Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)

Статья просмотрена: 1695 раз

Библиографическое описание:

Севастова, Т. Н. Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов / Т. Н. Севастова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/654/ (дата обращения: 16.12.2024).

В современных социально-экономических условиях функционирования российского общества качественно новые характеристики приобрел процесс профессиональной социализации студенческой молодежи.

Проблема профессиональной социализации впервые рассматривается социологами на рубеже XIX и XX веков в основе общей теории социализации. В 20 – 30х годах ХХ века исследуется в рамках структурно - функционального подхода. Значительный вклад в развитие теории профессиональной социализации внесли Т.Парсонс и П. Сорокин. Позже Нейл Смелзер занимался изучением социализации личности, используя структурно – функциональный подход. Научные труды П.Бло, О.Данкен, Э.Джексон, С. Липсет, Г. Крокет были посвящены исследованию феномена социально-профессиональной мобильности.

К.Д.Ушинский, В.П. Вахтеров, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев, Н.А.Рыбников, В.М. Фармаковский и др. обсуждали проблемы трудового и нравственного воспитания, развития у подростков общих основ трудоспособности, формирования их готовности к трудовой жизни, выбору профессий, а также формирования деловых способностей и волевых качеств.

Свой склад в развитие теории профессиональной социализации внесли отечественные ученые, изучающие особенности планирования жизненной перспективы и формирование представлений о профессиональном будущем (К.А. Абульханова-Славская, Г.А.Чередниченко, В.К.Шаповалов, М.Х.Титма, М.Р.Радовель и др.). В.Ф.Сафин, Е.И.Головаха, Н.С. Пряжников, С.Н.Чистякова, Е.А.Климов и др. рассматривали профессиональную социализацию как неотъемлемую часть жизненного самоопределения. В.А. Нечаев занимался вопросами институциализации и сущности профессионального образования и его роли в процессе социализации молодежи. В работах С.М.Богословского, Е.М.Дементьева, Ф.Ф.Эрисмана и др. широко освещены вопросы профессионального развития личности и трудовой деятельности человека. В настоящее время проблема профессиональной социализации, становления и развития личности профессионала активно исследуются Е.А. Климовым, Н.А. Перинской, А.К. Марковой, О.В.Ромашовым, С.В. Новиковым, В.Д. Шадриковым.

На процесс социализации личности оказывают влияние социальные институты. Прежде всего, это институт профессионального образования. Профессиональная социализация обусловлена тем, что именно через профессиональное образование и производственную деятельность происходит передача ранее накопленного опыта и воспроизводства на практике трудовых отношений.

Педагогическое сопровождение социально-профессиональной адаптации учащейся молодежи направлено на содействие в выявлении профессиональных интересов и склонностей, определение реальных возможностей в овладении выбранной профессии или специальности, построение профессиональных перспектив, вхождение в новый учебный и трудовой коллективы, закрепляемость выпускников на производстве. Поиск педагогических вариантов работы, создания непрерывной деятельности, направленной на функционирующую социально-профессиональную адаптацию учащихся, подготовку их к самостоятельной трудовой деятельности, готовность к социальному и производственному общению, требует наглядно обоснованных педагогических условий ее организации, объективного анализа роли основных участников данной работы, определения критериев ее эффективности. Проводимое мною исследование ориентировано на решение актуальной задачи по организации педагогического сопровождения профессиональной социализации будущего конкурентоспособного специалиста.

Предметом исследования является система педагогического руководства по освоению профессиональной социализации. Цель – обосновать и разработать условия, обеспечивающие успешное освоение профессиональной социализации. Мною была выдвинута гипотеза, что результаты профессиональной социализации зависят от деятельности средне – специального учебного заведения (обучение и предоставление условий для внеучебной занятости).

Подготовка будущего специалиста в средне-специальном учебном заведении сводится не только к получению профессиональных знаний, но и к подготовке работать в профессиональной группе.

Профессиональная группа - это совокупность работников, связанных единым производственным, управленческим процессом, близкими по содержанию управленческими ролями имеющих свои собственные групповые интересы и ценности. [5, с.90]

Профессиональная группа представляет собой профессиональное сообщество. Как и любая группа, она характеризуется ценностными ориентациями и в целом группа рассматривается как социальный институт, который характеризуется ценностными ориентациями, профессиональной культурой, характером производственных отношений, готовностью решения инновационных задач.

Основными ценностно-нормативными элементами структуры группы являются потребности, ценности, нормы [1]. Применительно к трудовой организации ценности реализуются в разной степени в зависимости от условий и организации трудового процесса. У разных работников, социальных групп в трудовой организации могут быть разные ориентации [5, с.109 – 110]. Статусно-ролевые элементы представлены статусами и ролями, которые характеризуют место, занимаемое членами группы в формальной и неформальной структуре отношений.

Хорошие традиции, общие ценности, нормы, обычаи и т.д. позволяют установить нормально – психологический климат в коллективе, сближают цели работника с целями организации. [5, с. 96]

Рядом научных исследований доказывается, что на новом месте работы определенное количество времени затрачивается на адаптацию к новым условиям и организации труда, а это сказывается на результативности труда. Чем выше образовательный и культурный уровень работника, тем выше его эффективность и качество труда.

