Действующее природоохранительное законодательство направлено на обеспечение приоритета охраны жизни и здоровья человека, благоприятных экологических условий жизни, труда и отдыха населения, научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, реально гарантирующих право человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.
Конституцией Российской Федерации (от 12 декабря 1993года) закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту экологических прав граждан: гарантируют право на охрану здоровья граждан, права на информацию о факторах, влияющих на здоровье.
В полной мере все эти положения относятся и к несовершеннолетним гражданам нашего общества — школьникам. Многочисленные исследования показали, что здоровье современных школьников существенно ухудшается за время учебы.
Учащиеся проводят значительную часть своего времени в особом микросоциуме — образовательной среде, влияние которой на развитие, здоровье и воспитание ребёнка может быть различным.
Вот почему, жизненно важной становится проблема обеспечения экологической безопасности среды образовательного учреждения.
Образовательная среда представляет собой психолого-педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение [1].
Комплексную безопасность образовательного учреждения можно рассматривать как состояние защищённости образовательного учреждения от реальных и потенциальных (прогнозируемых) угроз социального, техногенного и экологического характера, обеспечивающее его безопасное функционирование, защищённость всех участников образовательного процесса.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетным является — экологическая безопасность.
Рассматривая пути обеспечения экологической безопасности, исследователи (Е. А. Алисов [1], Н. К. Смирнов [6]) выделяют два системных компонента: организационно-технический и психолого-педагогический.
Ко второму компоненту экологически безопасной образовательной среды относится система психолого-педагогических условий и влияний, обеспечивающих возможности развития личности в состоянии защищенности от негативного воздействия экологических факторов и оптимальности взаимодействия с миром природы.
Формирование экологически безопасной образовательной среды комплексный процесс различных видов педагогической деятельности, направленный на усиление образовательного влияния на субъекты образования за счет оптимизации действия значимых экологических факторов. В современных условиях обеспечение экологической безопасности среды образовательных учреждений является актуальной задачей, для решения которой необходимо применение комплексного подхода, сочетающего в себе повышение уровня технической экологической безопасности ОУ и меры по развитию экологической культуры обучающихся.
Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении человека достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В формировании экологической культуры особая роль отводится образованию, суть которого заключается не только в накоплении информации и обогащении знаний, но и в самом процессе формирования мировоззрения, убеждений и взглядов, чувств и алгоритмов поведения. В системе образования экологическая культура формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и обществом.
Наиболее эффективными в развитии личности, формировании ее культуры, несомненно, являются инновационные методики и технологии. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания БЖ, относятся игровые технологии.
В настоящее время существует ряд подходов к определению «экологическая культура». По мнению Лаврова С. Б., экокультура — это «неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой, способствующая здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности общества и человека» [4, с.11].
В работах других авторов экологическая культура рассматривается как совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы; способность человека к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира и себя в нем; готовность к природоохранной деятельности [8, с.12].
И. Д. Зверев считает, что понятие экологическая культура состоит из следующих компонентов:
- понимание специфики и сложности природных явлений, их взаимосвязи;
- целостность знаний об окружающей среде;
- способность мыслить в границах экологической безопасности;
- следование законам, охраняющим природную среду;
- способность к созданию конструктивных этических положений, регулирующих отношения человека с окружающей его природной средой;
- готовность нести ответственность за сохранность окружающей среды [2, с.23].
В структуре понятия экологическая культура можно выделить следующие компоненты:
- когнитивный (знаниевый) компонент — наличие информации, знания об основных экологических закономерностях, проблемах и задачах;
- мотивационный — осознание необходимости и готовность к деятельности, направленной на поддержание экологического равновесия окружающей среды;
- операционный — наличие умений, позволяющих действовать экологически целесообразно;
- социально-деятельностный — навыки экологически направленной деятельности, практическое использование экологических знаний и умений в повседневной жизни [3].
