Социальное обеспечение является одним из главнейших направлений государственной политики Российской Федерации и всегда занимало ключевое место в жизни общества и государства. Оно направлено на защиту населения от социальных рисков и обеспечение достойного уровня жизни.
Самого понятия «социальное обеспечение» в настоящем российском законодательстве нет. Данный термин очень многогранен, поэтому в научной литературе трактуется авторами по-разному.
Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека [27] каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Если рассматривать Российскую Федерацию, то согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. [1, ст. 39]
Проанализировав научную литературу, можно выделить несколько точек зрения понятия «социальное обеспечение».
Во-первых, это особая форма распределения, которая гарантирует гражданам достойный уровень жизненного и культурного стандарта вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца. М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова [28] понимают под социальным обеспечением один из способов распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления гражданам материальных благ с целью выравнивания их личных доходов в случаях общественных рисков за счет целевых финансовых потенциалов в объеме и на условиях, строго контролируемых обществом, государством, для помощи и поддержки их полноценного общественного статуса.
Во-вторых, это система материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособной части населения. М. О. Буянова [29] считает, что социальное обеспечение — это вид выражения общественной политики государства, устремленной на материальное обеспечение определённых категорий граждан из государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления обстоятельств, которые признаются государством на данном этапе общественно важными, с целью выравнивания положения этих граждан по сравнению с другими людьми.
В-третьих, это сочетание общественных отношений, складывающихся с одной стороны между гражданами, а с другой, органами государства, местного самоуправления и организациями. Так, В. Ш. Шайхатдинов [30] считает социальное обеспечение системой общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, органами местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам из специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении социальных рисков, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность, с целью предупреждения, смягчения или устранения неблагоприятных последствий наступления этих рисков.
Таким образом, исходя из всех вышеупомянутых определений, под социальным обеспечением можно понимать комплекс организационных, правовых, экономических и других мер, обеспечиваемых социальной политикой государства, которые направлены на соблюдение и реализацию социально-экономических прав граждан в случае наступления или предотвращения наступления определенных законом событий, с целью достижения каждым гражданином того социального положения, которое будет гарантировать удовлетворение всех его основных потребностей, а также социальной стабильности общества.
Система социального обеспечения в Российской Федерации подразумевает помощь определённой категории граждан средствами из государственного бюджета или специальных внебюджетных фондов в случае возникновения социального риска.
Социальный риск — это вероятность возникновения внешнего обстоятельства в отношении человека, порождающее событие или состояние, которое приводит к неблагоприятным последствиям, что впоследствии даёт лицу реализовать право на защиту, в первую очередь на социальное обеспечение.
Сущность социального обеспечения отчётливо раскрывается в её функциях [31].
Экономическая функция социального обеспечения основывается на оказании материальной поддержки населения и выражается в замещении заработка, который утрачен из-за нетрудоспособности, возраста или потери кормильца, частичном возмещении расходов при возникновении определенных жизненных обстоятельств, а также оказание денежной помощи малоимущим лицам.
Политическая функция социального обеспечения направлена на поддержку социальной стабильности в обществе, сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку.
Демографическая функция социального обеспечения способствует стимулированию воспроизводства народонаселения страны, которое необходимо для успешного развития государства.
Социально-реабилитационная функция социального обеспечения направлена на создание условий, благоприятствующих сохранению правового статуса и охране здоровья всех граждан, на восстановление статуса в обществе нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения.
Профилактическая (защитная) функция социального обеспечения заключается в предотвращении возникновения определенных социальных рисков и несчастных случаев.
В свою очередь, предмет социального обеспечения составляет пять видов общественных отношений [32]:
- Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий. Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов, таких как возраст, стаж работы или выслуга лет, инвалидность, потеря кормильца и др.
- Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
- Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
- Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
- Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения.
Система социального обеспечения включает в себя две части: общую и особенную [33].
Общая часть включает в себя:
- Нормы, закрепляющие права человека в области социального обеспечения.
- Нормы, которые разграничивают компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области социального обеспечения.
- Нормы — принципы.
- Нормы, которые устанавливают виды социальных рисков.
Особенная часть включает в себя:
- Нормы, регулирующие предоставление пенсий.