Межличностные отношения. Члены производственной группы вынуждены взаимодействовать друг с другом независимо от их стремлений и желаний. В процессе взаимодействия между ними формируются групповые социально – психологические феномены, которые являются духовными регуляторами социальной жизни и влияют на эффективности их деятельности. К ним относятся цели, нормы, потребности и ценности. Неформальные отношения строятся на основе элементов группового сплочения и совместимости. К таковым относятся: взаимопомощь и поддержка, доверительные отношения. Человек принимает ценностно-ориентационное единство группы (если оно существует), если его нет, то человек транслирует сложившиеся ценности той референтной группы.

В 2002 году была предпринята попытка кардинального обновления стандартов образования на новых основаниях, сочетающих культурологический и «компетентностный» подходы к содержанию образования.

Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. Для достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества. [2]

Следует отметить неоднозначность толкования понятий «компетентность» и «компетенция».

Компетентность – это готовность и способность молодых людей нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Для этого усилия всей системы образования и каждого педагога в отдельности должны быть нацелены на развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, на формирование у них умения отстаивать свои права, опираясь на знание основополагающих правовых норм и используя возможности правовой системы государства. Необходимо воспитывать у них готовность к сотрудничеству, развивать способность к созидательной деятельности, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

А.В. Хуторской рассматривает компетенцию в системе общего образования как совокупность взаимосвязанных качеств личности, отражающих заданные требования к образовательной подготовке выпускников, а компетентность – как обладание человеком соответствующей компетенцией. Автор выделяет следующие компетенции: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, компетенцию личностного самосовершенствования.

Применительно к профессиональному образованию Э.Ф. Зеер констатирует, что компетентность человека определяют его знания, умения и опыт. Способность мобилизовывать эти знания, умения и опыт в конкретной социально – профессиональной ситуации характеризует компетенцию профессиональной успешной личности. [4]

Формирование компетентности в образовательном процессе выдвигает на первое место не информированность обучаемого, а умение разрешать проблемы в различных сферах.

Проводя различия данными понятиями, ряд авторов отмечает, что компетентность выступает в качестве результата научения (обученность), в то время как компетенция – это компетентность в действии. [6]. При этом для психологического анализа процесса овладения профессиональной деятельностью выделяются такие оценочные параметры, как усвоение (знаний, навыков, умений) и применение (имеющее отношение к выполнению деятельности). [3]

Проведенное мною исследование этой проблемы позволяет полагать, что в результате образования у человека должно быть сформировано целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная социально-профессиональная компетентность человека. В таком понимании социально-профессиональная компетентность человека есть его личностное, интегративное, формируемое качество, проявляющееся в адекватности решении нестандартных задач и профессиональных ситуаций. Социально-профессиональная компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека.

Нами было проведено экспериментальное исследование на базе Краснодарского межрегионального монтажного техникума, в котором принимали участие 150 студентов 4 курса. Была разработана рабочая программа и проведен факультативный курс «Профессиональная социализация будущего техника», рассчитанный на 20 академических часов. Цель курсаформирование у студентов знаний и умений профессионального саморазвития как ключевой компетенции будущего конкурентоспособного специалиста.

Основные задачи изучения курса состоят в формировании у студентов: ценностных ориентиров избранной профессии системы знаний о поведении личности в организации, мотивации и результативности организации, групповом поведении в организации; теоретических и практических основ профессиональной социализации; опыта профессионального саморазвития.

Ведущая идея – освоение будущим специалистом опыта профессионального развития как средства его дальнейшей социализации в производственном коллективе. Состав курса: теоретические основы ценностных и рациональных аспектов профессионального саморазвития, что значимо и для студентов для осмысления путей дальнейшего профессионального роста и вхождения в производственный коллектив, и для педагогов как основание разработки способов его актуализации и стимулирования в процессе обучения; практикум по деятельностному освоению компетенций профессионального саморазвития, который направлен на формирование, который необходим будет ему в его дальнейшем профессиональном становлении.

Факультативный курс составлен в модульном варианте. В модуле 1 развиваются компетенции конкурентоспособного специалиста, имеющие «теоретическое основание» (знание как основа конструирования специальных действий). В Модуле 2 развиваются компетенции, имеющие «аксиологическое основание» (ценностное отношение к человеку). В Модуле 3 развиваются компетенции, имеющие «праксеологическое основание» (умение как алгоритм рационального действия).

По окончании факультативного курса студентами был написан тест «Экспертная оценка социально – профессиональных компетенций» (Э.Ф. Зеер). Результаты теста показали, что студенты успешно усвоили программу курса и обладают необходимыми знаниями, которые они смогут проецировать в их дальнейшей профессиональной деятельности.


Литература:
  1. Давыдова Н.С. Автореферат дисс. Социальные особенности эффективной деятельности малых форм производственных организаций. М., 2008

  2. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориетированном профессиональном образовании // Образование и наука. 2000. № 3.

  3. Зеер Э.Ф. Психолого – дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. 2002. № 2

  4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие. М., 2005

  5. Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология: учебник /О.В.Ромашов – М., 2007, с.90

  6. Хуторской А.В. В общепредметное содержание образовательных стандартов. М., 2002

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная социализация, компетенция, профессиональное образование, профессиональное саморазвитие, Профессиональная группа, факультативный курс, будущий конкурентоспособный специалист, педагогическое сопровождение, производственный коллектив, функциональный подход.

Похожие статьи

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Практики профессионального самоопределения в условиях детского дома

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Похожие статьи

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Практики профессионального самоопределения в условиях детского дома

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов