Изучение психологической безопасности образовательной среды для субъектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 21.06.2018

Статья просмотрена: 1056 раз

Библиографическое описание:

Ядне, А. Э. Изучение психологической безопасности образовательной среды для субъектов / А. Э. Ядне. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 330-334. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51599/ (дата обращения: 19.10.2024).



Проблема возрастающей защищенности личности от психологического насилия в образовательной среде.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, безопасность личности, защищенность, рефератная значимость среды.

Проблема обеспечения психологической безопасности индивиды и общества в целом, связана с усилением воздействия неблагоприятными факторами внешней среды на личность, а также с тем, к чему подобные риски могут привести в перспективе. Такие условия, как усложнение факторов внешней среды, постоянный информационный прессинг, который носит системный характер, требуют от личности умения обстрагиваться и адаптироваться, что не всегда является возможным.

Психологическая безопасность связана с совокупностью внешних условий, оказывающих влияние на индивида, при которых максимально раскрывается его природа, а психическое здоровье связано с его личностным развитием. Таким образом, понятия психологической безопасности и психического здоровья являются взаимосвязанными. проблема обострения неопределенности образовательной среды все более обостряется, что требует исследования и описания среды для каждого конкретного учреждения. [2, c. 94]

Психологизация образовательной среды, которая ставит перед собой целью создание безопасных условий труда и учебы, сохранение и укрепление психологического здоровья членов, защита от любых видов и форм дискриминации, в настоящее время выступает как альтернатива существующей агрессивной социальной среде. Важным условием является обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. Необходимо смоделировать и спроектировать образовательную среду, где бы личность востребовалась и свободно функционировала, где бы все ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье. [1, c.58]

Объект исследования: образовательная среда МКОУ АШИ.

Предмет исследования: условия безопасности образовательной среды МКОУ АШИ.

Цель: выявление психолого-педагогических условий безопасности образовательной среды в МКОУ АШИ.

Теоретические: синтез, изучение и реферирование источников по выбранной теме, аналогия и моделирование.

Эмпирические: наблюдение за объектами исследование, измерение значимых характеристик, сравнение и анализ полученных результатов.

База исследования: исследование проводилось на базе МКОУ АШИ с. Антипаюта в течении двух месяцев (январь — февраль 2018 г.). В исследовании приняло участие 49 респондентов: 26 воспитанников младшего школьного возраста в возрасте от 7 до 11 лет, 23 подростка в возрасте от 12 до 17 лет.

Проблема обеспечения психологической безопасности индивиды и общества в целом, связана с усилением воздействия неблагоприятными факторами внешней среды на личность, а также с тем, к чему подобные риски могут привести в перспективе. Такие условия, как усложнение факторов внешней среды, постоянный информационный прессинг, который носит системный характер, требуют от личности умения обстрагиваться и адаптироваться, что не всегда является возможным.

Психологическая безопасность связано с совокупностью внешних условий, оказывающих влияние на индивида, при которых максимально раскрывается его природа, а психическое здоровье связано — с его личностным развитием. Таким образом, понятия психологической безопасности и психического здоровья являются взаимосвязанными. проблема обострения неопределенности образовательной среды все более обостряется, что требует исследования и описания среды для каждого конкретного учреждения.

Цель данной диагностики — изучение уровня психологической безопасности МКОУ АШИ.

Гипотеза: состояние образовательной среды способно влиять на уровень психологической безопасности личности.

Исследование проводилось в декабре 2017 — феврале 2018 гг на базе МКОУ АШИ. В нем принимали участие 26 воспитанников младшего школьникого возраста в возрасте от 7 до 11 лет, 23 подростка в возрасте от 12 до 17 лет, 8 педагогов. Диагностирование с участием родителей воспитанников не представляется возможным, т. к. специфика Антипаютинской школы-интерната такова, что она находится на территории крайнего Севера, их родители ведут кочевой образ жизни, и имеют возможность проводить время с детьми лишь в период летних каникул.

С целью продиагностировать психическое здоровье воспитанников, были использованы методики:

– опросник самоотношения (В. В. Столин),

– индивидуально-типологический детский опросник (Л. Н. Собчик),

– самоактуализационный тест (Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская)

Диагностика характеристик безопасности среды проводилась при помощи анкеты-опросника «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников и педагогов, разработанной И. А. Баевой

Проанализированы показатели безопасности образовательной среды и представлены следующие результаты. Результаты диагностики по интегральному показателю отношения к образовательной среде демонстрирует, что большинство участников относятся к ней положительно, а именно 78 % респондентов младших школьников, 69 % подростков и 62 % педагогов.

Педагоги, в среднем, более негативно относятся к образовательной среде 11 %), чем подростки (9 %) и младшие школьники (6 %). Нейтральное отношение зафиксировано у 26 % младших школьников, 22 % у подростков и 27 % у педагогов. Данные можно представить в виде графика на рисунке 1.

Рис. 1. Интегральный показатель отношения к образовательной среде [Источник: составлено автором]

Результаты изучения данного показателя представлены в таблице 1., где * отмечены те характеристики образовательной, которые респонденты считают для себя наиболее важными.