- Нормы, регулирующие предоставление пособий и иных социальных выплат.
- Нормы, регулирующие предоставление бесплатных и частично платных социальных услуг.
- Нормы, регулирующие предоставление бесплатной медицинской помощи.
К видам социального обеспечения в Российской Федерации относятся: все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, льготы, услуги, предоставляемые нетрудоспособным гражданам бесплатно или на льготных условиях за счет специальных источников финансирования, а также социальное обслуживание и материальные блага, выраженные в натуральном виде.
Виды социального обеспечения подразделяются также на основании того, каким категориям граждан (субъектам) предоставляются вышеупомянутые социальные услуги. Это:
- Граждане нетрудоспособного возраста. К ним относятся: дети, подростки, пенсионеры и инвалиды.
- Граждане трудоспособного возраста, которые по определенным причинам не имеют возможность осуществлять полноценную трудовую деятельность. К ним относятся: безработные, временно нетрудоспособные граждане, инвалиды, многодетные семьи, а также малообеспеченные граждане.
Рассмотрим каждый вид социального обеспечения отдельно и более детально.
Пенсии являются наиболее значимым видом обеспечения, как по числу тех, кому выплачиваются, так и по объему расходуемых средств. Это государственная выплата, получаемая из пенсионного фонда с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельностью в виде денежных выплат в определенных размерах ежемесячно.
Юридическими фактами получения пенсии являются:
— достижение пенсионного возраста (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин);
— инвалидность, вызванная тем или иным заболеванием;
— потеря кормильца.
В рамках пенсионной модели России выделяется четыре вида пенсий:
- Страховая пенсия (включает пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца).
- Накопительная пенсия (выплачивается тем, кто в 2015 году сделал выбор в пользу неё. До 2015 года трудовая пенсия по старости состояла из двух частей: страховой части и накопительной части. С 1 января 2015 года обе части трудовой пенсии преобразованы в отдельные виды пенсий: страховую и накопительную).
- Пенсия по государственному пенсионному обеспечению (включает пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет и социальные пенсии).
- Пенсия по (добровольному) негосударственному пенсионному обеспечению (по договорам негосударственного пенсионного обеспечения). [19, с. 104]
Как уже было отмечено, социальное обеспечение за счет специально предназначенных на это денежных средств можно разделить на два вида:
- Государственное социальное обеспечение (средства выделяются из государственного и местного бюджета).
- Негосударственное социальное обеспечение (осуществляется за счёт средств физических и юридических лиц (вкладчиков пенсионного фонда)).
Так же социальное обеспечение можно разделить на несколько видов, независимо от источника денежных средств:
- Натуральная помощь (в неё входят: медикаменты, приспособление для инвалидов, продукты питания и т. д.).
- Денежные выплаты (в них входят: компенсации, пособия, пенсии и т. д.).
- Компенсации расходов, связанных с лечением, оздоровлением или реабилитацией инвалидов (амбулаторно, стационарно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), переподготовкой безработных, проезд к месту лечения и обратно.
- Единовременные поддержки отдельных категорий граждан.
Действующим законодательством Российской Федерации предусматривается обеспечение граждан, а также их семей многими разновидностями пособий, связанных с социальным обеспечением.
Пособие — денежная выплата, предоставляемая гражданам по системе социального обеспечения ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения утраченного заработка (в полном объеме или частично), либо оказания материальной поддержки.
В Российской Федерации назначаются и выплачиваются следующие виды пособий:
- По временной нетрудоспособности (периодическое пособие, размер которого зависит от продолжительности страхового стажа и заработка).
- По беременности и родам (периодическое пособие, размер зависит исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году, в котором наступил отпуск по беременности и родам, право на его получение имеют только занятые граждане).
- Пособие гражданам, пострадавших от несчастных случаев на рабочем месте или профессиональных заболеваний (выплачивается единовременно, размер зависит от степени утраты трудоспособности).
- Пособие по безработице (выплачивается ежемесячно и в твердом размере).
- Единовременное пособие в связи с рождением ребенка (выплачивается в твердом размере, право на него имеют все женщины, чьи роды официально зарегистрированы).
