Исторические аспекты становления самостоятельной работы студентов в системе высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (303) март 2020 г.

Дата публикации: 26.03.2020

Статья просмотрена: 439 раз

Библиографическое описание:

Чистяков, А. Д. Исторические аспекты становления самостоятельной работы студентов в системе высшего образования / А. Д. Чистяков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68374/ (дата обращения: 16.12.2024).



Благодаря внедрению в образовательный стандарт высших учебных заведения ФГОС ВО нового поколения задача организации самостоятельной работы студентов становится все более актуальной. Под самостоятельной работой следует понимать индивидуальную и коллективную учебную деятельность, которая осуществляется без педагогического руководства, но в соответствии с его заданиями и под обязательным контролем [4]. В качестве цели самостоятельной работы студентов понимают процесс овладения необходимыми фундаментальными знаниями, профессионально важными умениями и навыками деятельности в соответствии с профилем образования, необходимым творческим опытом, основами проведения исследовательской деятельности. Благодаря использованию самостоятельной работы студентов у них развивается самостоятельность, ответственность, они становятся более организованными, применяют более творческий подход к тому, чтобы решать задачи будущей профессиональной деятельности.

Историческое развитие исследований организации самостоятельной работы студентов имеет тесную связь с историческим развитием отечественного высшего университета. Первым русским университетом считается Московский государственный университет, был организован императрицей Елизаветой 12 января 1755 г. Одним из наиболее значимых представителей отечественной науки в данные годы являлся М. В. Ломоносов, который изначально считал, что педагогическая и научная деятельность не могут существовать изолированно друг от друга. Однако, данный период также характеризуется тем, что в педагогической деятельности в университетах использовался в большей степени универсализм и энциклопедизм профессоров, а в качестве ключевых форм организации учебного процесса всегда выступали лекции и диспуты. Считалось, что от преподавателей требовалось в то время использование высокой культуры речи во время лекций, использования мастерства организации дискуссии, развитое умение осуществлять контроль подготовки студентов, в обучение студентов навыкам самостоятельной работы отходило на второй план [5].

Середина XIX в. характеризуется тем, что педагоги осознали, что процесс обучения в высшем учебном заведении имеет множество граней, в которой очень важная роль отведена именно самостоятельной работе студентов. Педагоги поняли, что грамотная организации самостоятельной работы определяют формирование фундаментальности и глубины знаний будущего специалиста. Только в условиях организации самостоятельной работы студентов, будущий специалист сможет эффективно решать сложные задачи при осуществлении собственной профессиональной деятельности [1].

В данной области очень прогрессивные взгляды имел К. Д. Ушинский, который считал, что педагоги, которые обучают в высшем учебном заведении, должны руководить организацией самостоятельной работы студентов, помогать им в поиске источников, курировать работу, поясняя непонятное и контролируя ту работу, что уже сделана. К. Д. Ушинский говорил, что только в такой ситуации специалисты, которые отучились в университете, будут иметь необходимый уровень знаний для осуществления профессиональной деятельности. Он считал, что у самостоятельной работы есть важная роль при осуществлении подготовки специалистов, что обуславливает то, что самостоятельная работа должна не только быть основана на изучении учебников, но также должна быть ориентирована на работу с научными трудами и первоисточниками [8].

Н. И. Пироговым отвергалась традиционная методика обучения студентов с использованием лекций, он также считал, что самостоятельной работе студентов должно отводиться центральное место в процессе получения высшего образования. Он считал, что лекции должны использоваться в качестве новой формы контроля, при которой профессор в процессе бесед со студентами определял уровень их знаний в определенной специальности. Необходимо акцентировать внимание на том, что Н. И. Пирогов не учитывал тот факт, что активизировать самостоятельную деятельность студентов может только лектор, который должен со студентами на лекции разобрать самые сложные вопросы, которые могли возникнуть у студента в процессе осуществления самостоятельной работы [1].

Советский период в историческом развитии отечественной педагогики характеризуется тем, что исследования начали посвящаться трактовке такого понятия, как «самостоятельная работа». В данный период советские педагоги активно пытались определить особенности характеристики таких понятий, как «самостоятельность», «самостоятельная работа», «организация самостоятельной работы».

Среди первых теоретических работ по проблеме организации самостоятельной работы студентов следует отметить исследование Р. М. Микельсона, которым было разработано следующее понятие самостоятельной работы: самостоятельная работа является выполнением учащимися определенных заданий под наблюдением педагога, однако, без его помощи [6]. Следует отметить, что исследование Р. М. Микельсона привело к тому, что в дальнейшем советские педагоги стали уделять больше внимания изучению сущности понятия «самостоятельная работа».

