Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 30.09.2019

Статья просмотрена: 1668 раз

Библиографическое описание:

Попова, А. А. Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи / А. А. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 166-170. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62609/ (дата обращения: 15.11.2024).



Сложность развития коммуникативной сферы личности считается одной из животрепещущей тем исследования в современной психологии. Учитывая личностную индивидуальность каждого, сложно определить универсальную модель развития коммуникации человека, представляя трудность для обозначения навыка общения и коммуникации. Изучение коммуникативной сферы личности один из предметов исследования в психологии. Вопрос становления и развития коммуникативной сферы личности весьма актуален в ключе профессиональной подготовки будущих психологов.

Актуальность темы обозначена высокой степенью важности процесса общения и коммуникации в работе квалифицированного специалиста в сфере психологии.

Цель исследования: исследовать особенности коммуникативной сферы студентов 1 курса бакалавриата факультета социальной психологии СГСПУ.

Предмет исследования: особенности коммуникативной сферы студентов-психологов.

Гипотеза исследования: отличительной особенностью коммуникативной сферы студентов-психологов является выраженная в ее структуре степень эмпатийности, склонности к эмпатии, общительности, коммуницированию.

Молодежь и студенческая молодежь представляет собой обширную и прогрессивную часть современного российского общества. Студенческая молодежь за счет высокого уровня образования, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения, как поколение отражает основной интеллектуальный и производительный пласт общества [1, С.189]. Активно воплощая в жизнь свои стремления и цели молодежь, равно как и студенческая, задают вектор будущего развития современного общества. Как субъект молодежь и студенческая молодежь реализуются в конкретных исторических и социальных условиях общества в целом, помимо этого происходит и выбор индивидуальной позиции молодого человека. Для научного осмысления молодежи в целом, в том числе студенческой, в современном научном обществе применятся несколько подходов: воспроизводственный, интегральный, рискологический. Данные подходы помогают изучить молодежь, в том числе и студенческую как многочисленную и многогранную социально — демографическую группу общества [4, с.325]. Например, для создания интегрированного студенчества, обладающего высоким уровнем социализации, необходимо улучшать межэтнические, межгрупповые, межличностные взаимоотношения. С точки зрения возрастной психологии молодежь, в том числе студенческая, включает людей, возраст которых варьирует от 16 до 30 лет, а в настоящий момент до 35 лет. Как раз в этом возрастном диапазоне происходит устойчивое формирование системы жизненных ценностей, социального статуса личности, становление самосознания. Также происходит развитие критического мышления, способности оценивать жизненные явления, исходя из собственного индивидуального мировоззрения. Молодежь обладает способностью перерабатывать и усваивать большое количество информации, что в свою очередь формирует способность молодого человека находить оригинальные способы решения трудных ситуаций [5, с.101]. Помимо того, у молодых людей активно развивается коммуникативная сфера личности. Это связано с нахождением и установлением новых общественных связей, а также с высокой потребностью в динамичном общении молодых людей.

В качестве базы исследования был выбран Самарский государственный социально — педагогический университет. Выборку исследования составили 25 студентов — бакалавров 1 курса ФПСО СП возрастом от 17 до 21 года. Для анализа особенностей коммуникативной сферы студентов — бакалавров были проведены тестирования с использованием разных методик:

– Методика «Эмпатические тенденции Мехрабиана»

– Методика для исследования эмпатии И. М. Юсупова

– Тест В. Ф. Ряховского для оценки общего уровня общительности

Методику «Эмпатические тенденции Мехрабиана» и методику для исследования эмпатии И. М. Юсупова применяют для анализа восприятия и понимания между людьми. Данная методика раскрывает основной механизм социальной перцепции: идентификации, аттракции, эмпатии, социальной рефлексии, стереотипизации, каузальной атрибуции. Эмпатия — способность к сопереживанию, сочувствию, эмоциональному восприятию другого человека, проникновению во внутренний мир другого человека, принятие всех его мыслей, чувств [1, с.254]. Роджерс К. определял эмпатию как особые взаимоотношения, включающие в себя несколько аспектов: вхождение во внутренний мир переживаний другого человека и свободную в нем ориентацию; тонкую чувствительность к изменяющимся процессам в этом мире; проживание «жизни другого человека» — деликатно, не давая оценок, не пытаясь открыть больше, чем человек готов проявить, и при этом помогая делать это переживание более полным. Эмпатия является важнейшим условием личностного развития человека. Для оценки коммуникабельности и общительности выбран тест В. Ф. Ряховского. Согласно психологии общения коммуникабельность — это умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогощающему общению с другими людьми. Коммуникабельность представляет один из навыков успешного социального взаимодействия и затрагивает как профессиональную так личную сферу общения [4, с.385]. Коммуникабельность относится к одному из важных личных качеств людей, профессия которых предусматривает активное, прямое общение с другими людьми.

