В настоящее время помимо множества существующих правовых проблем в центре внимания становится проблема возрождения мировой юстиции. Сегодня ей уделяется достаточно много внимания.
На протяжении 25 последний лет в Российской Федерации проводится судебная реформа. Её задачи и направления были определены в «Концепции судебной реформы РСФСР», принятой постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801–1. Именно благодаря этой Концепции впервые был официально упомянут институт мировых судей в Российской Федерации.
В Концепции закреплялось, что «мировые суды — это всегда суды первой инстанции, действующие в составе единоличного судьи».
Новым этапом в становлении института мировых судей становится принятие 31 декабря 1996 г. ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации». В этом законе определялись общие положения, касающиеся мировых судей, а именно, то, что они становятся судьями субъектов РФ, входят в систему судов общей юрисдикции и апелляционной инстанцией для них является районный суд.
Впоследствии 17 декабря 1998 г. принят ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», вступивший в законную силу с 22 декабря 1998 г. Именно эту дату можно считать днем восстановления российской мировой юстиции.
После принятия данного закона началось создание судебных участков и назначение мировых судей по всем субъектам РФ.
Идея создания мировой юстиции в современной России обосновывается ее сторонниками, тремя обстоятельствами:
– возможностью решения задачи приближения суда к населению и обеспечения доступа граждан к правосудию;
– сокращение весьма значительной нагрузки, приходящейся на федеральных судей;
– создание предпосылок упрощения гражданского и уголовного судопроизводства, его дальнейшей демократизацией.
На деятельность мировых судей возлагались большие надежды в деле усиления эффективности судебной защиты прав граждан, так как мировые судьи должны обеспечивать доступность к правосудию.
Но в настоящее время в мировой юстиции существуют проблемы, которые не позволяют в полной мере реализовывать судебную защиту прав граждан. Поступает большое количество жалоб от граждан, отсутствует порядок в организационной деятельности мировых судей. Всё это обусловлено тем, что в настоящее время на мировых судей возлагается очень большая нагрузка по рассмотрению дел, видится нехватка кадров, возникает необходимость в создании дополнительных судебных участков.
Опыт мировых судей Тюменской области свидетельствует о том, что на создание судебных участков мировых судей на региональном уровне должно влиять не только количество человек, проживающих на территории данного участка, но и нагрузка на мировых судей по рассмотрению дел. Так, в г. Тюмени есть судебные участки с неравномерной нагрузкой по различным категориям дел. Например, на одном судебном участке поступает и рассматривается большое количество исков, а на другом преимущественно судебные приказы. Это приводит к тому, что судья не может в полной мере уделить достаточно времени разбору каждого искового заявления, провести полноценные досудебные мероприятия с каждой из сторон.
Также стоит отметить, что в связи с большим поступлением на судебные участки судебных приказов от государственных организаций, например таких как, — ИФНС, Пенсионный фонд и другие, необходимо решить вопрос о возможности вынесения постановлений о взыскании обязательных платежей непосредственно данными органами, а на суд оставить только обжалование этих постановлений. Это тоже будет способствовать снижению нагрузки дел на судебных участках мировых судей.
Статистические данные о работе мировых судей указывают на сохранение тенденции ежегодного увеличения служебной нагрузки на одного мирового судью г. Тюмени. При этом практика работы мировой юстиции показывает, что без увеличения числа мировых судей и соответственно создания дополнительных судебных участков, качественно изменить ситуацию с большими нагрузками на мировых судей и обеспечить нормальный механизм по защите прав граждан будет невозможно.
К примеру, согласно статистическим данным Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области нагрузка на мировых судей в г. Тюмени по рассмотрению уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях ежегодно увеличивается с 2006 года. За 12 месяцев 2016 года среднестатистическая нагрузка на одного мирового судью Ленинского судебного района в г. Тюмени составила 585 дел в месяц, а в 2017 году за месяц — 1212 дел, что является существенным показателем увеличения дел более чем в 2 раза. Безусловно, что большая загруженность приводит к более длительному рассмотрению дел, что ведет к падению качества их рассмотрения. Это нарушает право граждан на скорое правосудие. Бесспорно, повышенная нагрузка на мирового судью отражается и на качестве судебной защиты граждан, на которых распространяется юрисдикция этого судьи.
Стоит отметить также, что председателям районных судов предоставили возможность перераспределения нагрузки между мировыми судьями в пределах одного судебного района для обеспечения равномерности распределения дел. Но в настоящее время данная норма не действует на территории Тюменской области.
На основании изложенного, полагаем, что необходимо разработать и закрепить на федеральном уровне нормативы, которые будут закреплять необходимость в увеличении количества судей и судебных участков в субъектах РФ. А также при временном значительном увеличении количества дел на одном судебном участке допустить их передачу на другой судебный участок в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, то есть по постановлению вышестоящего суда. Таким образом, будет обеспечено гарантированное законом право граждан на судебную защиту в установленные законом сроки.
Литература:
1. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ: по сост. на 31 декабря 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 1. — Ст. 1.
2. О мировых судьях в Российской Федерации: федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ: по сост. на 18 июля 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 51. — Ст. 6270.
3. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 07 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ: по сост. на 30 июля 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 7. — Ст. 898.
4. Ярцева, Ж. И. Актуальные проблемы создания судебных участков мировых судей в РФ / Ж. И. Ярцева // Молодой учёный. — 2013. — № 1. — С. 274.