Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога
Автор: Невзорова Анна Витальевна
Рубрика: Система образования
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.
Дата публикации: 18.12.2016
Статья просмотрена: 801 раз
Библиографическое описание:
Невзорова, А. В. Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога / А. В. Невзорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1782/ (дата обращения: 16.12.2024).
Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» на 2011–2020 годы, свидетельствует о важности и значимости формирования информационной среды, являющейся общественным ресурсом развития образования [1].В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, наличие интерактивного электронного контента по всем учебным предметам включено в требования к условиям реализации образовательных программ.
Рассмотрим возможности профессионального развития педагога в условиях информационной среды современной школы. Как правило, в школе первостепенное значение придается информатизации всех сфер деятельности образовательной организации. Информационная компетентность педагогических работников является одной из основных, она заключается в готовности вести дистанционную образовательную деятельность, использовать компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы, вести школьную документацию на электронных носителях [3]. Процесс информатизации современной школы находится на том этапе, когда имеется достаточный материальный и кадровый потенциал и необходимо более эффективно использовать эти ресурсы в решении самых разнообразных задач в педагогическом процессе от управления образовательной системой до обучения и воспитания школьников. С этой целью в школах разрабатываются локальные программы информатизации образовательной среды.
За годы внедрения компьютерных технологий в системе общего образования, в среднестатистической школе многое изменилось. Постоянно увеличивается количество компьютеров на одного ученика.Заметно увеличивается и технический потенциал, он включает цифровые видеокамеры фотоаппараты, интерактивные доски, систему беспроводной связи, устройство оцифровки изображений, музыкальный центр, проекторы и другое оборудование. Количество компьютерных классов в школах также неуклонно растет. При хорошей обеспеченности школы компьютерной техникой, один из компьютерных классов может использоваться только дляобучения информатике, другие — для обучения иностранному языку или работать как ресурсный центр. Наличие локальной сети с выделенным сервером позволяет оперативно передавать необходимую информацию любому члену коллектива, у которого есть оборудованное компьютером рабочее место, а установленная антенна системы Wi-Fi, решает проблему связи с педагогами в случае размещения школы в нескольких зданиях. С помощью этой же антенны может устанавливаться связь с домашним компьютером инженера по обслуживанию компьютерной техники. Все компьютеры, включенные в локальную сеть, имеют выход в Интернет, что также значительно расширяет возможности образовательной среды и повышает инновационные потенциалы педагогической деятельности.
Развитие инфраструктуры и оснащение компьютерной техникой образовательной организации позволяет активизировать процессы совершенствования управления в системе образования на основе использования специализированных программных продуктов и участия в образовательно-социальных виртуальных сетях. Так, например, в школах, где создана база данных по учащимся и учителям в школе, существует возможность автоматизировать отчетность, проводить тарификацию, проводить статистические исследования среди учащихся и учителей. Конфигурация «1С: Школьная Библиотека», предназначенная для комплексной автоматизации работы школьной библиотеки, позволяет автоматизировать рабочие места библиотекаря, читателя, преподавателя и администратора. В случае установки более полной версии данной программы — «1С: Школьная библиотека ПРОФ», появляется возможность работать с литературой и учебниками через сканер штрих-кода. В программе ведется учет учебников и художественной литературы, благодаря чему возможен переход на учет литературы с помощью штрих-кода.
Школьный эксперимент по введению в учебный процесс электронного журнала и электронных дневников, который осуществляется на базе образовательной сети Дневник.ру перешел уже в разряд повседневной педагогической деятельности. Сервисы виртуальной сети Дневник.ру соответствуют единым требованиям к информационным системам и административным регламентам по ведению электронных журналов успеваемости и дневников, позволяют осуществлять оказание государственных услуг в сфере образования в электронном виде в соответствии с федеральным и региональным законодательством. На страницах Дневника накапливается электронное портфолио учащихся, учителями школы ведутся консультации по подготовке к государственной (итоговой) аттестации, олимпиадам.
Эффективное внедрение информационно-коммуникационных технологий невозможно без решения проблем повышения ИКТ-компетентности педагогов, предполагающей готовность к организации обучения в современной электронной среде, наличие специальных навыков и приёмов разработки электронных курсов, владение приёмами электронного взаимодействия, методами и формами электронного обучения. Овладению педагогами этими технологиями способствует система методической службы в школе. Она может осуществляться на базе ресурсного центра, в котором во многих школах установлено оборудование видеоконференцсвязи. С помощью этого оборудования педагоги и руководители образовательного учреждения участвуют в семинарах, конференциях, принимают участие в совещаниях регионального и всероссийского уровня. Использование видеоконференцсвязи — это еще один способ повышения квалификации педагогов. Сеансы видеоконференцсвязи позволяют педагогам школы и руководящим работникам без выезда в различные города принимать участие в семинарах, вебинарах и конференциях.
Принципиально новой формой самореализации и профессионального роста педагога является участие в сетевых проектах. Как показывает анализ существующих электронных ресурсов педагогического содержания, уже большое количество педагогов вовлечены в процесс размещения и презентации информации об опыте своей работы на страницах самых разнообразных сетевых сообществ. Самыми популярными интернет — ресурсами среди педагогов Ярославской области являются «Сеть творческих учителей»; «Социальная сеть работников образования»,«Педсовет.ру» и др.
