Цифровые образовательные ресурсы и организация учебной деятельности в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 24.11.2018

Статья просмотрена: 1665 раз

Библиографическое описание:

Рослякова, Л. А. Цифровые образовательные ресурсы и организация учебной деятельности в школе / Л. А. Рослякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 378-379. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54055/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современные технологии, основанные на использовании компьютеров, появились сравнительно недавно. Однако удобство в пользовании, а также уникальные возможности при работе с информацией, размещенной на электронных носителях, уже оценены по достоинству. В настоящее время интенсивно развивается процесс создания учебников, справочников, методических разработок на компакт- дисках, размещения необходимых обучающих программ в сети Интернет. [1]

Деятельность современного педагога на уроке и во внеурочной работе согласно требованиям ФГОС должна быть нацелена на развитие личности ребенка способного самостоятельно мыслить. Огромную поддержку в данном случае оказывают современные компьютерные технологии. Не для кого уже не секрет, что современные методы и приемы работы на уроке повышают интерес обучающихся, побуждая их к активным действиям. Поэтому учителю необходимо включать в элемент занятия цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. [5]

Современное образование располагает достаточно большим количеством ЦОР, расположенных на разных образовательных порталах. Наличие разнообразных материалов к уроку освобождает педагога от создания собственных ресурсов и открывает ряд возможностей для создания качественного занятия. Однако их применение в образовательном процессе требует определенных навыков и умений. Часто педагог считает, что наличие презентации к уроку является достаточным условием проведения урока с ИКТ- поддержкой. На самом деле учителю не стоит забывать о том, что каждый ресурс используется в определенном методе обучения.

По характеру деятельности обучающегося в учебном процессе обычно выделяю несколько методов обучения:

‒ объяснительно-иллюстративные методы;

‒ репродуктивные методы;

‒ методы проблемного изложения изучаемого материала;

‒ частично- поисковые методы;

‒ исследовательские методы. [3]

Методов может быть много, но все они должны соответствовать основным принципам дидактики, которые сформулировал ещѐ Я. А. Коменский.

  1. Принцип сознательности и активности.
  2. Принцип наглядности.
  3. Принцип постепенности и систематичности знаний

4. Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками. [4]

Использование ЦОР в педагогической практике современного учителя способно поддержать данные принципы, если использовать их правильно. При использовании обычной презентации к уроку в качестве изложения учебного материала учитель, скорее всего, будет применять объяснительно- иллюстративный метод. Педагог использует содержание отдельных ресурсов как средство предъявления новой информации для школьника. В этой ситуации, обучающиеся пассивно взаимодействуют с содержанием ЦОР на уровне восприятия информации, наблюдения, запоминания и т. д. Этого может быть достаточно только для начинающего педагога. В урочной и внеурочной деятельности эффективно используют разные виды информационных ресурсов. Творческий и увлеченный педагог, несомненно, пойдет дальше и будет искать или создавать свои ресурсы для применения репродуктивных методов. Которые предполагают в процессе своего использования формирования у обучающихся новых умений и навыков, а также для осуществления контроля полученных знаний.

Содержание ЦОР может стать источником создания проблемной ситуации, постановки учебной проблемы, демонстрации способов ее решения. Опыт работы показывает, что использование учителем цифровых образовательных ресурсов помогает при организации самостоятельной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей, таких как самостоятельное изучение материала, организация и проведение виртуальных лабораторных и практических работ, создание учебных проектов, организация учебных игр и др. При проведении урока в традиционной форме его содержание теряет свою актуальность. При творческом подходе создания урока с использованием данных ресурсов получение обучающимися новой информации должно происходить процессе самостоятельной деятельности обучающихся, которая заключается в оценке содержания ЦОР, работе с Интернет-ресурсами и другими информационными ресурсами (книгами, словарями, энциклопедиями и т. д.), с которыми они обязательно должны уметь работать.

Задача современной школы — не «давать готовые знания», а научить приобретать их, дать в руки современный инструмент и жизненные ориентиры, сформировать определенный уровень информационной культуры. [2]

Литература:

  1. Гавриков А. Л., Возможности использования электронных учебников в образовательном процессе URL http://www.artinfo.ru/eva/EVA2000M/eva-papers/200003/Gavrikov-R.htm
  2. Использование ресурсов Интернет в учебно-воспитательном процессе URL http://www.teacherjournal.ru/shkola/informatika/2322-ispolzovanie-resursov-internet-v-uchebno-vospitatelnom-proczesse.html
  3. Лернер И. Я., Скаткин М.Н О методах обучения // Советская педагогика. 1965. — № 3
  4. Педагогические идеи Яна Амоса Коменского URL https://pandia.ru/text/79/514/17180.php
  5. «Цифровые образовательные ресурсы как электронный компонент процесса обучения» URL https://worldofteacher.com/8688-konsultaciya-dlya-pedagogov-doo-cifrovye-obrazovatelnye-resursy-kak-elektronnyy-komponent-processa-obucheniya.html
Основные термины (генерируются автоматически): ресурс, метод обучения, самостоятельная деятельность обучающихся, современное образование, урок.


Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития образования

Основы и структура модульной системы образования в средней школе

Электронные образовательные ресурсы, их классификация и использование в урочной и внеурочной деятельности школьников по биологии

Цифровые технологии для совершенствования образовательного процесса и воспитательной работы в дополнительном образовании

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира

Методы обучения и важнейшие факторы повышения эффективности качества образования

Сущность и особенности формирования учебной деятельности в школе. Учебная деятельность подростков

Современные образовательные технологии на уроках русского языка в школе

Методы и приемы формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования

Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития образования

Основы и структура модульной системы образования в средней школе

Электронные образовательные ресурсы, их классификация и использование в урочной и внеурочной деятельности школьников по биологии

Цифровые технологии для совершенствования образовательного процесса и воспитательной работы в дополнительном образовании

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира

Методы обучения и важнейшие факторы повышения эффективности качества образования

Сущность и особенности формирования учебной деятельности в школе. Учебная деятельность подростков

Современные образовательные технологии на уроках русского языка в школе

Методы и приемы формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования

Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе

Задать вопрос