Педагогические основы развития социально-активной личности
Автор: Тожибоева Хилолахон М.
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 4237 раз
Библиографическое описание:
Тожибоева, Хилолахон М. Педагогические основы развития социально-активной личности / Хилолахон М Тожибоева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2886/ (дата обращения: 16.12.2024).
Построение в Узбекистане демократического гражданского общества, создание условий для обеспеченной и счастливой жизни молодежи, а значит и будущего государства, связано с тем, насколько активно молодое поколение принимает участие в созидательном процессе. Президент нашей страны неоднократно подчеркивал, что в молодежи он видит опору государства и веру в его будущее. “Сегодняшняя молодежь решительно входит в жизнь, полная сил и уверенности”, - такова оценка молодого поколения руководителем государства [1].
Потребности человека формируются в процессе образования, овладения культурными ценностями. Удовлетворение собственных потребностей человека происходит в процессе его деятельности, содержание и формы которой определяются уровнем социального развития общества, то есть деятельность индивидуама является управляемым процессом. Поэтому проблема формирования социальной активности исследуется в педагогической науке.
Человек понимает общественные обязанности, долг перед обществом и свою ответственность как естественное состояние, а свою свободу и социальную активность как единое целое, что и превращает человека в настоящую личность.
Жизненная активность человека воспринимается как ведущая составляющая его личности. В процессе формирования активности задействованы не только природные и социальные факторы, но и личные желания и устремления человека. Только таким образом складывается личностный и социальный облик человека. Само общество, его сущность и структура, компоненты, организующие отношения в обществе, - всё это результат созидательной деятельности всех личностей, творчества, направленного на изменение мира.
Изменения в обществе происходят бесконечно, так как в них проявляется активность человеческой личности, то есть осуществляются новые открытия и процесс развития. Изменяя мир, активная личность совершенствует свои способности, мастерство, знания и умения, а значит, изменяет и «создаёт себя». В процессе активной жизни и работы человек постоянно расширяет свои связи с обществом.
Критерием социальной активности обычно считают интенсивную деятельность. Оцениваются, как правило, три стороны деятельности:
участие субъекта в различных видах деятельности и готовность на высоком уровне к достижению цели;
проявление личностных качеств в деятельности;
общественная значимость материального или духовного продукта, полученного в результате деятельности.
Австрийский психолог и философ В.Франкл подчеркивал, что индивидуальность, личностные ценности и сущность человека непременно связаны с обществом, в котором он живёт. По мнению американского социолога живёт. По мнению американского социолога Т.Паркинсона, истинная ценность человеческой личности обнаруживается только в отношениях с окружающей средой, то есть проявляется в его активности.
Как утверждают психологи Р.Пломин и Х.Херманс (1997) на формирование полноценностей, всесторонне развитой личности влияют три основных фактора [2, с.254]:
Присущие личности биологические возможности: имеется в виду тип темперамента личности, воздействующией на взаимоотношения людей.
Субъективные или психологические свойства, обусловливающие стратегию межличностных отношений. Они определяют возможный выбор для вступления личности в определенные отношения, которые обогащаются и совершенствуются в процессе жизни.
Непосредственные межличностные отношения как самостоятельный процесс функционируют в общественной культурной среде, которая является главным механизмом, обеспечивающим формирование личности.
Все три фактора выступают в единстве и взаимодействуют. Без их преемственности и взаимосвязи всестороннее развитие личности не представляется возможным.
Всестороннее развитие личности – это не только овладение специальными знаниями, но и идейно-нравственное формирование личности; - это не только человек – труженик, но и представитель определенной общественной группы и сам известен своими достижениями и пользующийся авторитетом. Человек, даже много знающий в какой-либо области и владеющий определенными умениями и навыками, но стоящий в стороне от общественного труда, общественных заданий, не достигнет уровня всесторонне развитой личности.
Поэтому, когда речь идет о всесторонне развитой личности, имеется в виду, что человек активно включается в жизнь общества, в общественный труд, готов выполнять различные общественные задания.
Наш опыт подтверждает, что для решения проблемы повышения активности личности в образовательном процессе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные (психологические) особенности учащихся. При этом учитываются не только отдельные свойства личности, а с самого начала обучения принимаются во внимание все личностные качества обучаемых. Следовательно, характеризуя деятельность личности, его психики (психические состояние, психические особенности, психические процессы), мы также должны отметить и свойства, обусловленные национальным менталитом.
