В статье рассматривается возможность применения педагогами образовательных организаций в своей деятельности использовать глобальную сеть Интернет.
Ключевые слова: интернет-ресурсы, порталы, глобальная сеть Интернет
В настоящее время современный педагог должен хорошо ориентироваться в нарастающем потоке информации и уметь правильно отбирать из неё необходимое для воспитания и обучения учащихся, у него должны быть сформированы умения использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы. Сегодня общество проявляет более серьезные требования как качеству труда и уровню компетентности педагога, так и объему, актуальности знаний и их системной организации.
Данные условия отражены в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), что выпускники педагогических направлений должны быть готовы к использованию основных методов и средств получения, хранения, переработки информации, уметь работать с компьютером как средством управления информацией, также работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
В современной системе образования источники знаний кардинально изменяются каждый день, по сравнению какими они были десять или двадцать лет назад. В своей работе педагоги получают информацию, не только из традиционных учебных материалов, но и из средств массовой информации. В этом случае крупнейшим информационным источником является глобальная сеть Интернет, на сегодняшний день эта практически единственная глобальная сеть, используемая в системе образования. Эта телекоммуникационная сеть предоставляет возможность коллективного доступа к учебным материалам, которые могут быть представлены в виде старых учебников, которые были сканированы или электронно-напечатанных текстов, в виде сложных интерактивных систем, компьютерных моделей, виртуальных учебных сфер и других информационных средств.
В своем исследовании Н. Г. Каменкова и С. В. Сурикова, в котором они описывали особенности использования Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности педагога, они классифицировали информационные ресурсы в сфере образования, размещенные в сети Интернет, и выделили группы [2]:
‒ научно-популярная информация (различные издания, газеты и журналы);
‒ справочная информация (справочники, сетевые словари, «виртуальные библиотеки», энциклопедии);
‒ образовательная информация (дистанционные курсы, вебинары, методические разработки и т. д.);
‒ познавательная информация (тематические сайты, которые посвящены проблемам в образовании).
В настоящий момент в сети Интернет обозреваются материалы разного качества, они могут иметь никакого рецензирования, а есть те, которые написаны опытными исследователями, педагогами и кандидатами наук в сфере образования. Основное содержание сайтов, посвященных вопросам образования — это результат методической деятельности педагогов: конспекты уроков и различных мероприятий, статьи, тематические подборки заданий, индивидуальные образовательные маршруты, учебные программы и планы. Чаще всего представленные материалы не проверяются на достоверность, методическую корректность и грамотность.
В своём исследовании Т. Ж. Базаржапова описала педагогические ресурсы сети Интернет, которые является грамотными и проверенными порталами [1, с. 10]. Главный портал является Федеральный ресурс «Российское образование», он является главным порталом Министерства образования и науки РФ и содержит огромное количество профессиональной информации для всех категорий педагогов. На портале Министерства образования и науки РФ, информация размещается и обновляется каждый день, практически сразу, когда принята или утверждена, на портале педагоги могут найти для себя законодательно — нормативные документы, регламентирующие различные аспекты деятельности образовательных учреждений и осуществлять проведение экспертной и оценочной деятельности.
Педагогическая и методическая информация содержится на тематических образовательных ресурсах и сайтах, которые посвящены определенному кругу педагогическому проблемы, например сайт гуманитарной направленности (www.auditorium.ru).
Чтобы получить самую оперативную информацию по разным проблемам модернизации системы образования, познакомиться с региональным опытом и результатам эксперимента, узнать интересующие вопросы на форуме педагоги могут на сайте Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ (http://www.apkpro.ru).
Педагоги все чаще предпочитают заниматься в электронных библиотеках, такие ресурсы дают возможность работать над информацией в любое им удобное время, помогает сократить время профессиональной деятельности за счет экономии временных и трудовых ресурсов.
Проанализировав российские образовательные Интернет-ресурсы, показал, мы увидели, что они очень разнообразны по содержанию, форме, способу подачи и представлению информации. Министерством образования и науки РФ был создан каталог, чтобы у пользователя не возникало трудностей разобраться в многообразии материалов, в нём представлены результаты анализа образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет. Этот каталог содержит Интернет-порталы, систематизированных по различным критериям: от организации-создателя разного уровня (федеральные, региональные) до предметного (перечень дисциплин, изучаемых в школе).
Есть несколько вариантов для использования ресурсов сети Интернет в образовательном пространстве:
- для организации учебно-образовательного процесса с использованием ИКТ (для создания предметных презентаций, тестовых оболочек, видеоконференций, фильмов и интерактивных игр);
- для организации внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в проектную деятельность;
- методическая поддержка педагогов, в разработке образовательной документации и в поиске методических материалов (разработка уроков, тестов, учебных программ и планов и индивидуальных образовательных маршрутов).
Таким образом, образовательное пространство меняется из-за нового этапа информатизации, в образовательных учреждениях широко используется современные информационно-коммуникационные технологии и информация, которая предоставления сетью Интернет.
Литература:
- Базаржапова Т. Ж. Использование интернет-ресурсов в профессиональной деятельности учителя // Вестник бурятского государственного университета. — 2008. — № 15. — С. 10–13
- Каменкова Н. Г., Сурикова С. В. Особенности использования Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности учителя начальных классов // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2011. — № 2. — С. 46–56.