В статье рассматривается значение образования в жизни современного общества и отражение основных положений в законах.
Ключевые слова : высшее образование, общее образование, общество.
В жизни современного общества образование играет одну из главных ролей, поскольку является основным источником генерирования, совершенствования и развития человеческого капитала, а следовательно, и ресурсом социально-экономического развития стран, прогресса общества и повышения благосостояния отдельного человека [3].
Образование является одним из тех аспектов, который непосредственно влияет на развитие молодежи, следовательно и на будущее государства, поскольку от уровня образованности общества в дальнейшем будет зависеть процент трудоспособного и квалифицированного населения. Данное утверждение множество раз подтверждалось в ходе самой истории — от появления книгопечатания до современности, где в веке технологий и информации важен не столько объем информации, сколько ее качество и умение грамотно ей распоряжаться.
На базе имеющихся знаний и опыта напрашивается логичное умозаключение, что любая деятельность, направленная на массы обязана проводиться профессионалами и быть регулируема определенным сводом правил, законов или трактатом. Соответственно, необходим конкретный документ или иначе, разветвленная система регулировок, содержащая как запрашиваемые требования, так и подробную характеристику порядка действий.
Данное правило относится и к системе образования. Так как для грамотного проведения политики по преобразованию и усовершенствованию в сфере образования, должны быть установлены нормы, которые смогут закрепить четкие стандарты, которые будут использоваться в образовательных учреждениях.
Право на образование закреплено в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, что говорит о том, насколько важно образование для поддержания стабильности государства, так как прежде всего оно заинтересовано в повышении благосостояния своих граждан и вовлечении их в социально-экономические процессы [4, с. 73].
Российская Федерация является правовым государством, следовательно обладает органами, отвечающими за регулирование образования и следящими за соблюдением всех норма и правил. Прежде всего это Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Минпросвещения России реализует функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации реализует функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности [1].
Государство обеспечивает своих граждан необходимыми условиями, в которых возможно раскрытие полного потенциала каждого. И для данной цели существуют уровни образования, которые делятся на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение, которые способствуют возможности получения и в дальнейшем реализации беспрерывного обучения в течении жизни.
Для общего образования в Российской Федерации предусмотрены следующие уровни:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
За общим образованием следует профессиональное, которое в свою очередь делится на:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования [2].
Литература:
- Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации»
- Проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. — Текст: электронный // edu2035: [сайт]. — URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (дата обращения: 15.06.2022).
- Лосева, О. В. Концепция человеческого интеллектуального капитала в условиях цифровизации экономики / О. В. Лосева, Н. М. Абдикеев. — Текст: непосредственный // Экономика. Налоги. Право. — 2021. — С. 73.