Таблица 1

Степень удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды

Значимые характеристики

Степень удовлетворенности

Младшие школьники

Подростки

Педагоги

Взаимоотношения педагогов и

воспитанников*

3,09

2,78

2,75

Эмоциональный комфорт*

3,29

1,24

3,31

Возможность проявить

инициативу

1,25

1,21

1,2

Учет личных проблем и затруднений

0,65

0,63

0,94

Внимание к просьбам

предложениям

1,29

1,17

1,34

Уважительное отношение к себе*

2,40

2,35

2,06

Возможность высказать свою точку зрения*

1,78

1,99

1,12

Общий индекс удовлетворенности

0,48

0,47

0,46

[Источник: составлено автором]

В ходе проведения диагностики по детскому индивидуально-типологическому опроснику, у учащихся также присутствует показатель тревожности. Показатель «агрессивность» находится в пределах нормы. Стоит отметить, что результаты подростков по показателю «саморуководство» находится на низком уровне, что говорит о том, что подростки испытывают трудности со структурированием собственной деятельности, поэтому нуждаются в направлении по принципу «из вне». Также диагностика по показателю «самообвинение» демонстрирует низкий уровень самокритичности, ответственности и готовности взять вину на себя за собственные ошибки и недостатки.

Методика «Направленность личности в общении (НЛО) показала, что доминирующая направленность в общении воспитанников является конформная, которую показали 24 % респондентов. Авторитарную направленность проявляют, в среднем, 20 % воспитанников младшего школьного возраста и подростков. 14 % и 15 % отдается индифферентной направленности личности, что означает частый уход от общения. Наименьший показатель у диалогической направленности личности в общении (1–3 %), что трактуется как взаимное доверие, открытость и уважение собеседников.

Рис. 2. Направленность личности в общении

Показатель эмоциональной напряженности воспитанников младшего школьного возраста — 17 баллов, подростков — 13 баллов. Это объясняется тем, что младшие воспитанники более ранимы и обидчивы.

Характеристики психического здоровья самих педагогов диагностировались с помощью использования теста самоактуализации автора В. В. Столина. Результатом явилось то, что способность к самоактуализации педагогов интерната МКОУ АШИ расположена в интервале 45–55Т баллов. Также, что интересно, наименее выраженным показателем является показатель «самообвинения» (55 баллов), что означает низкую критичность к себе, собственным действиям и ошибкам.

В качестве диагностики эмоционального состояния была использована методика автора В. В. Бойко «Синдром эмоционального выгорания». Получены следующие результаты диагностики: наиболее выраженным показателем является Резистенция (56 баллов), далее напряжение и истощение. Данные показатели можно определить, как синдром «редукция» (18, 5), что объясняется тем, что чаще всего педагоги стараются упростить и облегчить свои профессиональные обязательства, избегать деятельности, связанной с большими эмоциональными затратами.

Для общей диагностики безопасности образовательной среды использовалась методика И. А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы». В результате проведения диагностики по данной методике по первому показателю (удовлетворенность образовательной средой), у большей части воспитанников 68 % было выявлено положительное отношение к образовательной среде, 23 % продемонстрировали нейтральное отношение и 9 % процентов респондентов наблюдается негативное отношение. Данные представлены на графике 3.

Рис. 3. Степень удовлетворенности образовательной средой

Условия психологической безопасности среды образовательного учреждения также зависит от материально-технического обеспечения, с чем в МКОУ АШИ наблюдаются наибольшие затруднения. Помещения, в которых проживают воспитанники, являются слишком тесными. В одной комнате, средняя площадь которой, в среднем в школе-интернате, 42 , могут проживать до 16 человек. Такая теснота накладывает определенные ограничения физического и психологического плана, непосредственно, на самих воспитанников.

Также фактором риска может являться то, что ни педагоги, ни, тем более, воспитанники не имеют никакого представления о психическом здоровье и психологической безопасности. Следовательно, невозможно говорить об осознанном, целенаправленном формировании безопасной психологической среды без осведомления всех ее участников.

Как уже отмечалось ранее, в связи с со спецификой функционирования МКОУ АШИ и ее географическим положением, воспитанники видят своих родителей лишь в период летних каникул. Такое расставание особо тяжело переживается воспитанниками младшего школьного возраста, т. к. они надолго лишаются родительской поддержки и остаются «беззащитными» перед возможными проявлениями негативного характера, а иногда подвергаются психологическому и физическому насилию со стороны более старших воспитанников.

Таким образом, субъективные оценки участников образовательной среды дали возможность описать уровень психологической безопасности с их точки зрения. Наиболее защищенными чувствуют себя педагоги и подростки. Младшие школьники наиболее всего подвержены пагубному влиянию деструктивных психологических факторов, таких, как: оскорбления и неуважительное отношение. Показатели индекса удовлетворённости образовательной средой в трех группах резидентов находится на среднем уровне. Общий уровень безопасности психологической среды можно охарактеризовать как средний с тенденций к постепенному снижению уровня.

Доказано, что психологическая безопасность является ведущей характеристикой, определяющей развивающий характер образовательной среды. Она может выступать как основание для проектирования и моделирования психологических условий обучения и воспитания, одновременно способствуя укреплению и развитию психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

Литература:

  1. Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение//Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru.- 2014. № 3 С. 1–14.
  2. Дмитриевский В. А. Психологическая безопасность в учебных заведениях: учебник / В. А. Дмитриевский- М.: 2002. — 211 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, психологическая безопасность, АШа, психическое здоровье, внешняя среда, воспитанник, младший школьный возраст, педагог, подросток, информационный прессинг.


Похожие статьи

Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Изучение показателей динамики адаптационного процесса студентов-первокурсников

Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза

Социально-педагогические технологии формирования культуры здоровья в студенческой среде

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Формирование экономической культуры учащихся в образовательном процессе

Похожие статьи

Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Изучение показателей динамики адаптационного процесса студентов-первокурсников

Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза

Социально-педагогические технологии формирования культуры здоровья в студенческой среде

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Формирование экономической культуры учащихся в образовательном процессе

Задать вопрос