В ходе проведенного исследования коммуникативной сферы студентов — бакалавров 1 курса было выявлено следующее. У 16 % опрошенных высокий уровень коммуникации, 56 % — весьма общительны, у 24 % — нормальный уровень и у 4 % низкий (Диаграмма № 1).

76 % опрошенных показали нормальный уровень эмпатийности и у 40 % — нормальный уровень тенденции к эмпатии. 12 % показали высокий уровень эмпатийности и 36 % — высокий уровень тенденции к эмпатии; у 12 % опрошенных наблюдается средний уровень эмпатийности и 24 % показали низкий уровень тенденции к эмпатии (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Уровень коммуникабельности

Рис. 2. Уровень эмпатийности

Рис. 3. Уровень тенденции к эмпатии

На основе полученных данных с использованием Т — критерия Вилкоксона проверены следующие гипотеза: h1 — уровень общительности зависит от уровня эмпатийности; h0 — уровень общительности не зависит от уровня эмпатийности. С помощью математической обработки данных полученный результат подтвердил гипотезу h0. Таким образом, уровень общительности не зависит от уровня эмпатийности.

Итак, особенностью коммуникативной сферы студентов является ее изменчивость. Помимо этого, общительность, контактность, гибкость поведения, динамичность поведенческой реакции, эмоциональная сдержанность относятся к важным профессиональным качествам будущего психолога. По результатам проведенного исследования большинство опрошенных весьма общительны, что характеризуется некоторым любознательностью, разговорчивостью, легкостью высказывания своего мнения по разным вопросам, охотно устанавливают новые контакты. Хотя уровень общительности не зависит от уровня эмпатийности. Также значительная часть респондентов показала нормальный уровень коммуникабельности. Данный уровень отражает умение слушать и слышать собеседника, проявлять в общении достаточную терпеливость, благоприятное отношение к новым встречам и знакомствам. Помимо этого, некоторая часть тестируемых показала высокий уровень коммуникабельности. Людей с таким показателем коммуникабельности называют «рубаха-парень». Они всегда в курсе всех событий и дел, весьма охотно принимают участие во всех дискуссиях. Темы для общения предпочитают легкие в восприятии. Им не достает некоторой серьезности в выполнении дел.

Уровень эмпатийности и уровень тенденции к эмпатии у большинства опрошенных находятся на нормальном уровне, что характерно подавляющего большинства людей в целом. Нормальный уровень эмпатийности отражает умеренную чувствительность по отношению к окружающим людям. Что касается межличностных отношений, люди с нормальным уровнем эмпатии в своих суждениях о других людях опираются на поступки, нежели на свои личные впечатления. В процессе общения внимательны, при этом контролируют личные эмоции.

Полученные результаты весьма характерны и отражают уровень межличностных коммуникаций, присущих для возраста опрошенных. К тому же полученные результаты отражают личностное становление и готовность к освоению выбранной профессии и самореализации в ней. Что подчеркивает перспективность овладения студентами профессиональных качеств и навыков будущей профессии психолога. Все выше перечисленные аспекты коммуникационной сферы имеют важное значение в становлении студентов как профессиональных психологов. Наряду с профессиональными знаниями, умениями и компетенциями, необходимо развивать и коммуникативную сферу будущих специалистов и навык межличностной коммуникации. Что актуализирует разработку и внедрение в учебный процесс новых методов развития коммуникативной сферы и межличностной коммуникации.

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. — изд. испр. и перераб. — Москва: Прометей, 2018. — 708 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2007.
  3. Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания. /Межличностное восприятие в группе/Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  4. Бодалев А. А. Психология общения: избранные психологические труды- М.: Издательство/ Институт практической психологии. — Воронеж, 2010. — 256 с.
  5. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
  6. Леонтьев А. А. Психология общения. — 3-е изд. — М.: Смысл, 2016. — 365 с.
  7. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kommunikativnoy-sfery-studentov-psihologov
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная сфера личности, коммуникативная сфера студентов, нормальный уровень, уровень общительности, эмпатия, студенческая молодежь, уровень, уровень тенденции, межличностная коммуникация, молодой человек.


Похожие статьи

Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте

Роль педагогического опыта и социального генеза в анализе мотивов культуры общения и поведения молодежи

Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств у участников образовательного процесса

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Изучение показателей динамики адаптационного процесса студентов-первокурсников

Похожие статьи

Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте

Роль педагогического опыта и социального генеза в анализе мотивов культуры общения и поведения молодежи

Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств у участников образовательного процесса

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Изучение показателей динамики адаптационного процесса студентов-первокурсников

Задать вопрос