Проблемы реализации конституционного принципа свободы труда в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 20.01.2016

Статья просмотрена: 3459 раз

Библиографическое описание:

Гусейнова, С. Ф. Проблемы реализации конституционного принципа свободы труда в Российской Федерации / С. Ф. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 679-682. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25374/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Часть 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации провозглашает важный конституционный принцип свободы труда [1, с. 23], содержание которого раскрывает свободу каждого распоряжаться своими способностями к труду, свободно выбирать род своей деятельности и профессию.

Вместе с тем, утверждая принцип свободы труда, Конституция РФ не закрепляет важного и неотъемлемого естественного права каждого гражданина — права на труд. Здесь видится противоречие, вследствие которого принцип свободы труда утверждается на конституционном уровне, а право на труд — нет.

Данное противоречие отмечают в своих исследованиях многие ученые-государствоведы. Однако, единодушие ученых на данный вопрос до сих пор отсутствует.

Вместе с тем, представляется, что соотношение понятий «право и труд» и «свобода труда» на конституционном уровне способствует урегулированию важных трудовых правоотношений между гражданами и государством.

В связи с этим представляется верной точка зрения В. А. Бережного, который свободу труда рассматривает как основополагающий принцип в трудовой сфере, а право на труд — как важное субъективное право личности, один из элементов ее правового статуса [4, с. 43].

Полностью поддерживая точку зрения В. А. Бережного, согласимся с тем, что принцип свободы труда вытекает из права на труд. Свобода труда — вторичное понятие, вытекающее из естественного и важного права гражданина, и оно должно быть отражено в Конституции РФ, как это было, например, в советской Конституции 1978 года.

Так, статья 38 Конституции (Основного закона) РСФСР 1978 года устанавливала, что «граждане РСФСР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и учетом общественных потребностей». Далее уточняется, что данное конституционное право обеспечивается системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным образованием, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием системы трудоустройства [3, с. 410]. Данная конституционно-правовая норма наиболее верно и четко формулирует право на труд и все вытекающие из него права и свободы. Думается, что данную правовую норму следует перенять и для действующей российской Конституции. Такой точки зрения придерживается, например, В. В. Кирикова, которая справедливо отмечает, что действующая Конституция РФ не гарантирует каждому работу с определенной оплатой, а говорит о свободе распоряжения своими способностями к труду, выбора рода деятельности и т. д. [5, c. 17].

Другая проблема видится в сложности определения объема государственных гарантий в реализации данного конституционного принципа. Все-таки, из анализа формулировки ч. 1 ст. 37 Конституции России не понятно, означает ли провозглашенный принцип свободы труда полное устранение государства от его гарантий и защиты, либо государство берет на себя весь объем соответствующих гарантий и способов защиты по обеспечению данного принципа. Ответа на данный вопрос нет ни в законодательстве России, ни в научной доктрине и остается дискуссионным. Опять же целесообразно обратиться к советской Конституции 1978 года, в которой все эти моменты были четко и ясно отражены в ст. 38 и не возникало подобных вопросов. А сегодня они остаются дискуссионными.

Кроме того, определенное несоответствие видится в самой нормативно-правовой конструкции. Часть 1 ст. 37 говорит о свободе выбора рода деятельности и профессии. Это означает, что каждый человек свободен выбирать профессию в соответствии со своими личными способностями и наклонностями, увлечениями и темпераментом.

Однако, это совсем не означает, что выбор профессии диктуется теми же критериями. Порой это зависит от престижности профессии, ее оплаты, потребности государства в ней, что реально препятствует свободе труда. В реальной жизни таких примеров огромное количество, когда талантливые ученые, учителя, медицинские работники в силу низкой заработной платы вынуждены подрабатывать грузчиками, техничками, подсобными работниками, продавцами и т. д. Как можно тогда говорить о свободе выбора профессии.

Кроме того, зачастую граждане осуществляют выбор профессии не в силу своих способностей и наклонностей, а в силу престижности профессии и высокой оплаты за нее, боясь остаться безработными. Так, в последние годы выпускники школ массово подают заявления на юридический и экономический факультеты высших учебных заведений, осознавая, что данные профессии всегда востребованы и высокооплачиваемы. А это определенная политика государства. Почему в настоящее время не престижны профессии врачей, учителей, библиотекарей, работников культуры. Да потому, что оплата за их труд крайне низкая. А какой же свободе выбора профессии в таком случае можно говорить? В связи с этим норма ч. 1 ст. 37 Конституции РФ является декларативной, но никак не реально отражающей действительность.

Надо отметить, что принцип свободы труда закреплен не только в Конституции РФ. В статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации он сформулирован как «свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности» [2]. Здесь также очевидна декларативность, поскольку государство не может обеспечить всех граждан работой, которые ее ищут в силу существования безработицы. Следовательно, сегодня свобода труда зависит от экономического принуждения, которое диктует государство, основываясь на отношения, складывающиеся на современном рынке труда [4. с. 38]. Следовательно, данный дисбаланс интересов личности и государства приводит к нарушению рассматриваемого принципа свободы труда.

В настоящее время одной из очевидных и актуальных проблем реализации принципа свободы труда является возрастающая с каждым месяцем безработица в России. Так, например, в октябре 2015 года по данным Федеральной службы государственной статистики «4,3 млн. человек, или 5,5 % экономически активного населения, классифицировались как безработные. … Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,6 %, лица в возрасте 50 лет и старше — 20,1 %» [7]. Уже в ноябре 2015 года как безработные квалифицировались 4,4 млн. человек, что составило 5,8 % от экономически активного населения, численность которого в этом месяце — 72,2 млн. человек [7]. Количество безработных граждан на фоне экономически активного населения для наглядности представлено в виде диаграммы.

Совершенно очевидно, что при таком высоком уровне безработицы, уровень которой увеличивается каждый месяц, говорить о полной реализации конституционного принципа свободы труда довольно сложно. Сегодня государство не в состоянии гарантировать каждому не только свободу труда, свободу выбора рода деятельности, профессии, достойную заработную плату и достойную жизнь, но и право на труд (причем как на законодательном уровне, так и на реальном ее осуществлении).

Причина этого видится в том, что существующая сегодня экономическая система России выражается в неспособности государства снизить уровень безработицы, особенно в регионах, где происходят массовые сокращения работников, ликвидации организаций. Вследствие этого нельзя говорить о достойном уровне жизни человека.

В таких условиях конституционный принцип свободы труда крайне сложно сделать реальным. Представляется, что достойным уровень жизни человека невозможно сделать без абсолютной реализации свободы труда, с реальной возможностью свободного выбора рабочих мест. Только тогда закрепленный Конституцией Российской Федерации принцип свободы труда будет работать на граждан страны. Совершенно прав В. А. Бережной, утверждая, что только достойный и свободный труд способен обеспечить достойную жизнь [4, с. 45].

В связи с этим, опять приходим к выводу о необходимости конституционного закрепления права каждого гражданина на труд и все вытекающие из него права и свободы.

В связи с этим показательным и интересным представляется конституционный опыт Королевства Дания. Статья 75 Конституции Дании провозглашает, что «в целях содействия общественному благу государство должно предпринять усилия к тому, чтобы работа была предоставлена каждому работоспособному гражданину на условиях, обеспечивающих его существование». Кроме того, часть 2 статьи 75 Конституции Королевства Дании гарантирует право на социальное обеспечение лиц, не способных содержать себя и лиц, находящихся на их иждивении, при условии, что никакое другое лицо не отвечает за его, или их содержание [6, с. 312].

Таким образом, государство на конституционном уровне гарантирует своим гражданам не только трудовую занятость, но и условия достойной жизни каждого гражданина. Это важнейший принцип трудовой и социальной государственной политики. В Российской Федерации конституционно не установлено обеспечение работой каждого желающего, и тем более, задача обеспечения каждого гражданина достойной жизнью не связана с конституционными гарантиями в трудовой сфере. Думается, что утверждение на конституционном уровне гарантий в сфере труда и сопутствующие ему институты будут способствовать закономерному и эволюционному закреплению в Конституции России права на труд каждого гражданина, без которого не может осуществляться принцип свободы труда.

Итак, в соответствии с изложенными проблемами, а также учитывая зарубежный и советский опыт конституционного развития, предлагается часть 1 статьи 37 Конституции РФ изложить в следующей редакции: «Каждый имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право свободно выбирать профессию, род занятий и работу в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и учетом общественных потребностей».

 

Литература:

 

  1.      Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6 — ФКЗ; 30 декабря 2008 года № 7 — ФКЗ; 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ; 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ). — М.: Норма, 2015. — 127 с.
  2.    Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 декабря 2001 года: введен Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 197 — ФЗ; в ред. от 05 октября 2015 года № 285-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (часть 1). — Ст. 3; [Электронный ресурс] Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17 декабря 2015 года).
  3.      Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (от 12 апреля 1978 года) // Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Сост. Ю. П. Титов. — М.: Проспект, 2008. — С. 404–431.
  4.      Бережной, В. А. Конституционные принципы и права в сфере труда и их защита в Российской Федерации: дисс. … на соиск. учен.степени канд. юрид. наук / В. А. Бережной. — М., 2007. — 182 с.
  5.      Кирикова, В. В. Проблемы реализации конституционной свободы труда в условиях становления рыночной экономики в России: дисс. … на соиск. учен.степени канд. юрид. наук / В. В. Кирикова. — М., 2001. — 167 с.
  6.      Конституции государств Европейского Союза / Под ред. Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1999. — 816 с.
  7.      Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/ (дата обращения: 18 декабря 2015 года, 07 января 2016 года).
Основные термины (генерируются автоматически): свобода труда, Конституция РФ, принцип свободы труда, труд, достойная жизнь, Российская Федерация, активное население, выбор профессии, конституционный принцип свободы труда, конституционный уровень.


Похожие статьи

Проблемы реализации конституционного права на труд несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

Проблемы реализации основных прав и свобод человека и гражданина в РФ

Проблемы и перспективы развития конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации

Проблемы реализации норм международного права в сфере высшего образования в современной России

Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Принципы правового статуса личности в Российской Федерации

Теоретические и правовые основы осуществления судебной власти в Российской Федерации

Проблемы постреформенного развития системы местного самоуправления в Российской Федерации

Проблемы мировой юстиции по реализации судебной защиты прав граждан в Российской Федерации

Похожие статьи

Проблемы реализации конституционного права на труд несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

Проблемы реализации основных прав и свобод человека и гражданина в РФ

Проблемы и перспективы развития конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации

Проблемы реализации норм международного права в сфере высшего образования в современной России

Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Принципы правового статуса личности в Российской Федерации

Теоретические и правовые основы осуществления судебной власти в Российской Федерации

Проблемы постреформенного развития системы местного самоуправления в Российской Федерации

Проблемы мировой юстиции по реализации судебной защиты прав граждан в Российской Федерации

Задать вопрос