Важным условием формирования экологической культуры школьников является процесс модернизации системы экологического образования и просвещения, базирующийся на деятельностном подходе и идеях личносто-ориентированного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения формирование экологической культуры школьников определено как планируемый личностный результат образования.
Развитие экологической культуры — ведущая задача экологического образования. Научные знания в области экологии и экологической безопасности делают возможным предвидение последствий воздействия человека на природную среду, позволяют ценить прогрессивный опыт, предусматривать как достоинства, так и недостатки принимаемых хозяйственных решений.
Направлениям развития экологизации школьного образования значительное внимание уделено в работах видных ученых, таких как: Андреева Н. Д., Верзилин Н. М., Зверев И. Д., Корсунская В. М., Пономарева И. Н.,, Соломин В. П., Суравегина И.Т и другие.
Формированию экологической культуры школьников, несомненно, будет способствовать целенаправленная деятельность по усилению экологической составляющей образования.
В современной школе экологические вопросы находят отражение в учебных программах различных предметов — физике, химии, литературе, математике, русском языке, музыке, технологии и других. Однако, более системно экологическая тематика изучается в курсах естествознания.
На формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, в том числе и экологической безопасности, способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях ориентирован учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время, следует отметить, что, при имеющемся многообразии программ курса «ОБЖ», вопросы экологической безопасности представлены недостаточно. Экологические темы рассматриваются в 5, 8 и 9 классах.
В образовательном стандарте второго поколения по Основам безопасности жизнедеятельности ставятся задачи формирования экологической культуры, усиления экологической составляющей содержания курса. В спектре личностных результатов обучения ОБЖ в основной школе выделяется воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды.
Формирование экологической культуры должно стать одной из важных задач образования в области безопасности жизнедеятельности. Необходимо искать эффективные формы и новое содержание, отвечающее требованиям времени и интересам обучающихся. Нам представляется перспективным организация исследовательской работы школьников по изучению экологической безопасности среды образовательного учреждения. Данное направление успешно развивается на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена в подготовке магистерских диссертаций. Результатом таких исследований явились разработки факультатива и кружка по экологической безопасности с реализацией в школах на педагогической практике [5, 7]..
Учебно-исследовательская деятельность школьников была организована как индивидуально, так и в малых группах. При этом педагогической практика показала предпочтительность групповых форм организации исследовательской работы учащихся. Результаты такой работы и конкретные рекомендации по улучшению состояния территории школы были представлены на ученической конференции. Исключительно значимым для школьников явилось ознакомление администрации образовательного учреждения с результатами проведенных исследований.
Организация самостоятельной исследовательской работы школьников, представление результатов администрации школы, на наш взгляд имеют большое значение для развития активной общественной позиции в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, расширение сферы практического участия в сохранении и защите благоприятной окружающей среды, обеспечении экологической безопасности образовательной среды.
Таким образом, проблемы экологизации образования, направленного на развитие экологической культуры и сохранение экологической безопасности образовательной среды должны решаться путем совершенствования содержания и методов не только учебной работы, но и внеурочной деятельности.
Литература:
1. Алисов, Е. А. Педагогическое проектирование экологически безопасной образовательной среды: Автореферат дис.... д.п.н. / Е. А. Алисов. — М., 2011. — 40 с.
2. Зверев И. Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. — М., 2008.- 78 с.
3. Киселева Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании знаний по экологической безопасности школьников/Вестник Орловского государственного университета. 2013. № 5 С.97–101
4. Лавров С. Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. — СПб.: СПбГУПМ, 2008. — 72 с.
5. Попова Р. И., Елизарова И. С. Особенности методической подготовки магистров педагогического образования вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности Высшее образование сегодня. 2011. № 4. С. 83–86.
6. Смирнов, Н. К. Здоровьеберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. — М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.
7. Соломин В. П., Станкевич П. В. Формирование содержания специализированных магистерских программ в области экологической безопасности. — Вестник Международной Академии наук (Русская секция), 2009. Специальный выпуск.
8. Яншин А. Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. // Экология и жизнь. — 2009. № 3