- Пособие супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту в период проживания вместе с супругом в местностях, где они не могут устроиться по специальности (выплачивается ежемесячно, в твердом размере).
- Пособие гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенным с военной службы (единовременное пособие, в твердом размере).
Компенсационные выплаты являются новым видом социального обеспечения, который был введен в Российской Федерации в 90-х гг. 20 века. Это выплаты отдельным категориям граждан в целях возмещения утраченного заработка или для компенсации дополнительных расходов, вызванных различными жизненными обстоятельствами [34].
Компенсационные выплаты обычно рассматриваются в совокупности к пособиям, но отличаются от них, как размером выплат, так и обстоятельствами назначения.
Перечень компенсаций не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости оказания социальной помощи какой-либо категории граждан. Компенсационные выплаты положены:
- Трудоспособным гражданам, которые не работают и ухаживают за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом 1 группы, либо лицом старше 80 лет.
- Студентам и аспирантам на период академического отпуска по медицинским показаниям, обучающимся по очной форме.
- Матерям или другим родственникам, которые фактически осуществляют уход за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет (состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком).
- На питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
- За время вынужденного отпуска без сохранения зарплаты.
Следующий вид социального обеспечения — льготы. Это определенные законом привилегии, которые предоставляются особым категориям граждан, для облегчения материального положения людей, которые по тем или иным причинам не в состоянии нести удовлетворяющие их требования расходы, путем полного или частичного освобождения от исполнения определенных обязанностей.
Основаниями предоставления льгот отдельным категориям граждан может служить:
- Наличие особых заслуг перед государством и обществом, в этом случае льготы выступают как средство поощрения данных лиц (ветеран войны и т. п.).
- Наступление определенных жизненных обстоятельств (инвалидность, старость и т. п.).
Таким образом льготы могут быть предоставлены на:
- Частичную оплату лекарственных средств.
- Оплату жилья и коммунальных услуг.
- Оплату расходов на содержания детей в детских учреждениях.
- Оплату частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях.
- Бесплатное или льготное использование общественного транспорта и т. п.
Социальное обслуживание выделяется в самостоятельный институт устройства социального обеспечения. Это своего рода деятельность социальных служб, предоставляемых различного рода услуги, для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, малообеспеченность, безработица и т. п.). [20, с. 132]
Законодательство Российской Федерации устанавливает такие виды социального обслуживания, как:
- Финансовая помощь.
- Оказание услуг на дому.
- Обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания.
- Обеспечение временным приютом в специализированных учреждениях детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, людям всех возрастов, которые оказались в трудной жизненной ситуации, гражданам, пострадавшим от различного рода насилия, а также стихийных бедствий и другим нуждающимся.
- Организация дневного местонахождения в центрах социального обслуживания.
- Экспертная (консультативная) помощь.
- Восстановительная (реабилитационная) помощь. [21, с. 45]
И наконец, рассмотрим заключительный вид социального обеспечения, действующий на территории Российской Федерации. Под материальными благами, выраженными в натуральном виде обычно понимается предоставление со стороны государства или предприятий некоторым категориям граждан конкретных вещей в полное владение или обращение.
Речь идет о таких вещах как:
- Слуховые аппараты.
- Ортопедическая обувь.
- Протезно-ортопедические и иные восстановительные изделия.
- Средства передвижения, а именно инвалидные коляски, автомобили с возможностью ручного управления.
- Лекарственные препараты некоторых групп инвалидов.
- Выдача жилья за счет государственного жилого фонда и так далее.
Все эти правоотношения в совокупности и составляют социальное обеспечение.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2022.
- Федеральный Конституционный Закон № 1 — ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 с изм. и допол. в ред. от 01.07.2021// Российская газета.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 с изм. и допол. в ред. от 16.04.2022// Собрание законодательства Российской Федерации. — Ст. № 32, ст. 3301.
- Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 с изм. и допол. в ред. от 28.12.2022// Собрание законодательства Российской Федерации. — С. 29, ст. 3699.
- Федеральный закон № 77-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 03.06.2006 // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 23, ст. 2384
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 с изм. и доп. от 28.12.2022// Российская газета. — Ст. N 296, 31.12.2013
- Закон РФ № 4995–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 20.05.1993 с изм. и допол. в ред. от 30.07.1996// «Ведомости СНД и ВС РФ», № 25, ст. 901.
