В современном мире увеличивается значение качества образования как важнейшего фактора формирования нового общества в целом. Образование всегда играло, и конечно, будет играть ключевую роль в развитии и сохранении человечества как такового. Не секрет, что в наши дни важнейшей задачей образовательной политики является достижение современного качества образования, его соответствия важным и перспективным потребностям общества. Образовательная политика выступает инструментом обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, гуманизации общества. Это важная составляющая общей политики государства, которая способствует повышению темпов социального, экономического и научно-технического развития России.
Образовательная политика устанавливает цели и задачи развития образования, а также гарантирует их проведение в жизнь через согласованные действия государства и общества. В связи с этим на первый план выдвинулась проблема создания, обоснования и содержания образовательных стандартов. Особое внимание к стандартизации обусловлено созданием единого образовательного пространства, вызванного политической, экономической и культурной интеграцией. Эта тенденция определила развитие европейских национальных образовательных систем. Под воздействием внутренних и внешних предпосылок новое обоснование и развитие получила стандартизация и в отечественной системе образования [1].
Высшая школа России, в том числе и юридическая, неуклонно и последовательно переходит в новое качественное состояние. Многие важные события в жизни высшей школы связаны с разработкой и началом реализации нового, уже третьего поколения образовательных стандартов. Возникают и решаются новые задачи модернизации высшей школы и на основе гуманитаризации и информатизации, перехода студентов, независимо от уровня получения ими высшего юридического образования – бакалаврского или магистерского – на более высокую ступень интеллектуального развития.
Согласно п. 5 ст. 43 Конституции Российской Федерации установление федеральных государственных образовательных стандартов, поддержание различных форм образования и самообразования относится к ведению Федерации [2]. Принятый в 2012 году федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) в ст. 6 развивает данное конституционное положение, где утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования. В статье 2 Закона об образовании дается определение основным понятиям, используемым в законе и на некоторых из них целесообразно остановиться более подробно.
В рамках этой статьи для нас наиболее важны те понятия, которые раскрывают сущность новых стандартов обучения. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) определяется как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. А образовательная программа определяется как комплекс основных характеристик и организационно - педагогических условий образования, включающих его содержание и планируемые результаты, представленные в виде учебного плана, рабочих программ, методических и оценочных материалов. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавриата 030900 «Юриспруденция» утвержден приказом Минобрнауки 4 мая 2010 года [3].
Законом об образовании определяется и понятие индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося. Учитывая, что основным требованием новых стандартов является реализация системно-деятельностного подхода в обучении в статье 2 Закона об образовании дается определение практики как вида учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенного вида работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Особенности ФГОС и федеральные государственные требования отмечены в ст. 11 Закона об образовании:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
ФГОС включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ.
Введение новых стандартов обучения в высшей школе должно привести к основательной трансформации всего процесса обучения. Однако, вопрос о том, какие это должны быть изменения, все еще на стадии решения и согласования.
Вопросов действительно много. Как должна измениться методика преподавания в ориентире на формирование целого комплекса компетенций у студентов? Каковы запросы практики к юридическому образованию? Сможет ли система юридического образования быстро и адекватно реагировать на имеющиеся вызовы практики и системы управления? В целом, можно согласиться с утверждением о том, что система юридического образования, профессорско-преподавательские коллективы юридических вузов и факультетов находятся в ситуации серьезных вызовов и испытаний [4].
Одна из проблем заключается в том, что в свете перехода на Болонскую систему образования остается нерешенным вопрос с трудоустройством бакалавров. Так, по мнению ректора Московского государственного юридического университета им. Кутафина Виктора Блажеева правоведы старой закалки не принимают коллег-бакалавров за полноценных юристов. Например, в судьи бакалавра не возьмут, статус адвоката или лицензия нотариуса бакалавру тоже не светит. Так что у «маленьких» юристов есть основания чувствовать себя неуютно в окружении «больших» коллег, имеющих степень магистра или старый диплом специалиста [5]. Поэтому необходимо решать вопросы с трудоустройством и бакалавров. В рамках новых профессиональных стандартов сейчас ищут для них полноправное место, точнее - места.
Еще одна коллизия заключается в уровне магистерского образования, не прошедших ступень юридического бакалавриата. Например, человек окончил филологический вуз, стал бакалавром, потом поступил в магистратуру юридического факультета. Считать ли его полноправным юристом или держать в стороне от высоких юридических должностей? В научной среде предлагается два подхода к решению этой проблемы. Первый из них заключается в том, что необходимо прописать новые квалификационные требования и профессиональные стандарты ко всем юридическим профессиям, в том числе судьям, прокурорам, адвокатам и т.д., разработанные и утвержденные соответствующими ведомствами. Второй, более простой вариант, состоит в запрете поступать в юридическую магистратуру со стороны.