На недостатки определения Р. М. Микельсона указывал в своих исследованиях Б. П. Есипов. Он считал, что данное определение не отражает всей сути самостоятельной работы студентов, т. к. е указывает на то, что самостоятельная работа характеризуется проявлениям студентов активности при осуществлении мыслительной и практической деятельности. При этом Б. П. Есипов отмечал, что не совсем верен тот факт, что в процессе осуществления самостоятельной работы студентами педагог не может оказывать какую-либо помощь [2]. Им было дано более расширенное определение самостоятельной работы — самостоятельная работа студентов в процессе обучения является работой, выполняющейся в отсутствии непосредственного участия педагога, но в соответствии с его заданием, в специально отведенное для этого время; при такой работе студенты сознательно стремятся к тому, чтобы достичь поставленной в задании цели, проявив максимально возможные усилия и проявив свои умственные или физические способности при выполнении задания [2]. Следует отметить, что данное определение также не совсем верно, т. к. не учитывает важнейший признак самостоятельной работы — использование студентом в процессе осуществления деятельности творческого подхода.

И. Э. Унт под самостоятельной работой понимает одно из средств, направленных на активизацию обучающихся. Он считал, что самостоятельная работа студентов представляет собой определенный способ учебной работы, в которой учащиеся выполняют новые учебные задания при помощи руководства для выполнения данных заданий; работа при этом осуществляется под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия; характер заданий приводит к тому, что для его выполнения каждый студент должен проявить определенные умственные способности [7].

В настоящее время важным становится активизация самостоятельной работы, которая выражается, в частности, в увеличении количества времени на самостоятельную работу. В связи с этим в работе Ф. П. Хакуновой отмечается, что «в действующих на сегодня в России учебных планах и программах отношение между лекциями и самостоятельной работой редко не превышает соотношение 1:1. В европейских странах и в США отмечается устойчивая тенденция снижения общего времени на чтение лекций и повышения времени самостоятельной работы студентов в примерном соотношении 1:3 [9]. Подобное (трехкратное) превышение считается наиболее эффективным при подготовке профессионалов и повышения качества образования. Наметилась очевидная зависимость состояния многих сфер общественной жизни от тенденций трансформации мировой экономики, и высшее профессиональное образование здесь не является исключением. Для человека, получившего высшее (и не только) образование, становится важным максимально быстро переучиваться на столь динамичном рынке труда, исчезает ориентир на моноспециализацию, происходит интеллектуализация труда, взамен взаимозаменяемости специалистов приходит индивидуализация профессиональных задач и т. п. [1].

В заключение хочется отметить, что в ходе становления самостоятельной работы студентов наблюдается историческая тенденция от отсутствия самостоятельной работы вообще, до ее большой значимости на сегодняшний день. В новом образовательном стандарте высшего образования уделяется большое внимание организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа является необходимой для эффективного формирования базовых компетенций специалиста, установленных требованиями ФГОС ВО. Самостоятельная работа обладает большим значением в плане формирования активности познавательного характера, а также студенческой самостоятельности. Самостоятельная работа представляет собой форму единой совместной деятельности студентов и преподавателя. При выполнении самостоятельной работы, студенты активно используют приобретенные знания, умения и навыки, занимаются деятельностью поискового характера. По этой причине в данной самостоятельной студенческой деятельности взаимообусловливаются и укрепляются познавательная самостоятельность и активность, а такая деятельность характеризуется значительным уровнем сознательности. Если по результатам обучения студенты получили такое личностное качество, как самостоятельность познавательного характера, то есть возможность утверждать, что на каждом этапе познания учебного характера происходит реализация дидактического принципа самостоятельности, активности и сознательности в обучении [2]. Организация самостоятельной работы является необходимой для эффективного формирования базовых компетенций специалиста, установленных требованиями нового образовательного стандарта.

Литература:

  1. Гордеев М. Н. Самостоятельная работа в истории педагогической мысли / М. Н. Гордеев // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 10.
  2. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. — М.: Учпедгиз, 1967.
  3. Иванов А. А. Теория и методика самостоятельной работы. // А. А. Иванов, Б. В. Ветров. — М.: Просвещение, 2017.
  4. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь / В. И. Ильинич. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 144 с.
  5. Исаев И. Ф. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы в России: Историко-педагогический контекст (1755–1917 гг.) / И. Ф. Исаев // Научные ведомости Белгород. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. — 2010. — № 5. –
  6. Микельсон Р. М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения / Р. М. Микельсон. М.: Учпедгиз, 1940.
  7. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. — М.: Педагогика, 1990.
  8. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. Соч. в 11 т. / К. Д. Ушинский. — 1948–1952. — Т. 2.
  9. Хакунова Ф. П. Проблема организации самостоятельной работы студентов и школьников на современном этапе образования / Ф. П. Хакунова // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Психология и педагогика. — 2012. — № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, самостоятельная работа студентов, историческое развитие, образовательный стандарт, работа, студент, будущий специалист, высшее образование, высшее учебное заведение, познавательный характер.


Задать вопрос