского высшего образования международным стандартам, в частности «обеспечению развития человеческой личности и увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Достижение целей, установленных Всеобщей Декларацией прав человека тормозится рядом нерешенных проблем, существующих в современной системе российского высшего образования. К ним можно отнести следующие вопросы:
1. Непропорциональное увеличение численности учащихся в группе, влекущее за собой ухудшение усвояемости материала, происходящее вследствие отсутствия возможности у преподавателя уделить необходимое внимания каждому студенту. Преодолеть данную проблему можно увеличением финансирования инфраструктуры ВУЗа, а также введением нормы аудиторной концентрации студентов, зависящей от формы учебно-практических занятий и площади аудитории, закрепленной на уровне федерального закона, к примеру, внесением поправок в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». К тому же представляется целесообразным установление ответственности за нарушение данной нормы Кодексом об административных правонарушениях РФ.
2. Низкое качество преподавания в существенной части российских вузов, возникающее вследствие невысоких требований к преподавательскому составу. Данный вопрос возможно решить посредством повышения научных требований к преподавательскому составу высших учебных заведений, установленных законодательством посредством издания Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также внести в него положение об обязательности опубликования научно-педагогических материалов и норм публикаций для преподавателей ВУЗов. Также, как и в предыдущем пункте, стоит установить ответственность за нарушение в сфере научных требований к профессорско-преподавательскому составу. Возможным было бы включение в Кодекс об административных правонарушениях главы, предусматривающей административное наказание за правонарушение в сфере образования всех уровней.
Рассмотрев некоторые проблемные аспекты современного российского высшего образования можно прийти к выводу, что существует множество нерешенных вопросов, тормозящих развитие системы образование, а следовательно и всего государства в целом. Своевременное и комплексное решение этих проблем даст мощный толчок развитию просвещения в Российской Федерации. Улучшение качества преподавания в ВУЗах, совершенствование условий получения высшего образования несомненно благоприятно повлияют на сознание абитуриентов, студентов и молодых ученых, которые, не стоит забывать, являются будущим российской науки. Повышение требований к профессорско-преподавательскому составу не только повысит качество обучения, но и поднимет престиж профессии педагога. Развитие социальной политики в сфере поддержки талантливой молодежи позволит на ранних этапах выявить одаренных молодых людей, оказать им необходимую помощь и создать условия для научной деятельности. В перспективе они сформируют умственный фонд Российской Федерации.
Реформирование системы высшего образования не окончено, однако следует помнить, что любые нововведения следует производить с оглядкой назад. Модернизация будет успешной лишь в том случае, если она будет проводиться на опыте прошлых поколений. В частности, на фундаменте советской системы образования, считавшейся одной из лучших в мире на протяжении многих десятков лет.
Литература:
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст.445
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477
5. Всеобщая декларация прав человека (Париж, 10 декабря 1948г.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 460–464.
6. Конституция Латвийской Республики (принята Учредительным собранием 15 февраля 1922 года с учетом поправок, внесенных законами Латвии о поправках к Конституции Латвии от 13.03.2007) // Не была опубликована.
7. Иванова Е. А. История образования и педагогической мысли.- Благовещенск: Благовещенский педагогический институт, 2007. — С.18