Социально-педагогические технологии формирования культуры здоровья в студенческой среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 10.06.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Шаманова, Л. А. Социально-педагогические технологии формирования культуры здоровья в студенческой среде / Л. А. Шаманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 311-312. — URL: https://moluch.ru/archive/522/114739/ (дата обращения: 16.12.2024).



На современном этапе развития отечественного образования проблема формирования культуры здоровья у обучающихся стоит очень остро. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью внедрения социально-педагогических технологий формирования культуры здоровья в студенческой среде. В Стратегии развития образования до 2025 года в Российской Федерации культура здоровья включает в себя «ряд достижений, которые передаются из поколения в поколение, и стали традициями общества по поддержанию и укреплению личного здоровья» [1].

Культура здоровья — это наиболее эффективный инструмент формирования здорового образа жизни. Само по себе понятие «здоровье» характеризуется как многомерное, многоуровневое, целостное понятие, его существенные особенности определяются рядом параметров: физическим состоянием индивида, психической устойчивостью, социальным благополучием, психологическим благополучием.

Рассмотрим опыт Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина. Овладение навыками здоровьесбережения включено в модель личности специалиста — выпускника ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина». Целью формирования здорового образа жизни студента в ассамблее является оптимизация физического развития студента, всестороннее совершенствование физических качеств и способностей, связанных с ним.

В марте 2022 г. в ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» среди студентов было проведено анкетирование с целью выявления проблемных зон в формировании культуры здоровья. В исследовании приняли участие 56 студентов 1–4 курсов разных направлений обучения: это студенты института иностранных языков, социальных технологий, точных наук и информационных технологий, гуманитарных наук, медицинского института.

Так, на вопрос: «Придерживаетесь ли Вы ЗОЖ?», 61 % опрошенных ответили, что придерживаются ЗОЖ время от времени, и только 6 % ответили, что активно ведут здоровый образ жизни. В этом случае, скорее, у многих отсутствует мотивация к поддержанию ЗОЖ. В частности, в ходе опроса выяснилось, что почти половина опрошенных имеет вредные привычки. В этом случае, можно сделать вывод, что у студентов существует явная нехватка знаний о способах сохранения здоровья, его укрепления и поддержания.

На вопрос: «Что вам мешает придерживаться принципов здорового образа жизни», 89 % отметили недостаток времени и материальные трудности, 11 % респондентов мешает отсутствие условий и необходимого упорства, воли, настойчивости. Также 28 % ответили, что им ничего не мешает. Поэтому при организации образовательной деятельности необходимо формировать у обучающегося здоровый образ жизни, с точки зрения внеурочной деятельности, уделять время занятиям, посвященным культуре здоровья студентов.

В ходе исследования респондентов попросили оценить по пятибалльной шкале, насколько полезны теоретические и практические знания, полученные ими в областях «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура». Согласно полученным результатам, студенты оценили преимущества курса «Физическая культура» на 5 баллов, а курса «Безопасность жизнедеятельности» — на 3 балла. Это позволяет сделать вывод, что студенты университета больше заинтересованы в практических занятиях, чем в теоретических занятиях, доступных в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Респондентам был задан вопрос: «Какой внеучебной деятельностью Вы занимаетесь в университете?», на что больше половины опрошенных (52 %) ответили, не занимаются никакой внеучебной деятельностью. 16 % обозначили своими занятиями спортивные секции, 8 % занимаются студенческим самоуправлением, остальные опрошенные ответили, что увлекаются творчеством (6 %), входят в состав добровольческих объединений (6 %), входят в состав студенческих отрядов (6 %), занимаются патриотическим направлением (6 %). Ответы на данный вопрос настораживают, так как в университете созданы мероприятия, занятия и секции с различными направлениями для удовлетворения потребностей каждого студента. Это указывает на то, что у большинства студентов отсутствует личностная мотивация развиваться.

Респондентам был задан вопрос: «Что является источником информации для них о мероприятиях, проводимых университетом», на который большая часть студентов ответила, что основным источником являются друзья и знакомые. Полученные данные позволяют сделать вывод, что нужно усилить информационно-просветительскую работу в вузе.