Еще один проблемный аспект в подготовке юристов, связан с запросами и требованиями к юридическому образованию практиков (потенциальных работодателей). По результатам социологического исследования института «Право общественных интересов» существует запрос юридической практики на два типа выпускников, условно называемых «юрист-исполнитель» и «юрист-новатор» [6]. От юристов первого типа ждут хорошего владения прикладными знаниями и навыками: знания законодательства и правоприменительной практики, практического знакомства с соответствующими процедурами, способности составить документы. Спрос на юристов такого типа достаточно велик и в государственном и негосударственном секторе.
А вот юрист-новатор должен находить правовое решение для нестандартных проблем, развивать и создавать новую правоприменительную практику, формировать новые стандарты юридической работы и т. п. Такой юрист должен оценить качество закона и его влияние на экономические, социальные процессы, видеть пробелы в юридической практике.
Конечно, данное подразделение типов юридической деятельности является чисто условным, однако, анализируя цели ФГОС, можно предположить, что юрист-исполнитель готовится в соответствии с программой бакалавриата, а юрист-новатор – программой магистратуры.
Исходя из требований Президента РФ, о том что, образование надо сближать с производством, создавать свои вузовские рейтинги и активно популяризировать науку [7], целесообразней было бы образовательный процесс по подготовке бакалавра (магистра) построить таким образом, чтобы кроме, базовых фундаментальных знаний, предусмотренных стандартом, формировать еще и компетенции необходимые для юриста-исполнителя либо юриста-новатора. ФГОС по подготовке бакалавра, и ФГОС по подготовке магистра способствуют этому, т.к. в них уменьшено число академической нагрузки на лекционную работу, и увеличен объем семинарских, практических занятий, а также объем самостоятельной работы.
За последние годы немало сделано, чтобы вузы развивались в соответствии с требованием времени, становились конкурентоспособными, задавали ориентиры передовым отраслям. Сформирована сеть ведущих университетов, выделены значительные бюджетные ресурсы. На поддержку исследований под руководством ведущих ученых предусмотрены гранты господдержки. Укрепляется система кооперации вузов и предприятий [8].
В этой связи, нам думается, важнейшей целью российской реформы (модернизации) образования стало последовательное обеспечение приоритета интересов личности, гуманизация всей системы образования. Ведущие направления реформы, принципы государственной политики в области образования, видимо, связаны с реализацией этого приоритета. В системе образования Российской Федерации появляются новые технологии обучения, инновации и на их основе - новые учебные программы и пособия, ориентированные на формирование комплекса компетенций у обучающихся.
В современных условиях юрист должен обладать высоким уровнем правовой культуры, хорошо ориентироваться в российском и зарубежном законодательстве, разбираться в проблемах рыночной экономики, уметь давать анализ конкретных ситуаций, стоять на защите свободы договоров, а самое главное, быть способным защищать права человека и гражданина. Именно поэтому российской системе образования важна и необходима широкая поддержка образовательной политики, в первую очередь, со стороны общества. Не менее важным представляется восстановление ответственной и активной роли государственных органов в образовательной сфере, что позволит российскому высшему юридическому образованию достойно конкурировать с системами образования ведущих стран мира.
Литература:
1. Валькова, Г. А. Стандарты нового поколения – как фактор современной модели общего образования / Г. А. Валькова: сборник статей Администрации Президента Республики Башкортостан. – Режим доступа: http://lyceum68.ru/index.php/standarty-novogo-pokoleniya.
2. Конституция Российской Федерации (принята народным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»): Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 № 464 (ред. от 31.05.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. - № 26. – 28 июня.
4. Семитко, А. П. Проблемы подготовки юристов в контексте новых образовательных стандартов / А. П. Семитко // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 6. – С. 124 – 130.
5. Куликов, В. Судья первого сорта / В. Куликов. – Режим доступа: http://www.rg.ru.
6. Юридическое образование в России: поиск новых стандартов качества. Материалы исследования. – М.: Институт «Право общественных интересов» (Pilnet), 2013. – 416 с. – Режим доступа: http://www.pilnet.ru/publications.
7. Неучей не возьмут и на «платное»: материалы X съезда Российского союза ректоров. – Режим доступа: http://www.gazeta.ru.
8. Латухина, К. Армия с дипломом / К. Латухина. – Режим доступа: http://www.rg.ru.