Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза

Психология
30.01.2017
169
Поделиться
Библиографическое описание
Галкина, М. В. Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза / М. В. Галкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 320-324. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38812/.


Нынешнему поколению молодых людей, присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, большая независимость и самостоятельность. Социальные и экономические события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования, которые продолжаются и сейчас, подталкивают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, ориентироваться в мире профессий и занимать независимые позиции. [1, с.3] Готовность к выбору профессии — это, во-первых, внутренняя осознанность самого факта выбора и определённость профессиональных интересов, во-вторых, осведомлённость о своих способностях и о том, какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку. [2,с.57]

В данной статье речь пойдет о вопросе, почему мы столкнулись на данном этапе с проблемой того, что выпускники техникумов не хотят работать по выбранной специальности и ехать по распределению? На базе Саратовского железнодорожного техникума, психологической службой проведено исследование студентов всех специальностей. Исследование проведено в два этапа: до прохождения производственной практики (3 курс) и после ее прохождения (4 курс). Цель проведения: прослеживание динамики развития профессионального самосознания, а так же проведение анализа влияния производственной практики на выбор профессии.

Анкеты для диагностики, разработаны таким образом, что показатели в разных вопросах связаны между собой и противоречивость ответов показывает высокое значение шкалы лжи (что говорит либо в неуверенности в выборе ответа, либо в малой информированности респондентов). После прохождения практики, на втором этапе анкетирования, все показатели, связанные между собой выровнялись, что подтверждает достоверность ответов. Поэтому, можно сделать вывод о том, как повлияла практика на профессиональное самоопределение выпускников. У студентов появилось реальное представление о своем будущем, причем и о материальной стороне, и о своем личностном развитии. Практика дала выпускникам недостающую информацию о выбранной профессии.

Кратко и по выборочным вопросам, хочу ознакомить с результатами исследования по специальностям.

Изменилось ли отношение к профессии у студентов, после непосредственного участия их в трудовом процессе по выбранной специальности?.

Энергетики.

Рис.1

Вырос интерес к профессии. Снизился показатель уверенности в материальной независимости. Показатель работы по специальности: на первом этапе 50 % этого не планировали, после практики показатель уменьшился до 14 %.

Путейцы.

Рис. 2

мой выбор «практичный» — 40 % — 25 %

мой выбор «интересен» — 23 % — 10 %

мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 30 % — 55 %

не собираются работать по специальности — 5 % — 15 %

выбор профессии 25 % родителями, 75 % самостоятельный.

Уменьшился показатель практичности выбора и интереса к профессии. Тем не менее, повысился показатель уверенности в материальной независимости. Увеличился показатель работы не по специальности, с 5 % до 15 %.

Тепловозники.

Рис. 3

мой выбор «практичный» — 28 % — 35 %

мой выбор «интересен» — 52 % — 20 %

мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 60 % — 25 %

не собираются работать по специальности — 12 % — 2 %

выбор профессии 15 % родителями, 85 % самостоятельный.

Изменился показатель практичности выбора — повысился. Снизился интерес к профессии. Снизился показатель уверенности в материальной независимости в два раза. Самый высокий показатель работы по специальности, если сначала 12 % не планировали, то после практики уменьшился до 2 %.

Связисты.

Рис. 4

мой выбор «практичный» — 15 % — 44 %

мой выбор «интересен» — 22 % — 20 %

мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 40 % — 26 %

не собираются работать по специальности — 46 % — 26 %

выбор профессии 55 % родителями, 45 % самостоятельный.

Изменился показатель практичности выбора. Снизился показатель уверенности в материальной независимости. Хороший показатель работы по специальности, если сначала 46 % этого не планировали, то после практики он уменьшился до 26 %.

Движенцы.

Рис. 5

мой выбор «практичный» — 28 % — 54 %

мой выбор «интересен» — 11 % — 10 %

мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 40 % — 70 %

не собираются работать по специальности — 25 % — 25 %

выбор профессии 55 % родителями, 45 % самостоятельный.

Значительно вырос показатель практичности выбора. Сохранился интерес к профессии. Сохранился полностью показатель работы по специальности, но у студентов этой специальности выбор профессии изначально был поровну: самостоятельный и родителями!

Автоматики.

Рис. 6

мой выбор «практичный» — 25 % — 55 %

мой выбор «интересен» — 25 % — 20 %

мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 40 % — 20 %

не собираются работать по специальности — 50 % — 30 % — 70 %

выбор профессии 60 % родителями, 40 % самостоятельный.

Вырос показатель практичности выбора. Сохранился интерес к профессии. Снизился показатель уверенности в том, что будет материальная независимость. Уменьшился показатель работы по специальности, если сначала 50 % этого не планировали, то после практики он уменьшился до 30 %.

Хочется отметить, что все специальности разделились условно на две подгруппы. Одна: тепловозники, движенцы и путейцы — в основном своем количестве, собираются посвятить себя железной дороге. Вторая: автоматики, связисты, энергетики — смотрят более широко на свои возможности и не ограничивают так жестко рамки полученной в нашем техникуме специальности. Большое количество студентов не ограничивают свою специальность рамками железной дороги. Многие выпускники планируют дальнейшее обучение в вузах и считают образование, полученное в нашем техникуме, хорошей базой для этого. В среднем от 20 до 30 % с каждого отделения. Проведенное исследование показало динамику развития профессионального самосознании учеников ссуза. После прохождения производственной практики, можно отметить положительное изменение в профессиональном развитии студентов — не один из них не написал, что «ему все равно, кем быть». Это очень значительный показатель личностного развития и самоопределения.

Важный вывод о значении прохождения производственной практики очевиден и подтвержден цифрами двухлетнего исследования. После того, как студенты реально познакомились на практике с обязанностями, связанными с выбранной специальностью, показатель тех, кто определился с выбором профессии и принял решение работать или не работать по специальности стопроцентный. Он колеблется по специальностям от 70 % до 98 %. Так же, по результатам анкетирования, видно, что именно самостоятельный, осознанный выбор будущей специальности подростком, помогает ему успешно обучаться, а в дальнейшем и работать по профессии. Родители и педагоги, несомненно, должны оказывать помощь и поддержку в выборе пути, но это не должно носить характер настойчивого давления. Необходимо заинтересовывать подростков, творчески подходить к педагогическим и родительским обязанностям, грамотно организовывать профориентационную работу в учебном заведении.

Литература:

  1. Концепция профессионального самоопределения молодежи / В. А. Поляков, С. Н. Чистякова и др. // Педагогика. — 2013. — № 5.
  2. Профессиональные пробы и выбор профессии: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М.: Просвещение, 2009.
  3. Пряжникова, Е. Ю. Поучительная история развития профессионального самоопределения в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psyparents.ru/read/articles/2300/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 320-324):
Часть 4 (cтр. 315-405)
Расположение в файле:
стр. 315стр. 320-324стр. 405

Молодой учёный