- Закон РФ № 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 с изм. и допол. в ред. от 28.12.2022// Ведомости СНД и ВС РСФСР, № 21, ст. 699.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10.10.2003 с изм. и допол. в ред. от 05.03.2013// Российская газета. — Ст. № 244
- Распоряжение Правительства РФ № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» от 05.02.2016 // Собрание законодательства Российской Федерации. — Ст. N 7, ст. 1017
- Распоряжение Правительства РФ № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 с изм. и допол. в ред. от 28.09.2018// Собрание законодательства Российской Федерации. — Ст. № 267, ст.3896
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» от 24.01.2006 // Собрание законодательства Российской Федерации. — Ст. № 21, ст. 2395
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента Российской Федерации» от 03.12.2015 // Парламентская газета, № 44, 04–10.12.2015.
- Азарова Е. Г. Конституционные требования к российскому законодательству о социальном обеспечении // Журнал российского права. 2018. № 7 (259). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnye-trebovaniya-k-rossiyskomu-zakonodatelstvu-o-sotsialnom-obespechenii
- Аристов Е. В. Социальность государства в Российской Федерации: судебные интерпретации // Право и государство: теория и практика. 2018. № 8
- Дуденцова, Ю. С. Анализ эффективности государственной политики в сфере социального обеспечения граждан в Российской Федерации / Ю. С. Дуденцова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 498–500.
- Зуева Н. Л. Пробелы и коллизии пенсионного законодательства // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2021. № 1 (44).
- Куксин И. Н., Уфимцева В. А. К вопросу о соотношении коллизии и конкуренции в праве // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2018. № 2.
- Куренной А. М. Право и справедливость в российской системе регулирования трудовых отношений // Трудовое право в России и за рубежом. — 2018. — № 4. — С. 3–7.
- Петушкова, Т. О. Проблемы реализации прав граждан на социальное обслуживание в Российской Федерации // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сборник статей по материалам 76-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2020 год. В 3-х частях, Краснодар, 10–30 марта 2021 года / Отв. за выпуск А. Г. Кощаев. Том Часть 3. — Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, 2021. — С. 381–384.
- Пимченко, А. А. Проблемы реализации социальных льгот и гарантий в современном российском обществе // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: материалы V Всерос. науч. конф. с междунар. участием, Иркутск, 23 апреля 2021 года. — Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. — С. 459–465.
- Сабанина, Н. О. Понятие, формы и способы защиты прав граждан в современной России / Н. О. Сабанина, А. Н. Баврин, О. А. Зиновьева // Юриспруденция в современном обществе: проблемы регулирования правовых отношений: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 января 2023 года. — Пенза: Наука и Просвещение, 2023. — С. 28–30.
- Урусова А. Б. Основные принципы социальной защиты населения // Московский экономический журнал. 2020. № 1.
- Шерстнева, А. В. О некоторых особенностях защиты социальных прав человека и гражданина Конституционным Судом Российской Федерации // Юридическая наука и практика. — 2021. — Т. 17, № 1. — С. 32–38.
- Апелляционное определение № 33–651/2015 от 16 февраля 2015 г. по делу № 33–651/2015 // Судебные и нормативные акты РФ /
- О значении границ бедности и численности населения с денежными доходами ниже границы бедности в I квартале 2022 года в целом по Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Библиотечка «Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала «Социальная защита», 1995 г., № 11.
- Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России // Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2019. С. 17.
- Буянова М.О. Право социального обеспечения // Издание Проспект, Учебное пособие, 2020. С. 5-8.
- Шайхатдинов В. Ш. Актуальные проблемы права социального обеспечения. - М: Юрайт, 2023.
- Старцева С.В., Михайлова М.С., Рязанцева М.П. Система и понятие социального обеспечения // Самарский государственный экономический университет, 2021
- Раджабова Ж.К. Право социального обеспечения. Махачкала: ДГУНХ, 2019 – 133с.
- Никифорова, Н. Н. Право социального обеспечения: учебное пособие в схемах, таблицах и определениях. Часть 1 — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2020 – 87 с.
- Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник // М.: ИЦ Академия, 2019. С. 23-25.