В статье рассмотрено развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства Российской Федерации.
Ключевые слова: учебный процесс, коммуникационные технологии, информационное пространство, сетевой ресурс, информационная система, интернет-ресурсы.
В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями [1].
Существенная роль в развитии инфраструктуры информатизации, внедрении информационных технологий в деятельность органов государственной власти, региональных и муниципальных органов управления принадлежит Федеральной целевой программе «Электронная Россия» (http://www.e-rus.ru). Исследования, проводимые в рамках этой программы, затрагивают и сферу образования.
В рамках этой программы выполняется ряд проектов по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования. Удаленный доступ к этим ресурсам, размещенным в сети Интернет Федеральным центром информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), предоставлен всем образовательным учреждениям страны.
Сетевой ресурс может использоваться в учебном процессе в различных пропорциях в очной, заочной, вечерней формах получения образования.
Существенной проблемой стала интеграция интернет-ресурсов, размещенных на образовательных порталах, на сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках и коллекциях. Для решения этой проблемы создана новая информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), нацеленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов сети Интернет, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования, а также к ресурсам системы федеральных образовательных порталов.
Мощный импульс внедрению информационных и коммуникационных технологий в систему общего образования придал приоритетный национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 году (http://минобрнауки.рф/проекты/пнпо).
Можно выделить следующие типы образовательных web-ресурсов.
1. Ресурс, доступный на сайтах дистанционного обучения. К такому типу относятся сайты, содержащие электронные курсы лекций, лабораторные практикумы, электронные задачники, электронные учебники; сайты, предназначенные для тестирования, оценки знаний; сайты центров дистанционного обучения и центров тестирования.
Примером такого ресурса является intuit.ru — Российский интернет-университет дистанционного образования.
Еще примером такого ресурса является specialist.ru
2. Ресурс, доступный на сайтах исследовательской деятельности. К такому типу относятся сайты, содержащие исследовательские работы и др.; научные лаборатории; творческие мастерские; сайты научно-исследовательских и учебных центров, научные поисковые системы
Примером такой метапоисковой системы является nigma.ru.
Интернет-сервис AntiPlagiat.ru впервые в России предлагает набор услуг, в совокупности реализующих технологию проверки текстовых документов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников. Сервис представляет собой специализированную поисковую систему.
3. Ресурс, доступный на сайтах консультативного назначения. К такому типу относятся консультативные сайты по общеобразовательным предметам; сайты для консультационной помощи научно-методическим центрам.
4. Ресурс, доступный на сайтах образовательных Internet-проектов. К такому типу относятся сайты, проводящие телекоммуникационные олимпиады и викторины; предназначенные для проведения образовательных конкурсов; сайты, осуществляющие информационно-развлекательные проекты образовательной тематики; сайты, предназначенные для формирования связей между участниками образовательного процесса.
Электронные образовательные ресурсы нового поколения, мультимедиа интерактивные образовательные продукты уже с лета 2009 года доступны всей стране. Открыт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР (fcior.edu.ru). Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.
5. Ресурс, доступный на сайтах учебных заведений. К такому типу относятся: сайты вузов, сайты факультетов вузов, сайты высших учебных заведений, например, tstu.tver.ru
6. Ресурс, доступный на сайтах культурной и образовательной информации. К такому типу относятся: виртуальные библиотеки, сайты библиотек, виртуальные журналы и газеты образовательной тематики, сайты образовательных газет и журналов, виртуальные музеи, сайты музеев, виртуальные клубы (кафе).
Примером является ресурс rsl.ru Российской государственной библиотеки
Еще примером может являться новый сайт для поиска и доступа к учебной и научной литературе, который работает под управлением электронной библиотечной системы Vivaldi. Сайт располагается по адресу http://www.vivaldi.ru.
7. Ресурс, доступный на сайтах справочного характера. К такому типу относятся: электронные энциклопедии, сайты-словари, электронные справочники, сайты-каталоги, базы данных, сайты, содержащие справочную информацию о проводимых конференциях и т. п.
Примером такого ресурса является Википе́дия (англ. Wikipedia) — свободная общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия, поддерживаемая некоммерческой организацией «Фонд Викимедиа».
Литература:
1. Корчагин П. В. Стандартизация качества высшего образования [Текст] / П. В. Корчагин // Молодой ученый. — 2014. — № 17. — С. 496–497.