В качестве педагогических основ развития социальной активности личности в процессе обучения выступают следующие положения:
социальная активность личности формируются в процессе социально-педагогических отношений и проявляется в жизненной позиции обучаемых;
важным показателем сформированности интеллектуального и духовного потенциала является организованная деятельность личности в соответствии с общественными требованиями;
развитие социальной активности личности в образовательном процессе связано с выполнением воспитательных, организационных работ на высоком качественном уровне;
развитие социальной активности личности стимулируется прогнозированием перспектив общественного прогресса.
Обозначим три направления возможного решения задач развития социальной активности личности в образовательном процессе:
доведение до сознания личности понятия социальной активности;
организация содержательного досуга;
ориентирование на проявление любой инициативы со стороны получателей образования и их поддержка.
Результаты исследования убеждают нас в том, что если не будет создано соответствующих педагогических условий, то процесс развития личной и социальной активности окажется неэффективным. Причины подобного «неуспеха» состоят в следующем:
мысли и мнения учащихся, жизненные подходы, стремления не совпадают с мировозрением взрослых (родителей, учителей и др.);
допущенные учащимися ошибки и недочеты не анализируются, не оказывается помощь в их исправлении и устранении (в большинстве случаев деятельность ученика подвергается резкой критике);
не создаются условия для свободного проявления инициативы, самостоятельного мышления;
в образовательных учреждениях господствует авторитарный стиль управления учебно-воспитательным процессом;
не поошряется здоровая конкуренция в микросреде, основанная на дискуссиях, обсуждениях, не предоставляется возможности для раскрытия личностных каеств и интересов учащихся.
В нашем исследовании были определены психолого-педагогические возможности повышения социальной активности личности в образовательном процессе, а именно:
гуманизация общественных отношений в повышении социальной активности личности;
использование интерактивных технологий в процессе обучения;
учет индивидуальных и возрастных особенностей личности;
обеспечение педагогического сотрудничества образовательных учреждений, махалли и семьи.
Сущность социальной среды личности, в нашем понимании, заключается в: равноправных отношениях личности с другими членами общества, умении оценивать ситуацию; творческой деятельности, способности планировать своё будущее, стремлении понять смысль жизни. Если указанные ниже принципы у личности будут сформированы, то его активность можно оценить как высокую. Это: готовность к выполнению ученых задач, стремление к самостоятельной деятельности, осмысленность выполняемых действий, сосредоточенность на предмете деятельности, желание повысить уровень своих знаний.
Перечисленные далее задачи учебных занятий, их решение значительно повысит процессе активизации личности:
отстаивание и аргументация своей точки зрения;
участие в дискуссиях и обсуждении;
задавание вопросов одноклассникам или учителю;
оценивание и коментирование ответов других;
объяснение учебных тем слабо успевающим одноклассникам, оказание помощи в усвоении материала;
окозание помощи в усвоении материала;
выбор заданий в соответствии со своими возможностями;
поиск возможных вариантов решения задач;
проверка и анализ результатов выполнения своей работы;
комплексное применение полученных знаний, умений и навыков для решения учебных задач.
Ведущие ученые-педагоги нашей Республики, учителя средних общеобразовательных школ стремятся максимально использовать научно обоснованные и адаптированные к социально-педагогическим условиям Узбекистана современные образовательные технологии, в том числе и технологии, направленные на активизацию личности в учебно-воспитательном процессе.
Обозначим основные критерии повышения уровня социальной активности учащихся:
освоение знаний, обогащающих мировоззрение и способствующих установлению отношений в обществе;
участие в процессе организации социальных отношений;
усвоение содержания обучения общественно-гуманитарным предметам и овладения навыками и умениямы применения усвоенных знаний в практической деятельности;
умение находить выход из проблемных ситуаций и оценивать их;
проявление личностных качеств как показателя уровня социальной активности личности (сознательность, идейность, решительность, трудоспособность самостоятельность, инициативность, интенсивность, свободное мышление, творчество, ответственност и т.).
В заключение следует подчеркнуть, что социальная активность личности связано с её участием в общественных отношениях и определяет содержание этих отношений. Для человека его социальная активность важна в двух аспектах: во – первых, благодаря ей создается основа для определения места человека в жизни, во-вторых, все его знания, энергия, способности реализуется в трудовой деятельности на благо развития общества. Социальная активность личности формируется в учебно-воспитательном процессе и является показателем общего развития личности. Разработанные содержание и критерии обеспечивают эффективность процесса развития социальной активности личности.
Литература:
http://toshkent.uz/uz/article/5721/ “Тарихдан сабоқ олиб, замон билан ҳамқадам бўлиб яшаш – бугунги ҳаётнинг ўткир талаби” номли маърузадан
Карпара Дж., Сервон Д. Психология личности. – М.: Питер, 2003. - 640 с.