Особенности современного юридического образования в России
Автор: Немашкалова Виктория Валерьевна
Научный руководитель: Васильева Елена Владимировна
Рубрика: 19. Государство и право
Опубликовано в
XIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2021)
Дата публикации: 17.03.2021
Статья просмотрена: 1957 раз
Библиографическое описание:
Немашкалова, В. В. Особенности современного юридического образования в России / В. В. Немашкалова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 37-38. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/392/16435/ (дата обращения: 16.12.2024).
Приобретение юридического образования — это процесс формирования необходимого объема знаний о государстве, управлении и праве, наличие которых даёт возможность для профессиональной осознанной юридической деятельности. Оно также призвано решать весомую государственную задачу — повышать значимость правосознания и уровень правовой культуры у широкого слоя населения. Это важнейшая часть государственно-регулируемого правового пространства, механизм обеспечения правового здоровья нации. Поэтому одной из важнейших и основных функций юридического образования является воспитание и развитие юридического самосознания и самопонимания.
Последние поправки в нормативную базу, касающуюся особенностей получения юридического образования, могут наблюдаться как в рамках одного образовательного учреждения, так и в пределах всей страны, когда на федеральном уровне осуществляется внедрение определенных идей и концепций в этой сфере. Создание новшеств в сферу юридических служб способствует модификации профессии юриста. Так как современное общество с каждым годом оказывается все в большем объеме информационного пространства и требует более качественного формата обучения, то есть необходимость рожденья инноваций в системе высшего юридического образования становится все актуальней.
К первому шагу развития юридического образования можно отнести период начала ХVIII века до 1755 года (до начала открытия Московского университета) — время, когда сформировалась большая необходимость в профессиональных юристах: издание нормативно-правовых актов, при активной деятельности Петра I и проведение реформ. Наиболее успешно обучавшихся россиян отправляли заграницу для продолжения обучения в европейских университетах. Такой путь прошли все наиболее знаменитые ученые юристы нашей страны.
Второй этап с 1755 года до начала ХХI века — это период развития юридического образования и юридической науки в России. Он базируется на двух направлениях. Во-первых, происходит рост престижности получения юридической профессии (доля студентов — юристов возрастает). Во-вторых, осуществляется развитие отечественной юридической науки. Руками ученых-юристов: М. М. Ковалевский, Н. М. Коркунов и других создавались определенные значимые труды в области права, не уступавшие мировым аналогам. Своей актуальности эти исследования не лишились и в настоящее время.
Безусловно, оформление Судебной реформы 1864 года побуждало интерес к юриспруденции и у простого обывателя, и у профессионалов. Она сделала авторитетной и востребованной профессию юриста, уже на этом этапе зарождалась состязательность между сторонами, особое внимание привлекает к себе фигура адвоката (присяжного-поверенного), юридическая конкуренция начинает набирать обороты.
Заключительный третий шаг берёт своё начало с 2000-х годов и продолжается по сей день. На данном этапе основной задачей является повышение качества образования, что является одной из основных целей, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.
В настоящее время подготовка юристов формируется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных норм высшего профессионального образования.
Президент России Владимир Владимирович Путин подписал 26 октября с. г. федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)". Данный закон предполагает переход на двухуровневую систему высшего образования в РФ: бакалавриат — первый уровень, магистратура либо специалитет (подготовка специалистов) — второй уровень.
Важным поворотным моментом в значимости юридического образования стало принятие 26 мая 2009 года Президентом Российской Федерации Указа № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». В первом пункте этого поручения речь идет о том, чтобы утвердить перечень профильных и непрофильных вузов, также оказать содействие Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров.
Положение указа определяет комплекс мероприятий по совершенствованию качества подготовки юристов. Одной из особенностей обретения современной профессии юриста является овладение навыков юридического мышления. Так, приводя пример, что такое мышление, Еникеев Марат Исхакович (доктор психологических наук, профессор кафедры криминологии и психологии Московской государственной юридической академии) писал: «Мышление — это психический процесс обобщенного и опосредствованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях» [2]. И в первую очередь юрист начинает мыслить критически, подвергая любой факт сомнению и недостоверности.
Один из великих русских юристов профессор Московского университета середины XIX в. Ф. Л. Морошкин, переходя к истории развития правовой мысли и юридического образования в России, подчеркивал, что уже с принятием Соборного уложения 1649 г., являвшегося, по существу, кодексом русских законов, «открывается период практической юриспруденции» [3], принимая во внимание, что формируется потребность в людях, знающих и умеющих толковать нормы права.
Действительно, говоря о становлении юридического образования в России начала второго этапа, надо упомянуть, что укрепление и развитие российской государственности включали и развитие права, как регулятора общественных отношений и необходимого условия эффективного
функционирования, разраставшегося и усложнявшегося центрального и местного аппаратов государственного управления.
«Учреждавшиеся в России в XIX в. юридические учебные заведения — юридические факультеты императорских университетов, императорские лицеи, Императорское Училище правоведения — имели такое же предназначение, каковое было придано изначально юридическому факультету Императорского Московского университета, а именно: осуществлять подготовку не просто знатоков права, но государственно мыслящих, преданных своему Отечеству и потому способных к успешной государственной деятельности молодых людей» [1].
Одной из важных и центральных задач государства в социальной сфере, от развития которой обуславливается политическое, экономическое, культурное устройство государства, является основание системы образования. Ведь образованию присуща весьма главная социальная ценность для воспитания и развития человека, общества и государства в целом. При его переустройстве должно быть использовано все то существенное, что выработано человечеством в системе подготовки юридических кадров. Необходимо также рассматривать разумные и адекватные идеи, приобретённые в арсенале отечественной юриспруденции.
Обобщая все вышеизложенные доводы, можно подвести итог, что современное общество поручает на систему образования большие перспективы по всестороннему развитию молодого поколения.
Литература:
- Борисов А. В., Колодкин Л. М. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. М., 1994. С. 5.
- Еникеев М. И. «Юридическая психология». С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов, -М.: Норма, 2005. — 640с: ил.
- Томсинов В. А. Преступление под названием юридический факультет // Закон. 2009. № 3.