Комплекты мультимедиа, компьютерные лаборатории широко применяются педагогами, как в образовательном процессе, так и исследовательской деятельности учащихся. Уже стало традицией проводить научно-исследовательские конференции для учащихся старших классов по информационным технологиям, где учащиеся защищают свои разработки. Примерами таких работ старшеклассников могут служить «Создание музыкального мультфильма в Macromedia Flash», «Редактор 3DS Max для будущего студента», «Создание интерактивного теста с выбором ответа в Visual basic».
Сетевые конференции, конкурсы и олимпиады — принципиально новая форма обучения в Интернете, формирующая заинтересованность в результатах, подталкивающая к самообразованию и саморазвитию работников образования. Следует отметить результативностьи положительную динамику участия в интернет-конкурсах и олимпиадах среди педагогов и учащихся. Формы дистанционного обучения используются и в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, в рамках реализации направления «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» национального приоритетного проекта «Образование» учащиеся обучаются в дистанционном режиме по общеобразовательным дисциплинам.
С появлением компьютерной техники заметно изменилась и внеурочная деятельность в школе. Появляются новые кружки, студии, а старые активно используют информационные технологии в своей работе. Так, во многих школах работают фото-видео- студии или даже школьное телевидение.С советских времен многие школы сохранили традицию выпуска школьной газеты, и в современной информационной среде значительно усовершенствовали технологию работы над ней. Часто электронный вариант газеты публикуется на школьном сайте. Обычно материалы готовятся учениками под руководством учителей в школьной редакции.
Современная компьютерная техника позволяет расширить как учебную, так и воспитательную работу. Современный школьный актовый зал хорошо оборудован: имеется проектор, светомузыкальная установка, компьютер для управления светом и музыкой,медиатека насчитывает сотни дисков по всем школьным предметам, административной работе и внеурочной деятельности. Педагоги отмечают как одни из лучших комплекты электронных карт по географии и истории компании «Дрофа», их можно использовать для интерактивной доски и это заметно облегчает работу с картой. Также среди продуктов для интерактивной доски можно выделить электронные плакаты по физике «Молекулярная физика», математике «Графики функций», биологии «Анатомия и физиология человека», русскому языку «Части речи» компании «Новый диск». Яркие красочные слайды данных пособий заметно оживляет урок, привлекает внимание учеников и помогает понять срытые глазу процессы в природе.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что информационная среда образовательного учреждения и ИКТ-компетентность педагогов оказывают влияние друг на друга. Несомненно, успех информатизации во многом зависит от наличия технологических (аппаратных и программных), информационных и организационных ресурсов, продуманной политики руководства образовательной организации в сфере формирования информационной инфраструктуры, от степени участия обучающихся и родителей в наполнении ИКТ — насыщенной образовательной среды. И всё же многое определяется ИКТ-компетентностью педагогов, их мотивацией к использованию информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе [2].
Результаты анкетированияпедагогов для определения частоты использования информационно–коммуникационных технологий показали, что чаще всего учителя пользуются общими навыками (ввод и форматирование текста, создание таблиц, графиков, диаграмм, использование шаблонов), второе место заняли такие умения как вставка рисунка, ввод простых формул; а реже всего, как ни странно, учителя создают рисунки и презентации, а также пользуются поисковыми системами и электронной почтой. Наряду с этим мы выяснили, что примерно половина опрошенных нами учителей относится к слабым пользователям, примерно треть — к пользователям среднего уровня, и только десятая часть владеют минимальными пользовательскими навыками в полном объеме. Необходимо также отметить, что педагоги, указавшие в анкетах, что они умеют пользоваться компьютером, значительно различаются по уровню пользовательских навыков, в связи с чем в этой области имеются значительные резервы для роста.
Для успешнойреализации школьной стратегии информатизации необходимо убеждать учителей, в первую очередь, самим ежедневно пользоваться эффективной для решения профессиональных задач компьютерной техникой, осваивать пользовательские навыки, во-вторых, наращивать компьютерный парк школы, совершенствовать информационную среду, и в-третьих, обеспечить рост мотивации профессиональной деятельности педагогов, создать условия для повышения их информационно-коммуникационной компетентности.
Литература:
- Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» на 2011–2020 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/ Дата обращения 11.01.2016
- Невзорова А. В. Профессиональные задачи педагога в области культурно-просветительской деятельности// Дополнительноепрофессиональноеобразованиев условияхмодернизации: материалышестойвсероссийскойнаучно-практическойинтернет-конференции (смеждународнымучастием) / поднауч. ред. М. В. Новикова. — Ярославль: Изд-воЯГПУ, 2014. — С. 119–122
- Невзорова А. В., Лебедева Л. А. Роль образовательной среды школы в обеспечении качества начального общего образования // Современное начальное образование: актуальные проблемы обучения и воспитания: сб. материалов Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (24 марта 2015 г., г. Пермь, Россия / ред. кол.: Л. В. Селькина (глав. ред.), М. А. Худякова (отв. за выпуск); Перм. гуманит.пед. ун-т — Пермь: Астер, 2015. — С. 258–263