Исследование показало, как студенты регулярно занимаются физической активностью. Большинство респондентов заявили, что у них есть занятия по физической культуре или основная физическая нагрузка в тренажерном зале Сыктывкарского государственного университета. Однако студенты выразили недовольство эксклюзивным посещением спортзала. Студенты разных специальностей посещают меньше уроков физкультуры и хотят бесплатно посещать университетский тренажерный зал.

Ответы на вопрос: «Дайте оценку деятельности вашего университета по обеспечению здорового образа жизни студентов» очень важны, а большие полученные данные респондентов требуют пересмотра содержания образовательных программ университета в сторону активизации в сторону здоровьеориентированных студентов, в том числе в досуге, ориентированном на здоровье.

Данные, полученные в ходе исследования, позволяют сделать выводы. Большинство студентов «СГУ им. Питирима Сорокина» несмотря на то, что они осознают ценность здоровья, не принимают активного участия в здоровьесберегающих мероприятиях университета, следовательно, им не хватает личной подготовки к управлению здоровьем, выраженной в мотивации, для того, чтобы владеть соответствующими информацией и поддержания собственного здоровья.

Полученные данные свидетельствуют о том, что содержание образовательных программ в университете должно быть пересмотрено в сторону активизации в направлении здоровьесбережения студентов и вовлечения в досуговую деятельность в направлении здоровьесбережения. В частности, рекомендуется разработать и реализовать Программу как дополнение к основной имеющейся Программе в рамках направления «Воспитание культуры здорового образа жизни среди студентов СГУ» на 2023/2024 учебный год. Из социально-педагогических технологий мало задействованы такие, как коуч-технологии, технология рейтинга достижений, технология «портфолио», их нужно усилить.

Исследования, проведенные с целью выявления проблемных зон в формировании культуры здоровья студентов, показали, что необходимо создать условия для активного участия студентов в решении проблем личностного и профессионального развития, а также усилить их деятельность в области здравоохранения. Направление образовательной деятельности — «формирование ценности здорового образа жизни и развитие системы физической культуры и массовых соревнований, создание условий для физического развития молодежи». В частности, рекомендуется разработать и реализовать программу «Воспитание здорового образа жизни» в рамках направления «формирование ценности здорового образа жизни и развитие систем, организующих массовые физкультурно-спортивные мероприятия и создающих условия для физического развития молодежи» Программу «Воспитание культуры здоровья студентов вузов в 2023/2024 годах».

Программа демонстрирует необходимость создания в университете среды социокультурного развития, единого образовательного пространства, основанного на взаимосвязи образования, науки и образовательных процессов, предоставляющего студентам реальные возможности для интеллектуального, профессионального и личностного развития, самореализации, социальной и творческой активности. Используются такие технологии, как технология поиска информации, здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления, учебного диалога, кейс-технология и т. д. В рамках этой программы предлагаются мастер-классы со специалистами из области медицины (нутрициологами, диетологами, врачами-профилактиками), коучинги со спортсменами-любителями, с инструкторами по тайской гимнастике, воркшоп с медицинским психологом на тему курения, игромании, блиц-интервью с успешными людьми, интерактивные игры, дебаты и т. д.

Для студентов данная Программа позволит повысить мотивацию к двигательной активности, здоровому образу жизни; улучшить физическое и эмоционально-психологическое состояние всех участников образовательного процесса; повысить уровень информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости посредством проведения мероприятий, а также распространения буклетов, информационных листов, плакатов, рисунков; воспринять здоровье как осознанной ценности; осуществить эффективный обмен опытом и др.

Литература:

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // СПС Консультант Плюс-2022.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, студент, большинство студентов, культура здоровья, образовательная деятельность, рамка направления, сторона активизации, Сыктывкарский государственный университет, физическая культура, формирование ценности.


Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Психолого-педагогические технологии формирования учебной мотивации подростков

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя начальных классов

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном процессе

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Психолого-педагогические технологии формирования учебной мотивации подростков

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя начальных классов

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном процессе

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Задать вопрос